Элективный курс по географии "Мир – природа - общество" для учащихся 9 классов
МОУ Средняя общеобразовательная школа №16
ПРОГРАММА
Название: Мир - природа - общество
Автор: Денисова И.А.
Объём учебной работы: 34 часов, 1ч. в неделю
г. Рязань
2011 год
Пояснительная записка:
Курс «Мир - природа - общество» призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания.
Основная цель курса: формирование мировозрения учащихся, системы их ориентации и самореализации в мире, становление экологического и экономического сознания.
Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества - как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее.
Характерная для сознания современного человека узость временного и пространственного горизонта не позволяет ощутить потребность в фундаментальном изменении стратегии развития общества и человека, делает их безразличными к будущему, избавляет от ответственности.
Этот курс предлагает увидеть мир, развёрнутый в пространстве и во времени, как макрокосмос, и себя в этом мире - как «фокус», отражение мира, личностный микрокосмос.
Это позволяет ощутить себя неразрывно связанным с прошлым и будущим, социоестественной истории в её цивилизационном и космическом измерениях.
Планируемые результаты обучения
1. Оценивать и прогнозировать:
изменение природных и социально-экономических объектов под влиянием человека и общества;
рост населения, городов и хозяйства;
изменение культуры и сознания человека;
прогнозирование особенностей жизни в будущем;
саморазвитие и личностные возможности.
2. Объяснять:
роль знаний в решении социально-экономических и экологических проблем;
влияние общества на природу и природы на общество;
влияние общества на человека и человека на общество;
влияние религии на человека и общество;
естественно-социальную историю развития человека;
закономерности природных процессов;
роль человека в системах живой, неживой природы, обществе;
суть проблем, возникающих в мире.
3. Объяснять явления на основе понятий:
Вселенная, планета, космос, космизм, философия, ноосфера, природа, круговорот веществ, культура, человек, жизнь, экология, экосистема, искусство, наука, нравственность, этика, религия, миф, время, пространство, части света, социум, субъект, личность, экономика, труд, город, страна, личность.
4. Описывать:
образы природохозяйственных объектов (промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортоного, рекреационного);
образы прошлого и будущего, Вселенной и мира;
эмоции и чувства, связанные с окружающей действительностью.
5. Определять:
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений;
значения событий и явлений для прошлого и будущего;
различия и особенности в отражении действительности разных культур и религий;
разницу в восприятии одного и того же события разными людьми.
6. Называть:
основные этапы развития Земли;
религии и их суть;
районы острых экологических ситуаций;
части света и их особенности;
основные виды природных ресурсов и их использование;
примеры рационального и нерационального использования ресурсов.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
семинары |
||||
1. |
Раздел I: Экологическая культура (20) Природа и общество |
5 |
3 |
2 |
|
2. |
Экология как наука о «доме». |
4 |
2 |
2 |
беседа |
3. |
Время (естественно-социальная история) |
3 |
2 |
1 |
беседа |
4. |
Пространство (Земля и Вселенная) |
3 |
1.5 |
1.5 |
фронтальный опрос |
5. |
Человек на Земле |
5 |
2 |
3 |
беседа |
6. |
Подведение итогов по темам раздела I. |
1 |
|
1 |
фронтальный опрос |
7. |
Раздел II: Калейдоскоп проблем (11) География глобальных проблем |
6 |
3 |
3 |
беседа |
8. |
Страна, в которой мы живём |
5 |
2 |
3 |
беседа |
9. |
Раздел III: Экологическая культура – как стратегия развития (2) |
2 |
1 |
1 |
беседа |
10. |
Итоги курса «Мир, природа и общество» |
1 |
|
1 |
|
Итого: 34 часа
Содержание
Тема |
Примерное содержание |
1 |
2 |
Природа и общество |
- Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой. - Переход биосферы в ноосферу В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера. В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере. |
Экология как наука о «доме». |
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»). Современная экология— сложная, разветвлённая наука. |
Время (естественно-социальная история) |
Экологическая культура прошлого и настоящего. Научно – техническая революция. Рост влияния на природу. Экологическая культура будущего, прогнозируемые характеристики |
Пространство (Земля и Вселенная) |
Разнообразие природных условий на поверхности земли очень велико. Географические пояса, природные зоны и ландшафты – основа для типологии экосистем. Человек изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришёл в состояние непрерывных потрясений. B.И. Вернадский. На планетах нашей системы возможно если не отсутствие жизни, то её примитивность, слабость, может быть, уродливость и во всяком случае отсталость от земной, как находящейся в особенно благоприятных условиях температуры и вещества. К. Э. Циолковский |
Человек на Земле |
Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков. Человек - это Homo sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. B. И. Вернадский. |
География глобальных проблем |
Глобальное потепление, демографические проблемы, синдром приобретённого иммунного дефицита и др. |
Страна, в которой мы живём |
Одной из интереснейших и крупнейших частей глобальной экосистемы является экосистема России. Экологические проблемы России |
Экологическая культура – как стратегия развития |
Сущность экологического кризиса – засорение экосистемы отходами социального воспроизводства (вещественными, энергетическими, информационными) Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии: Всё связано со всем Ничто не исчезает в никуда Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает») |
Методы контроля:
Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на уроке». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.
Литература:
1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980
2. Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8-9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1997. – 72 с.
3. Википедия - свободная энциклопедия; URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20. 08.2011).
4. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.
5. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
6. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д. (Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт»,1997. – 208 с.
7. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты: Учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.
8. Ноосфера: духовный мир человека / Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1987. – 223 с.
9. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2001.- 152 с.
10. Подоль С.Р. Современные представления о биосфере. – Рязань, 1997
11. Русский космизм: Антология философской мысли Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Вступительная статья С.Г. Семеновой; Предисловие к текстам С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Примечания А.Г. Гачевой. Художник С.А. Кравченко. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с.: ил. .; URL: http://nffedorov.ru/mbnff/biblio/knigi/otd.htm (дата обращения: 18 08.2011).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Ираида Анатольевна
→ iraiddddda 25.08.2011 1 12535 2378 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.