Элективный курс по географии "Мир – природа - общество" для учащихся 9 классов


МОУ Средняя общеобразовательная школа №16

















ПРОГРАММА



Название: Мир - природа - общество






Автор: Денисова И.А.



Объём учебной работы: 34 часов, 1ч. в неделю

















г. Рязань

2011 год

Пояснительная записка:


Курс «Мир - природа - общество» призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания.

Основная цель курса: формирование мировозрения учащихся, системы их ориентации и самореализации в мире, становление экологического и экономического сознания.

Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества - как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее.

Характерная для сознания современного человека узость временного и пространственного горизонта не позволяет ощутить потребность в фундаментальном изменении стратегии развития общества и человека, делает их безразличными к будущему, избавляет от ответственности.

Этот курс предлагает увидеть мир, развёрнутый в пространстве и во времени, как макрокосмос, и себя в этом мире - как «фокус», отражение мира, личностный микрокосмос.

Это позволяет ощутить себя неразрывно связанным с прошлым и будущим, социоестественной истории в её цивилизационном и космическом измерениях.


Планируемые результаты обучения


1. Оценивать и прогнозировать:

  • изменение природных и социально-экономических объектов под влиянием человека и общества;

  • рост населения, городов и хозяйства;

  • изменение культуры и сознания человека;

  • прогнозирование особенностей жизни в будущем;

  • саморазвитие и личностные возможности.


2. Объяснять:

  • роль знаний в решении социально-экономических и экологических проблем;

  • влияние общества на природу и природы на общество;

  • влияние общества на человека и человека на общество;

  • влияние религии на человека и общество;

  • естественно-социальную историю развития человека;

  • закономерности природных процессов;

  • роль человека в системах живой, неживой природы, обществе;

  • суть проблем, возникающих в мире.


3. Объяснять явления на основе понятий:

  • Вселенная, планета, космос, космизм, философия, ноосфера, природа, круговорот веществ, культура, человек, жизнь, экология, экосистема, искусство, наука, нравственность, этика, религия, миф, время, пространство, части света, социум, субъект, личность, экономика, труд, город, страна, личность.


4. Описывать:

  • образы природохозяйственных объектов (промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортоного, рекреационного);

  • образы прошлого и будущего, Вселенной и мира;

  • эмоции и чувства, связанные с окружающей действительностью.


5. Определять:

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений;

  • значения событий и явлений для прошлого и будущего;

  • различия и особенности в отражении действительности разных культур и религий;

  • разницу в восприятии одного и того же события разными людьми.


6. Называть:

  • основные этапы развития Земли;

  • религии и их суть;

  • районы острых экологических ситуаций;

  • части света и их особенности;

  • основные виды природных ресурсов и их использование;

  • примеры рационального и нерационального использования ресурсов.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинары

1.

Раздел I: Экологическая культура (20) Природа и общество

5

3

2


2.

Экология как наука о «доме».

4

2

2

беседа

3.

Время (естественно-социальная история)

3

2

1

беседа

4.

Пространство (Земля и Вселенная)

3

1.5

1.5

фронтальный опрос

5.

Человек на Земле

5

2

3

беседа

6.

Подведение итогов по темам раздела I.

1


1

фронтальный опрос

7.

Раздел II: Калейдоскоп проблем (11)

География глобальных проблем

6

3

3

беседа

8.

Страна, в которой мы живём

5

2

3

беседа

9.

Раздел III: Экологическая культура – как стратегия развития (2)

2

1

1

беседа

10.

Итоги курса «Мир, природа и общество»

1


1



Итого: 34 часа

Содержание


Тема

Примерное содержание

1

2

Природа и общество

- Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой.

- Переход биосферы в ноосферу

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера. В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере.

Экология как наука о «доме».

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Современная экология— сложная, разветвлённая наука.

Время (естественно-социальная история)

Экологическая культура прошлого и настоящего.

Научно – техническая революция. Рост влияния на природу.

Экологическая культура будущего, прогнозируемые характеристики

Пространство (Земля и Вселенная)

Разнообразие природных условий на поверхности земли очень велико. Географические пояса, природные зоны и ландшафты – основа для типологии экосистем.

Человек изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришёл в состояние непрерывных потрясений. B.И. Вернадский.

На планетах нашей системы возможно если не отсутствие жизни, то её примитивность, слабость, может быть, уродливость и во всяком случае отсталость от земной, как находящейся в особенно благоприятных условиях температуры и вещества. К. Э. Циолковский

Человек на Земле

Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков.

Человек - это Homo sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. B. И. Вернадский.

География глобальных проблем

Глобальное потепление, демографические проблемы, синдром приобретённого иммунного дефицита и др.

Страна, в которой мы живём

Одной из интереснейших и крупнейших частей глобальной экосистемы является экосистема России.

Экологические проблемы России

Экологическая культура – как стратегия развития

Сущность экологического кризиса – засорение экосистемы отходами социального воспроизводства (вещественными, энергетическими, информационными)

Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

  • Всё связано со всем

  • Ничто не исчезает в никуда

  • Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.

Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»)


Методы контроля:

  • Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на уроке». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.


Литература:


1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980

2. Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8-9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1997. – 72 с.

3. Википедия - свободная энциклопедия; URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20. 08.2011).

4. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.

5. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

6. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д. (Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт»,1997. – 208 с.

7. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты: Учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.

8. Ноосфера: духовный мир человека / Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1987. – 223 с.

9. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2001.- 152 с.

10. Подоль С.Р. Современные представления о биосфере. – Рязань, 1997

11. Русский космизм: Антология философской мысли Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Вступительная статья С.Г. Семеновой; Предисловие к текстам С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Примечания А.Г. Гачевой. Художник С.А. Кравченко. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с.: ил. .; URL: http://nffedorov.ru/mbnff/biblio/knigi/otd.htm (дата обращения: 18 08.2011).


Полный текст материала Элективный курс по географии "Мир – природа - общество" для учащихся 9 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Ираида Анатольевна  iraiddddda
25.08.2011 1 12503 2378

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК