Элективный курс по географии для 10-11 кл. «География производства в условиях рыночной экономики»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»



ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ

«География производства в условиях рыночной экономики»

для 10 класса (22 ч)





Направление - образовательный процесс Автор: Миллер А.Л.

Кафедра физико-математических и естественных наук Учитель: Омарова Т.В.

учитель географии

МОУ «Политехнический лицей»







г. Мирный

2009/2010 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Элективный курс рассчитан на 35 часов. Данный курсом можно завершать школьное географическое образование, рассматривая конкретные вопросы территориальной организации производства, причём на современном этапе общественного развития не только в России, но и в других странах мира, имеющих определённую специфику, связанную с условиями рыночной экономики.

Курс является синтетическим. Успешное его восприятие зависит от уровня подготовки учащихся по курсам экономической географии России, а также экономической и социальной географии мира. Именно эти курсы школьной географии являются отправными точками для успешного восприятия учеником содержания настоящей программы.

В условиях становления рыночной экономики и активизации международных контактов предъявляются новые требования к уровню экономической образованности выпускников школы, которые должны быть хорошо информированы в области экономики, права, обществознания и других предметов социально-экономического цикла.

Цели и задачи курса:

  • освоение системы знаний о размещении (географии) производства в современных условиях

  • развитие и воспитание личности, способной к самостоятельному и ответственному действию;

  • развитие способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической сфере жизнедеятельности общества;

  • воспитание экономического мышления, организованности;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и исследований.



Ожидаемые результаты курса (для учащихся):

  1. Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.

  2. Дополнить и углубить знания о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства.

  3. Формирование информационной культуры учащихся.

  4. Творческие отчёты (различные формы) о полученных знаниях.




Ожидаемые результаты курса (для преподавателя):



  1. Анализ проделанной работы и результатов обучения по элективному курсу.

  2. Корректировка и совершенствование программы элективного курса.

  3. Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.

Программой предусмотрены различные формы и методические приемы проведения занятий: лекционные, практические (лекция, семинар, беседа, деловая игра и т. д.), а также вариантность при отборе фактографического материала и определении темы практического занятия.





























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практика

семинар

1

Введение

2

2



выборочная проверка записи лекций

2

Основы теории размещения промышленности

8

6

1

1

участие

в семинаре, результат практической работы

3

Основы теории размещения сельского хозяйства

3

1

1

1

участие

в семинаре, результат практической работы

4

Основы теории размещения непроизводственной сферы и розничной торговли

2

2



выборочная проверка записи лекций

5

Рыночные зоны

5

3


2

участие

в семинаре

6

Резерв времени

2















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Введение

(2 ч)



Значение и важность вопроса о размещении производства. Понятие о фактическом и эффективном размещении. Планирование территориальное и отраслевое.

Предприятие как объект хозяйства. Проблема размещения отдельного предприятия. Размещение производителей и потребителей. Расстояние между производителем и потребителем, его влияние на деятельность предприятия.



Раздел I

Основы теории размещения промышленности

(8 ч)

Тема 1 (2 ч). Факторы размещения промышленности.

Природные и социально-экономические факторы размещения промышленности. Решающее значение какого-либо фактора. Точечное размещение производства.

Влияние природных условий на размещение производств. Фактор наукоёмкости. Размещение наукоёмких производств.



Тема 2 (3 ч). Размещение производства.

Неравномерное размещение – концентрация производства. Причины неравномерности.

Равномерное размещение – деконцентрация производства. Причины деконцентрации. Точки производства и зоны сбыта – расположение относительно друг друга. Сравнение равномерного и неравномерного размещения производства. Учёт фактора территории при оценке степени равномерности размещения предприятий.

Практическая работа. Нанесение на к/карту производств с разной степенью их равномерности размещения на конкретной территории.

Тема 3 (3 ч). Концентрация промышленных предприятий.

Города как места концентрации промышленных предприятий. Причины возникновения городов. Отдельные крупные предприятия, скопление различных предприятий. Взаимосвязь между предприятиями.

Группы отраслей, характерные для города определённой численности. Преимущества, обусловленные многочисленностью предприятий. Ограничение роста городов. Случайная концентрация предприятий. Промышленный профиль городов.

Предприятия родного города.



Раздел II

Основы теории размещения сельского хозяйства

(3 ч)

Тема 1 (2 ч). Факторы размещения сельскохозяйственного производства.

Классификация факторов размещения сельскохозяйственного производства: природные условия – климатические, почвы и их влияние на размещение производства. Факторы сельскохозяйственной специализации и факторы, препятствующие ей. Оптимизация природных условий. Культуры, выращиваемые в специализированном сельскохозяйственном районе (поясе).

Практическая работа. Установление по картам специализированного сельскохозяйственного района и культур, возделываемых в этом районе; обоснование выделенной совокупности сельхозкультур.

Тема 2 (1 ч). Размещение сельского хозяйства.

Неравномерное размещение производства. Размещение культур в зависимости от качества почв с учётом расстояний до рынка сбыта. Концентрическое размещение сельскохозяйственного производства. Пригородное сельское хозяйство.







Раздел III

Основы теории размещения непроизводственной сферы и розничной торговли

(2 ч)

Тема 1 (2 ч). Состав и размещение непроизводственной сферы.

Отрасли, составляющие непроизводственную сферу, их учреждения. Размещение учреждений (на примере отрасли «Народное образование»).

Типы предприятий розничной торговли. Краткая характеристика и принципы размещения.

Концентрация предприятий непроизводственной сферы.

Раздел IV

Рыночные зоны.

(5 ч)

Тема 1 (1 ч). Зоны спроса.

Размер зон спроса. График спроса и предельный радиус сбыта товаров.

Тема 2 (2 ч). Структура рыночной зоны.

Уменьшение спроса на товар с увеличением расстояния от места его производства. Причины разрежения рыночной зоны – возрастание транспортных издержек, расходов на привлечение покупателей, приближение к конкурентам.

Зоны влияния городов-конкурентов. Оспариваемые и неоспариваемые зоны сбыта товаров. Территориальные различия в уровне цен. Изменение цен в пределах зоны сбыта.

Тема 3 (2 ч). Дифференциация товаров.

Местная дифференциация товаров. Причины её возникновения. Индивидуальные особенности товара, их влияние на предпринимательскую деятельность. Основные требования, предъявляемые к товару.

Формы рыночных зон. Конфигурация транспортных сетей. Транспортные пункты и узлы и их влияние на форму и размер рыночной зоны.

БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.: Дрофа, 20001

  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география // география в школе. – 1997. - №7

  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2003

  4. Кузнецов А.П. География: население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 1999

  5. Холина В.Н. География человеческой деятельности. – М.: Просвещение, 2004

  6. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. – М.: Просвещение, 1991

  7. Дронов В.П. Программы элективных курсов . География. 10 – 11 кл. Профильное обучение. – М.: ООО «Дрофа», 2005

  8. Журнал «География в школе». – 1990. - №2; 1999, - №7

  9. Интернет - ресурсы













Полный текст материала Элективный курс по географии для 10-11 кл. «География производства в условиях рыночной экономики» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Омарова Татьяна Владимировна  ТатьянаО
01.04.2011 4 10248 1841

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК