Программа элективного курса по географии для 9 класса "Города мира"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «ГОРОДА МИРА»
для 9 классов
Разработка
элективного курса по географии 9 класс,
учителя Берсеневой Валентины
Сергеевны.
МОУ СОШ № 216 «Дидакт»
Пензенской области, г. Заречный
Учебно-методический комплект:
Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2007.
Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными городами и их ролью в современном мире. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики. Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который может быть предложен слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.
Данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.
Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.
Содержание программы включает новые знания и новые образы.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.
Общие цели предпрофильной подготовки:
каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения;
в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;
современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему в дальнейшем.
Цель программы:
Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию профильного страноведческого курса “Страны мира”.
Общие задачи программы:
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.
Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.
Ожидаемые результаты
Учащиеся будут иметь представление:
о различных видах достопримечательностей;
о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
об уровне жизни в различных государствах;
о традициях и обычаях населения стран мира;
о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
страны и столицы;
формирование политической карты мира;
формы экономических отношений;
виды достопримечательностей;
примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными источниками информации;
разбираться в вопросах определения достопримечательностей
работать на компьютере.
ориентироваться по карте;
свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
Учащиеся будут иметь опыт:
сотрудничества, взаимопомощи;
самостоятельного выбора будущей профессии;
общения в процессе учебной деятельности.
Учебно-тематический план
|
Наименование |
Всего часов |
В том числе |
||
лекц |
практ |
семинар |
|||
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
|
2. |
Политическая карта мира и основные этапы ее формирования |
3 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Современная политическая карта мира |
2 |
|
|
2 |
4. |
Государства мира |
3 |
1 |
1 |
1 |
5. |
Международные организации |
3 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Достопримечательности мира |
11 |
5 |
3 |
3 |
7. |
От города до мегаполиса |
3 |
2 |
1 |
|
8. |
Основные исторические типы городов |
3 |
1 |
1 |
1 |
9. |
Города в территориальной структуре хозяйства |
4 |
1 |
1 |
2 |
10. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
|
ИТОГО |
34 |
13 |
10 |
11 |
Содержание программы
Введение. (1 час)
Тема 1. Политическая карта мира и основные этапы ее формирования. (3 часа)
Лекция: Что такое политическая карта. Основные этапы ее формирования. Количественные и качественные изменения на политической карте.
Самостоятельная работа: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное историческое время.
Семинар: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное историческое время.
Тема 2. Современная политическая карта мира. (2 часа)
Семинар: Современная политическая карта мира.
Тема 3. Государства мира. (3 часов)
Лекция: Что такое государство, государственная территория, государственные грани-цы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира.
Самостоятельная работа: Составление классификаций стран мира по разным основаниям. Определение типологической принадлежности государства или государств по возможно большему числу оснований.
Семинар: Многообразие и многоликость стран современного мира.
Итоговая проверочная работа: Определение типологической принадлежности государства по возможно большему числу оснований.
Тема 4. Международные организации. (3 часа)
Лекция: Международные организации: значение, функции. Политические и политико-экономические. Межправительственные и неправительственные. Глобальные и региональные.
Самостоятельная работа: Составление «визитной карточки» международной организации и «Карты …(международных организаций)»
Семинар: Международные организации и их роль в современном мире.
Тема 5. Достопримечательности мира (11 часов)
Лекция: Комитет ООН – ЮНЕСКО. Положение об охране Объектов Всемирного Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные, заповедные Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности мира – Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам мира. Выделение наиболее интересных и привлекательных для туристов достопримечательностей.
Самостоятельная работа: Определение достопримечательностей по критериям ЮНЕСКО – природные и культурные.
Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг – Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов – парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла – Скала, Пизанская башня, Колизей, фонтан Треви,катание по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах.
Самостоятельная работа: викторина по достопримечательностям (иллюстрации).
Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду – памятник культуры, Тадж – Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии, гора Фудзияма, Замок Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба, усыпальница первого императора, Айерс – Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее.
Самостоятельная работа: путешествие по столицам и крупным городам.
Лекция: Америка с севера на юг. Экскурсия по достопримечательностям: Канада - памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си – Эн – Тауэр», индейские тотемы. США – Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов, арка в Сент – Луисе, памятник на горе Маунт – Рашмор. Мексика – пирамида Чичен – Ица, птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия – водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Статуя Свободы. Эквадор – памятный знак, посвященный экватору. Перу – пустыня Наска.
Лекция: Африка – встреча с прекрасным. Марокко – знаменитые мечети. Вади Сахары – историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания – национальный парк в Серенгети. Деревня пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР.
Семинар: Объекты Всемирного Наследия в России: исторический центр Санкт – Петербурга и его окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троицо – Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Карелии, озеро Байкал, вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности – Объекты Всемирного Наследия.
Тема 6. От города до мегалополиса (3 часа)
Лекция: Город. Типы городов. Что такое город. Типы городов. Классификации городов
Лекция: Город, городская агломерация, мегалополис – как формы расселения
Самостоятельная работа: Урбанизация и ее глобальный характер
Тема 7. Основные исторические типы городов (3 часов)
Лекция: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока
Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока
Лекция: Города Нового времени. Города Древней Руси и России (с древнейших времен до начала XX века)
Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока
Лекция: Города XX века. Современные города
Семинар: Города: история и современность. Город – центр своего окружения
Темя 8. Города в территориальной структуре хозяйства (4 часа)
Лекция: Города - опорный каркас расселения
Самостоятельная работа: Концепции развития городов
Семинар: Города мира: история и современность
Заключительное занятие. (1 час)
Список литературы по курсу:
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.
Заяц Д. В. Политическая карта мира: что изменилось за сто лет. Еженедельник «География», № 17, 2001, с. 1, 5—25.
Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. – М. Аспект Пресс, 2001.
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.
Родионова И. А., Холина В. Н. Политическая карта мира. Пособие по географии для поступающих в вузы. — М. Уникум-Центр. 1998 г.
Страны и регионы. Статистический справочник Всемирного банка. – М. Весь мир. 2001. 2002 гг.
Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2001. 2002 гг.
Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.
Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. Под ред. С. Б. Лаврова – М. Гардарики. 2002 г.
Детские исторические и географические энциклопедии.
Географические атласы для средней школы.
Исторические атласы для средней школы.
Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей http://pedsovet.su/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Берсенева Валентина Сергеевна
→ ZlataRU 26.02.2010 7 22244 4324 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.