Кружок "Занимательная минералогия" 6 класс
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГОУ ИРРО
Кафедра естественно-научного образования
Кружок
Занимательная минералогия в 6 классе
Автор: Федченко Л.Г
Учитель географии
МОУ СОШ №20
г. Полевской
Свердловской
2008г
Кружок «Занимательная минералогия»
Цель: - познакомить учащихся со свойствами основных минералов, имеющих практическое значение
- научить учащихся определять минералы
Задачи: - рассказать о городе Полевском, о родине сказов П.П. Бажова
- показать использование минералов и горных пород промышленности, сельском хозяйстве, строительном деле, быту
- рассказать об их значении в истории культуры, о замечательных творениях народных мастеров
Содержание занятий
Введение(2ч) Горные породы и минералы малой Родины -Сказы П.П.Бажова
Тема 1 (1ч) Что такое минералогия, что она изучает? Её практическое значение. Строение земного шара. Состав земной коры.
Тема 2 (2ч) Свойства минералов. Основные Физические и химические свойства минералов, от чего они зависят Агрегатное состояние минералов, их переход из одного состояния в другое с изменением температуры и давления. Минералы, обладающие кристаллической структурой. Аморфные минералы образование кристаллов в природе. Выращивание кристаллов из растворов. Свойства кристаллов и их практическое применение.
Тема 3 (2ч) История камня. Камень и первобытный человек. Каменные страницы истории – архитектурные памятники России. Каменных дел мастера. Из истории камнерезного дела на Руси. Центры старой русской камнерезной промышленности – Екатеринбург, Петергоф. Открытие самоцветов на Урале в XIX веке
Тема 4 (1ч) Алмаз - драгоценный камень
Тема5 (1ч) Метеориты, причины их падения, химический состав
Тема6(2ч) Камни в жизни животных и растений. Минералы органического происхождения: известняки и фосфориты. Окаменевшие растения – результат удивительной работы минеральных растворов Рудные горы – «Железные цветы»
Тема 7(2ч) Камень и урожаи. Камни плодородия: апатит, фосфорит, калийные соли, известняк; их применения
Тема8 (2ч) Камень и здоровье человека. Минеральные растворы и курортное дело. Камни в организме человека
Тема 9 (1ч) Камень и предрассудки, с ним связанные
Тема 10 (1ч) Необычное в мире камня. Знаки на камне – “громовые стрелы” Кристаллы – гиганты. Жидкие и летучие минералы. Сбор коллекции горных пород и минералов. Создание искусственных камней и их применение.
Тема 11(2ч) Охрана полезных ископаемых Исчерпаемые ресурсы. Различные виды полезных ископаемых. Методы и их добычи. Изменение полезных ископаемых в результате естественных процессов – вымывание подземными водами, размыв потоками воды, процессы окисления, а также человеческой деятельностью.
Воздействие человека на полезные ископаемые: а) уменьшение количества полезных ископаемых б) изменения качества полезных ископаемых
Закон об охране полезных ископаемых.
Тема 12(2ч) Правила сбора образцов минералов. Советы академика А.Е.Ферсмана начинающему минералогу.
Тема13(4ч) Простейшие приемы определения минералов в полевых условиях.
Экскурсия на Новоивановский карьер
Тема 14(2ч) Сбор и хранения минералогических коллекций, заготовка раздаточного материала
Тема 15(2ч) Специальности, связанные с изучением и использованием горных пород и минералов. Встреча с камнерезами г.Полевского
Планированный результат:
- коллекция горных пород и минералов
- карта горных пород и минералов г.Полевского
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов (всего) |
Виды занятий |
||
Теория (кол-во часов) |
Практика (кол-во часов) |
Форма занятий |
|||
1. |
Введение. Горные породы и минералы в сказах П.П.Бажова. |
2 |
2 |
|
Беседа |
2. |
Что такое минералогия? Земная кора |
1 |
1 |
|
Лекция |
3. |
Свойства минералов |
2 |
1 |
1 |
Лекция. Практическое занятие |
4. |
История камня |
2 |
2 |
|
Лекция. Дискуссия |
5. |
Алмаз драгоценный камень |
1 |
1 |
|
Лекция. Беседа |
6. |
Метеориты, причины Их падения. Химический состав |
1 |
1 |
|
Работа с дополнительными источниками знаний |
7. |
Камни в жизни животных и растений |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа, беседа |
8. |
Камень и урожай |
2 |
1 |
1 |
Беседа, работа с дополнительными источниками знаний |
9. |
Камень и здоровье человека |
2 |
1 |
1 |
Семинар - практикум |
10 |
Камень и предрассудки с ним связанные |
1 |
1 |
|
Беседа |
11 |
Необычное в мире камня |
1 |
|
1 |
Сбор коллекции горных пород и минералов |
12 |
Охрана полезных ископаемых |
2 |
2 |
|
Беседа, участие в семинаре |
13 |
Правила сбора образцов минералов |
2 |
|
2 |
Занятие - практикум |
14 |
Простейшие приемы определения минералов в полевых условиях |
4 |
1 |
3 |
Беседа. Экскурсия на Новоивановский рудник |
15 |
Сбор и хранение минералогических коллекций. Заготовка раздаточного материала |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
16 |
Специальности, связанные с изучением и использованием горных пород и минералов |
2
|
2 |
|
Встреча с камнерезом г.Полевского Нельзиным |
Итого: |
30 |
16 |
14 |
|
Перечень рекомендуемой литературы.
1.Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала – Свердловск, 1963.
2. Кузин М. Ф. Полевой определитель минералов, М., «Наука», 1974.
3. Лучин М. В. Детям о природе, М., «Просвещение», 1983.
4. Малахов А.А. Под покровом мантии, М., Молодая Гвардия, 1985.
5. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия, М., Дет-гиз, 1984.
6. Ферсман А.Е. Воспоминания о камне, М., 1963.
7. Уфимцев В.И. Знай свой край — Свердловск, 1986.
8. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка, М., 1961.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федченко Людмила Георгиевна
→ 1952 18.12.2010 4 8163 1804 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.