Кружок "Занимательная минералогия" 6 класс


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГОУ ИРРО

Кафедра естественно-научного образования











Кружок

Занимательная минералогия в 6 классе





Автор: Федченко Л.Г

Учитель географии

МОУ СОШ №20

г. Полевской

Свердловской











2008г

Кружок «Занимательная минералогия»

Цель: - познакомить учащихся со свойствами основных минералов, имеющих практическое значение

- научить учащихся определять минералы

Задачи: - рассказать о городе Полевском, о родине сказов П.П. Бажова

- показать использование минералов и горных пород промышленности, сельском хозяйстве, строительном деле, быту

- рассказать об их значении в истории культуры, о замечательных творениях народных мастеров

Содержание занятий

Введение(2ч) Горные породы и минералы малой Родины -Сказы П.П.Бажова

Тема 1 (1ч) Что такое минералогия, что она изучает? Её практическое значение. Строение земного шара. Состав земной коры.

Тема 2 (2ч) Свойства минералов. Основные Физические и химические свойства минералов, от чего они зависят Агрегатное состояние минералов, их переход из одного состояния в другое с изменением температуры и давления. Минералы, обладающие кристаллической структурой. Аморфные минералы образование кристаллов в природе. Выращивание кристаллов из растворов. Свойства кристаллов и их практическое применение.

Тема 3 (2ч) История камня. Камень и первобытный человек. Каменные страницы истории – архитектурные памятники России. Каменных дел мастера. Из истории камнерезного дела на Руси. Центры старой русской камнерезной промышленности – Екатеринбург, Петергоф. Открытие самоцветов на Урале в XIX веке

Тема 4 (1ч) Алмаз - драгоценный камень

Тема5 (1ч) Метеориты, причины их падения, химический состав

Тема6(2ч) Камни в жизни животных и растений. Минералы органического происхождения: известняки и фосфориты. Окаменевшие растения – результат удивительной работы минеральных растворов Рудные горы – «Железные цветы»

Тема 7(2ч) Камень и урожаи. Камни плодородия: апатит, фосфорит, калийные соли, известняк; их применения

Тема8 (2ч) Камень и здоровье человека. Минеральные растворы и курортное дело. Камни в организме человека

Тема 9 (1ч) Камень и предрассудки, с ним связанные

Тема 10 (1ч) Необычное в мире камня. Знаки на камне – “громовые стрелы” Кристаллы – гиганты. Жидкие и летучие минералы. Сбор коллекции горных пород и минералов. Создание искусственных камней и их применение.

Тема 11(2ч) Охрана полезных ископаемых Исчерпаемые ресурсы. Различные виды полезных ископаемых. Методы и их добычи. Изменение полезных ископаемых в результате естественных процессов – вымывание подземными водами, размыв потоками воды, процессы окисления, а также человеческой деятельностью.

Воздействие человека на полезные ископаемые: а) уменьшение количества полезных ископаемых б) изменения качества полезных ископаемых

Закон об охране полезных ископаемых.

Тема 12(2ч) Правила сбора образцов минералов. Советы академика А.Е.Ферсмана начинающему минералогу.

Тема13(4ч) Простейшие приемы определения минералов в полевых условиях.

Экскурсия на Новоивановский карьер

Тема 14(2ч) Сбор и хранения минералогических коллекций, заготовка раздаточного материала

Тема 15(2ч) Специальности, связанные с изучением и использованием горных пород и минералов. Встреча с камнерезами г.Полевского

Планированный результат:

- коллекция горных пород и минералов

- карта горных пород и минералов г.Полевского

Учебно-тематический план

Тема занятий

Кол-во часов (всего)

Виды занятий

Теория (кол-во часов)

Практика (кол-во часов)

Форма занятий

1.

Введение. Горные породы и минералы в сказах П.П.Бажова.


2


2



Беседа

2.

Что такое минералогия? Земная кора


1


1



Лекция

3.

Свойства минералов


2


1


1

Лекция. Практическое

занятие

4.

История камня

2

2


Лекция. Дискуссия

5.

Алмаз драгоценный камень


1


1



Лекция. Беседа

6.

Метеориты, причины

Их падения. Химический состав

1

1


Работа с дополнительными источниками знаний

7.

Камни в жизни животных и растений


2


1


1

Практическая работа, беседа

8.

Камень и урожай

2

1

1

Беседа, работа с дополнительными источниками знаний

9.

Камень и здоровье человека

2

1

1

Семинар - практикум

10

Камень и предрассудки с ним связанные

1

1


Беседа

11

Необычное в мире камня

1


1

Сбор коллекции горных пород и минералов

12

Охрана полезных ископаемых

2

2


Беседа, участие в семинаре

13

Правила сбора образцов минералов

2


2

Занятие - практикум

14

Простейшие приемы определения минералов в полевых условиях


4


1


3

Беседа. Экскурсия на Новоивановский рудник

15

Сбор и хранение минералогических коллекций. Заготовка раздаточного материала

2

1

1

Практическая работа

16

Специальности, связанные с изучением и использованием горных пород и минералов

2



2


Встреча с камнерезом г.Полевского Нельзиным

Итого:

30

16

14


Перечень рекомендуемой литературы.

1.Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала – Свердловск, 1963.

2. Кузин М. Ф. Полевой определитель минералов, М., «Наука», 1974.

3. Лучин М. В. Детям о природе, М., «Просвещение», 1983.

4. Малахов А.А. Под покровом мантии, М., Молодая Гвардия, 1985.

5. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия, М., Дет-гиз, 1984.

6. Ферсман А.Е. Воспоминания о камне, М., 1963.

7. Уфимцев В.И. Знай свой край — Свердловск, 1986.

8. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка, М., 1961.












Полный текст материала Кружок "Занимательная минералогия" 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федченко Людмила Георгиевна  1952
18.12.2010 4 8163 1804

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК