Кроссворды по географии для учащихся С(К)ОШИ VIII вида
Управление образования администрации города Лысьвы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Дидактические материалы
Кроссворды по географии для учащихся С(К)ОШИ VIII вида
Автор: учитель географии
С(К)ОШИ VIII вида
Терентьева Гэлфара Ниасовна
Г.Лысьва
Пояснительная записка
Вводная часть
Преподавание географии в коррекционной школе решает общие учебно-воспитательные и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с проблемами в обучении.
Одной из особенностей учащихся С(К)ОШИ является низкая мотивация к обучению. С учетом этой особенности обучающихся применяются различные методы и приёмы обучения детей с проблемами в развитии. Большая роль в повышении эффективности обучения таких детей принадлежит дидактическим играм.
С помощью дидактических игр учащиеся систематизируют и закрепляют свои знания. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным, помогает преодолевать трудности, повышает познавательную мотивацию. Разнообразные игровые, занимательные приёмы не только поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу, но и помогают развивать внимание, сосредоточенность, мышление, память.
В методике обучения географии в С(К)ОУ выделяют простые и сложные дидактические игры. К простым играм относят загадки, ребусы, кроссворды. К сложным – игры-путешествия, игры-соревнования и др. В процессе работы в школе накоплен большой опыт использования на уроках географии простых дидактических игр, в особенности – кроссвордов.
Ранее кроссворды чертились учителем с помощью чертёжных инструментов. В связи с появлением современных компьютерных технологий работа по использованию дидактических кроссвордов активизировалась, а с 2008 года ведётся с помощью интерактивной доски, которая находится в кабинете географии.
Цели, задачи
Цель: создавать условия для повышения познавательной мотивации, развития и коррекции высших психических функций учащихся с проблемами в развитии посредством использования на уроках кроссвордов средствами ИКТ.
Задачи:
способствовать повышению учебной мотивации, познавательной активности школьников за счет включения в урок современных реалий;
содействовать лучшему усвоению учебного материала детьми.
Реализация данных целей и задач позволит достичь следующих результатов в обучении детей:
повышение уровня учебной мотивации учащихся;
развитие познавательных процессов;
повышение уровня усвоения учебного материала.
Методика использования материалов
Кроссворды разрабатываются с помощью программы Microsoft Excel. Материалы импортируются на интерактивную доску, затем на уроке кроссворд разгадывается. Ответы вписываются в ячейки кроссворда с помощью электронной указки.
Работа с кроссвордами ведётся на разных этапах урока: при повторении, закреплении материала, систематизации знаний. Кроссворд проектируется на доску в многократно увеличенном виде, что очень важно для детей с проблемами в развитии. Работа с кроссвордом длится в течение 5 – 10 минут.
Материалы предназначены для коллективной, групповой, индивидуальной работы учащихся. Организация работа с кроссвордами может быть вариативной:
1 вариант. Ученики по очереди читают вопросы и записывают в кроссворд электронной «указкой» нужные ответы.
2 вариант. Один ученик читает вопросы, записывает ответы на интерактивной доске, остальные учащиеся ему помогают.
3 вариант. 2-3 ученика разгадывают кроссворд на интерактивной доске. В это время учитель работает с остальными учащимися. После этого организуется представление результатов работы, оценка правильности работы.
3 вариант. Один ученик самостоятельно разгадывает кроссворд на интерактивной доске, остальные учащиеся работают с кроссвордами в бумажном варианте. Далее проводится проверка.
Работа детей оценивается либо словесно, либо балльно. За 100-95% правильных ответов ставится «5», за 94-80% - «4», за 79-60% - «3».
От учителя требуются умения составлять кроссворды с помощью программы Microsoft Excel, а также умения работать с интерактивной доской.
Созданы кроссворды по географии для учащихся 7 класса по темам: «Реки и озёра России», «Зона арктических пустынь», «Тундра», «Лесная зона», «Степи», «Полупустыни и пустыни».
К составлению кроссвордов можно привлекать учащихся, умеющих работать на компьютере. В школе подобная работа уже начата на занятиях факультатива «Компьютерная грамотность».
Описание опыта работы Работа по созданию электронных кроссвордов началась в 2007 году. Первоначально кроссворды разрабатывались в программе Microsoft Excel и использовались в нескольких вариантах: как печатные материалы и как материалы, включенные в мультимедийные презентации.
В 2008 году кабинет географии С(К)ОШИ был оборудован интерактивной доской. В связи с этим работа по использованию кроссвордов была усовершенствована, задействована интерактивная доска, на которой дети выполняют задания.
Работа с кроссвордами осуществляется в 7 классе по географии. На этапе закрепления или повторения детям предлагается на интерактивной доске разгадать кроссворд.
Результаты
Опыт показывает, что использование кроссвордов на уроках географии позволяет достичь следующих результатов:
Повышение учебной мотивации детей путём предъявления учебного материала в увлекательной, интересной форме. По итогам анкетирования детей, 100% учащихся признали наиболее интересными и познавательными уроки с использованием кроссвордов. Наблюдения за поведением детей на уроке показывают, что 75% школьников проявляют высокий уровень познавательной активности, 25% учащихся – средний уровень.
Развитие высших психических функций детей (мышления, памяти, внимания и др.).
Повышение уровня усвоения учебного материала, систематизация знаний.
Овладение детьми современными технологиями.
Накопление дидактического материала, который может быть использован в урочной и внеурочной деятельности.
Опыт по использованию кроссвордов может быть востребован в практике педагогов нашей и других школ, а именно:
на уроках географии, биологии в других С(К)ОУ VIII вида Пермского края;
в работе учителей начальных классов, биологии, географии общеобразовательных школ.
В дальнейшем планируется разработать кроссворды по темам для 8-9 классов.
Литература
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. Учебное пособие для учащихся старших классов С(К)ОУ VIII вида. - Издательство «Просвещение», 1999.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терентьева Гэлфара Ниасовна
→ guly0697 08.02.2011 5 11011 1383 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.