Программа элективного курса "В удивительном мире камня"; 9 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 516 НЕВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРОГРАММА
Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов с
ориентацией на естественнонаучный профиль, 34 часа.
Автор-составитель
программы, учитель высшей категории истории и культуры Санкт-Петербурга и
МХК
Дунаева Светлана Романовна
Санкт-Петербург 2011 г.
В удивительном мире камня
Программа элективного курса по минералогии для учащихся 9 классов в
рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная записка
Программа курса « В удивительном мире камня» предназначена для учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы.
Содержание элективного курса предполагает ознакомление учащихся с основами минералогии, геммологи, литотерапии, криатотерапии.
Программа охватывает широкий спектр явлений минералогии в истории человечества, прикладном искусстве, архитектуре, криатотерапии. Через изучение минерала идёт изучение произведений искусства, автора-творца, представляются социо-культурные доминанты эпохи, основные художественные идеи. Это позволяет сформировать у учащихся представления о культуре разных народов и эпох. Способствует эмоциональному реагированию на культурно-эстетические достижения народов России и других стран. Таким образом, идёт накопление у учащихся художественных ценностей, знаний по минералогии и вырабатывание своей собственной оценки. Через познание формируется новое мировоззрение и мировосприятие.
На теоретических занятиях, экскурсиях большое внимание уделяется изучению шедевров мировой культуры и Санкт-Петербургу, его архитектурному, скульптурному убранству, а также прикладному искусству, скульптурам-шедеврам, хранящимся в музеях города.
Содержание элективного курса предполагает работу с разными источниками информации, это посещение музеев, работа с коллекциями, экскурсии, изучение научно популярной и художественной литературы, а также самостоятельную работу, представленную в докладах, сообщениях, рефератах, индивидуальных творческих работах, презентациях.
Целью настоящей программы является личностное развитие учащихся, а также обогащение эстетического восприятия через изучение произведений искусства. Формирование Этико-эстетической культуры, приобретение знаний, умений и навыков по работе с минералами. Одновременно это может служить целям профориентации учащихся в выборе будущей профессии.
Для реализации поставленной цели могут быть определены следующие задачи:
Дать учащимся представление о целях и структуре науки минералогии и геммологи.
Познакомить со сведениями о камнях, их ценности, виде, медицинских, мистических, магических свойствах.
Сформировать систему эстетических знаний (влияние архитектурных форм, скульптур на психо-эмоциональное состояние человека, на формирование эстетических вкусов)
Изучение Санкт-Петербурга, как музея природного камня.
Изучение мегалитических сооружений, архитектурных шедевров мирового значения.
Развитие личностных качеств учащихся необходимых для исследовательской работы, таких как работа с литературой, анализ и обобщение собранного материала.
Основными формами обучения являются лекции, доклады, сообщеия, диспуты, презентации, а также экскурсии. В процессе аудиторных занятий предусматривается просмотр видеофильмов, мультимедийных фильмов, работа с коллекциями минералов, практические занятия.
Настоящая программа ориентирована на опорные знания учащихся в области географии, химии, истории, истории и культуре Санкт-Петербурга по общеобразовательным программам базового обучения.
При освоении элективного курса «В удивительном мире камня» учащиеся получают широкие возможности для самореализации, получают навыки работы со специальной литературой, минералами, развивают художественно-Эстетический вкус, формируя новое Мировоззрение.
Итоговой зачётной работой является курсовая работа отражающая знания по минералогии, истории и культуре Санкт-Петербурга и МХК.
Методические материалы: Видеомагнитофон, ДVД, компьютер, иллюстративный материал, коллекция минералов.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Всего |
Теория |
Практика |
Форма контроля |
1. Введение |
1 |
1 |
----- |
------ |
2. Исторические сведения о камнях и минералах ,понятие о литотерапии, креатотерапии |
2 |
1 |
1 |
Сообщения, презентации |
3. Камни-самоцветы России |
3 |
2 |
1 |
доклады, сообщения, презентации |
4. Древнее искусство взаимодействия с камнями |
3 |
2 |
1 |
рефераты |
5. Легенды о камнях и минералах |
1 |
1 |
----- |
доклады |
6. Ювелирные камни в прошлом и настоящем |
1 |
1 |
----- |
презентации |
7. Азбука камней самоцветов |
8 |
6 |
2 |
сообщения, тесты, презентации |
8. От мегалитов до дворцов |
2 |
2 |
----- |
презентации |
9. «Здесь будет город заложён». От каменного налога до гранитных набережных. |
3 |
3 |
----- |
рисунки, творческие работы,презентации |
10. Шедевры Санкт-Петербурга. Город оделся в гранит (каменное убранство парков, фасадов, дворцов, убранство интерьеров) |
8 |
6 |
2 |
Доклады, творческие работы, презентации, стихотворения |
11. Современная архитектура и использование в ней камня (убранство вестибюлей метро, интерьеров музее, театров) |
1 |
1 |
----- |
Сообщения, тесты, презентации, защита курсовых |
Программа элективного курса
Введение.
Исторические сведения о камнях и минералах (понятие о литотерапии).
Камни-самоцветы России
- Месторождения и добыча самоцветов в России.
- Из истории применения самоцветов.
Древнее искусство взаимодействия с камнями
- Камень в руках человека каменного века (искусство палеолита, мезолита, неолита).
- От мегалитических сооружений до храмов Египта, Древней Греции, Рима.
Легенды о камнях и минералах.
Ювелирные камни в прошлом и настоящем.
Азбука камней самоцветов
- Применение самоцветов в древности и использование их в наши дни.
Практическое использование кристаллов кварца в технике, на производстве.
- Алмазы, сапфиры, изумруды.
- Рубины, топазы, опалы.
- Дымчатый кварц, обсидиан, горный хрусталь.
- Янтарь, жемчуг, гранаты
- Лазурит, малахит, нефрит, яшма.
8. От мегалитов до дворцов.
- Мегалитические сооружения каменного века.
- Пирамиды Египта, Мезоамерики.
- Дворцы и культовые сооружения мирового значения, созданные из камня.
9. «Здесь будет город заложён»
- Указ Петра1 о каменном налоге, строительство стольного града.
- Что такое декоративный камень, места добычи для строительства города.
- Первые дворцы, набережные, скульптура Летнего сада.
10. Шедевры Санкт-Петербурга.
- Каменное убранство дворцов и их интерьеров. Зимний дворец, Таврический
дворец, Мраморный дворец, Михайловский дворец.
- Михайловский замок, Аничков дворец, Юсуповский дворец.
- Каменное убранство храмов и их интерьеров.
- Храм Воскресения Христова, Казанский собор, Исаакиевский собор.
- Памятники и скульптура в городском пространстве.
- Александровская колонна, памятник Николаю 1, Памятник Петру1,
Екатерине 2, учёным, архитекторам, композиторам, путешественникам.
Современная архитектура и использование в ней камня.
Природный камень в оформлении современных зданий и станций метрополитена.
Планируемые экскурсии
- Минералогический музей
- Эрмитаж
- Исаакиевский собор
- Мраморный дворец
- Летний сад
- Музей горного института
- Кабинет минералогии. (Ул. Л. Чайкиной 24)
Литература
В помощь обучающимся.
Атлас Ленинградской области 2004г.
Энциклопедия Аванта+, Геология М.: 2000г.
Э.И. Гоникман Одежда и камни которые лечат М.: Центр народной медицины «Сантана» 1997.
Нейл Куртис Породы и минералы М.: «Тимошка» 1998.
Ю.О. Липовский «Найди свой камень» М.: «Дельта» АСТ 1997.
Ю.О. Липовский Вечные хранители здоровья М.:-СПб.: «Диля» 2001.
Ю.О.Липовский Словарь справочник лечебных камней М.: СПб.: «Диля»2003.
М.И. Пыляев Драгоценные камни. Их свойства, местонахождения и применение
СПб.: СЗКЭО «Кристалл» М.: «Оникс»2008.
Е.А. Миллер Обереги предков М.: РОСТ-книга 2000.
О.А. Рысьев О.В. Кайдалова Литотерапия СПб.: ТЕССА 2002.
Джаспер Стоун Всё о лечебных и магических минералах С.Пб.: СЗКЭО «Кристалл» М.: «ОНИКС» 2007.
Р.Ф. Саймз и сотрудники музея естественной истории Лондон Камни и минералы Словакия «Неография» 1999.
Б.И. Сребродольский Загадки минералогии М.: «Наука» 1987.
Г. Хертцка Лечебные драгоценные камни СПб.: Комплект 1997.
А.Е. Ферсман Занимательная минералогия Л.: Детская лит-ра 1975.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дунаева Светлана Романовна
→ Светлана9627 01.11.2012 0 5739 912 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.