Слайд 1
МОУ Мокаленский лицей
Использование
информационнокоммуникативных
технологий на уроках
географии
Подготовила учитель географии Животова Т.В.
2008 год
Москаленский лицей
Тема: «Использование
информационно- коммуникативных
технологий на уроках географии»
Подготовила:
учитель географии
Животова Татьяна Васильевна
2008 г.
Информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования – это одно из приоритетных направлений в системе образования современного общества. Умение пользоваться компьютером, в повседневной жизни - неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые даёт школа подрастающему поколению.
В настоящее время существует два направления компьютеризации обучения.
Первое направление предполагает усвоение знаний, умений навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или другими словами, овладение компьютерной грамотностью.
Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить несколько видов компьютерных программ:
учебные
тренажеры
контролирующие
демонстрационные (атласы)
имитационные и моделирующее
информационно – справочные
мультимедиа – учебники
На протяжении 3-х лет я постепенно использую наряду с традиционными средствами и формами обучения на своих уроках некоторые из перечисленных выше видов информационных программ. Наиболее успешно применяю наиболее распространённую программу – это мультимедиа – учебники.
Мультимедиа – учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе элементы всех ранее перечисленных видов программ.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно, но представителями географического факультета МПГУ совместно со специалистами Республиканского мульти-медиа-центра разработали целую серию мультимедиа учебников по всем школьным курсам географии:
6 кл. – «Начальный курс географии».
7 кл. – учебник по курсу «География материков и океанов».
8 кл. – «География России. Природа и население».
9 кл. – «География России. Хозяйство и регионы»
10 кл. - «Экономическая и социальная география мира».
Кроме этого вышло ещё множество мультимедиа программ, которые успешно применяю и на уроках и на элективных курсах, а также для индивидуальной подготовки детей в целях расширения знаний по предмету. Это такие как:
Интерактивные атласы
Программы тренажёры
Игровые программы и др.
На сегодня мною приобретён комплект мультимедиа – учебников по всем школьным курсам географии « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Которая отличается от предыдущих, прежде всего более полным содержанием материала, учит самостоятельной работе с учебным материалом, выявляет слабые места в понимании предмета и стимулирует к более глубокому его изучению, имеет большой набор факультативных материалов по курсу, энциклопедические статьи и др.
Кроме этого школьной библиотекой приобретена серия научно – популярных фильмов по всем курсам географии. Хотелось бы отдельно сказать о том, что в этом году кабинет географии был оснащён компьютером, мультимедиа установкой и современной интерактивной доской. Данная аппаратура ещё более повысила эффективность уроков географии.
Мультимедиа-учебник в учебном прцесевыполняет несколько функций:
Во-первых, как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета.
Способствует мотивации учебной деятельности школьников.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой,
Кроме базового учебного материала, в мультимедиа - учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углубленного или межпредметного характера, выход в Интернет.
Другая важная функция мультимедиа – учебника – организация самостоятельной учебной деятельности школьников.
Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и других средств обучения.
Мультимедиа – технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещение между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к географии.
Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа – учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
Еще одна функция мультимедиа – учебника контролирующая.
В разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме разного уровня сложности с нормами оценок.
Благодаря сводной результирующей таблице выполняется корректирующая функция.
Учитель имеет возможность отслеживать достигнутые учащимися результаты, осуществлять «обратную связь», корректировать свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В каждой теме присутствуют практические работы, выполнения которых обеспечивает мониторинг решения задач. В ходе работы при возникновении ситуации затруднения учащийся получает подсказку в виде разъяснения термина, ссылки на конкретный учебный материал, выбор варианта решения, пропущенных в шаблоне элементов. Таким образом, деятельности учащегося корректируется и направляется в нужном направлении.
Благодаря возможности выхода в Интернет школьники не только могут получить дополнительную информацию по курсу, но и работать в режиме дистанционного обучения.
Методическое построение учебника обеспечивает возможности как для самостоятельного изучения учащимися предоставленного учебного материала, так и для широкого применения мультимедиа – учебника в учебном процессе в комплексе с другими средствами обучения.
По результатом проведенного тестирования в конце года в 6 - 9 –х классах:
86% учащихся назвали свою деятельность на уроках географии интересной,
72% назвали географию в числе любимых предметов.
Подводя итоги своей деятельности, по данному направлению отвечу на вопрос, «Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения и как они помогают решать главную задачу образования?»
Во-первых – работа с компьютером вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.
Во-вторых – дают возможности доступа к большим массивам ранее недоступной свежей информации.
В-третьих – сочетание цвета, музыки, звуковой речи, анимации, видеофрагментов расширяет возможности представления учебной информации
В-четвёртых – все наглядно - демонстрационные пособия и модели (плакаты, карты, схемы, и т.д.) хранятся в цифровом варианте, экономя место и время на поиск нужного материала
Автор: Животова Татьяна Васильевна
→ spec 30.01.2010 1 6303 1310 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.