Статья "Экспромт на уроке английского языка"
Экспромт на уроке английского языка
(из выступления на РМО)
Как
учить и научить - это извечный вопрос
учителя и науки методики. И нет на этот
вопрос универсального ответа. Каждый
учитель должен быть в большей или меньшей
степени учителем-новатором или
учителем-автором.
За время работы в
школе пришлось испытать самые разные
формы и методы. Очень важен интерес к
предмету; элемент новизны стимулирует
работу учащихся.
В этом отношении
неоценимую роль играют нетрадиционные
уроки. Урок-интервью ценен тем, что можно
интервьюировать практически каждого,
который сидит в классе. Причем, если
"журналист" опытный, этот урок
можно проводить без специальной
подготовки. Н. Киянова, будучи школьницей,
была большим мастером этого
дела.
Интегрированные уроки - это
уроки праздники для души. Пока я их
расцениваю только так. И в каждом классе
хотя бы раз в году я их провожу. Чаще
всего-это литература, история, английский
и музыка. В младших классах еще и
рисование.
В 8-м классе очень удачно
проходит урок на тему "Мой любимый
поэт - это М.Ю.Лермонтов". Очень
благодатный материал. В школьной
фотохрестоматии есть прекрасные романсы
на его стихи, а в альбоме по литературе
- его рисунки. На уроке можно объединиться
с учителями музыки, истории, литературы,
рисования. Такие уроки хорошо проводить
первыми. Дети приходят свежими,
отдохнувшими, и их души способны
воспринимать и откликаться на чудо.
Кроме
того, могут быть задействованы в уроке
несколько учителей.
Хорошо идут уроки
с разновозрастными группами. Они не
часты в силу сложности их организации,
но играют значительную роль в обучении
коммуникативной деятельности.
Пример
тому - урок "В школьном музее".
Десятиклассники-экскурсоводы,
восьмиклассники-экскурсанты. Этот урок
надо заранее готовить, но готовить
каждую группу отдельно, чтобы не исчез
элемент новизны и неожиданности. Без
него урок получается серым и надуманным.
Стараюсь, чтобы каждый урок имел выход
на конкретное дело. После этого урока
ученики решают собрать новый материал
для музея и выпустить газету на английском
языке.
В 7 классе очень хорошо идут игры " В магазине". Сейчас эта тема стала, пожалуй, одной из самых интересных. "Покупают" и "продают" все очень азартно. А отсюда и интерес к лексике к умению общаться.
Надо ли говорить, как необходима личностная ориентация, собственная направленность ученика на предмет разговора.
Региональный компонент сейчас - тоже обязательная часть урока. Беседуя в библиотеке о писателях, обязательно поговорим о том, что в нашем селе бывал А.П Чехов и написал рассказ " Степь», во время войны побывал В.И Закруткин и написал повесть "Слобода Большая Крепкая". Журналист Н.Оралова написала очерк" Огонь, а не пепел"
Работая по теме "Мое село", обязательно включим материал из школьного музея, где собраны уникальные документы.
Говоря о Дне освобождения Крепкой, собираем материал о Ростовской области.
Рассматривая нетрадиционные методы обучения, нельзя не упомянуть об уроках-экспромтах.
Однажды совпали в расписании уроки в 10-м и 11-м классах. Завуч начал переставлять, а я попросила оставить так, как есть и провела урок-экспромт "Полилог о США".
Десятиклассники были американцы, поскольку они только что читали об Америке, а одиннадцатиклассники - англичане, приехавшие в США. Это был урок-знакомство, урок-откровение.
Теперь поближе об экспромте. Его роль, на мой взгляд, очень важна, потому что нет ничего значительнее и труднее, как научить неподготовленной, спонтанной речи.
Нет необходимости доказывать, что в нашей методике вопросам экспромта уделяется очень мало внимания.
А между тем, анализируя свою работу за все эти годы, прихожу к выводу, что экспромт играет неоценимую роль и в обучении разговорной речи, и в обучении грамматике.
Следует сразу оговориться, что надо при этом отказаться от назидательного, обучающего тона, необходимо стать речевым партнером детей, помощником и организатором общения. Очень важно, чтобы учитель сам был раскован, терпим к другим суждениям, ошибкам и просчетам.
Ш.Амонашвили говорил, что важно и то, каким голосом педагог произносит слова и какое при этом выражение его лица.
Итак, рассмотрим моменты экспромта на некоторых конкретных примерах.
Учитель входит в класс. Начинается урок. Организационный момент. На доске небрежно написано число. Если экономить время, то можно пойти по-другому, более трудному пути: спросить" Who has written the date?" Причем надо спросить так, чтобы у дежурного ученика сразу же возникло желание ответить "I have." Учитель говорит:" Thank you, but I ask to write more neatly". Ученик в затруднении - что ответить. Обращаюсь к классу: «Possible remarks?» Предлагаются варианты: плохой мел, не успел намочить тряпку, спешил. Останавливаемся на реплике "I try to write more neatly".
В этом коротком диалоге повторили Present Perfect, сравнительную степень наречий. Причем стараюсь ненавязчиво заострить на этом их внимание, повторяем образование этих форм.
В это время входит опоздавший. Спеша перейти к уроку, мы быстро посадим его. Но задумаемся: не прекрасный ли это момент для естественной, свободной беседы.
Ученик непременно говорит: Good morning! Sorry for my lating. My I take my place?
Задаю вопрос:
-Why are you late?
Ученик затрудняется ответить. Разбираем возможные варианты ответов:
-I haven’t heard the bell.(Pr.Perf)
-I was in the dining- room( Past Indef.)
-I was asked to bring the chalk.(Past Pas)
Останавливаемся на последнем ответе. Учитель:
-Have you brought the chalk?
-No I haven’t found - отвечает ученик.
-And what’s now?
Разберем варианты. Лучший:
-I shall bring it tomorrow from home.
Беседа с дежурным:
-Who is absent?
-I don’t know.
-Ask somebody about them.
Seryozha, do you know these boys are absent? (Повторяем косвенный вопрос, обращаем на это внимание)
-They are ill (спроси, уверен ли он)
-Are
you sure?
-Yes, I am. (Yes, of course).
Спрашиваю:
-And what about you, Sasha?
-I heard they went to Rodionovka. ( Молодец, Саша, употребил сложное предложение).
Дальше вопрос о дате. Если она чем-нибудь примечательна, спрашиваю: " What is this day famous for? "
-Today is the day of the liberation of B.K. from fascists.
-Ask somebody if his grandfather took park in the G.P.W. ( Повторяем Past. Indef., вопросительную форму); или:
-Which day will it be tomorrow?
-Tomorrow will be the birthday of Yury Gagarin.
Дальше спрашиваю дежурных о погоде:
-What’s the weather like today?
The weather is bad. It’s rather cold. It’s snowing.
Давайте попробуем составить сложное предложение, соединив простые союзами and, but, because, so, nevertheless.
Пробует сказать каждый сидящий.
It´s spring now but it´s rather cold.
The birds have come back, and it is snowing! Poor birds!
Некоторые составляют из 3-х предложений:
-It´s spring now but it´s very cold because it´s snowing,
а некоторые добавляют:
Nevertheless the birds have come back.
Задание: спроси кого-нибудь, работает ли его отец сейчас в поле.
(Повторяем Present Continuos, формы глагола to be, косвенный вопрос)
Следующий вопрос к дежурному:
-What was the hometask?
- The hometask was...
Переходим к домашнему заданию. Кто-то сидит без книги.
Вопрос учителя:
-Where is your book?
Молчит, не знает, что ответить. Вопрос к классу:
-Possible answer?
Варианты:
-I have lost my book.
-I have left my book at home.
-I haven’t seen the time-table.
I was at my grandmother´s home, she is ill.
Ученик без учебника выбирает подходящий для него ответ и обращается к соседке:
-May I study with you on your book?
К учителю:
-May I go to the library and take the book?
-May I change my seat?
And so on.
Или ученики не поняли текст домашнего задания. Начинают говорить по-русски. Затрудняются, напоминаю, что нужен Present Perfect. Говорит: " We haven´t understood this text".
Прошу: " Say, please, some sentences or complex sentence".
Ученик: " We haven’t understood this text. It is very difficult and not interesting".
Вопросы с местоимениями nobody, anybody, somebody.
-Nobody understood?
-Did anybody understand?
-It’s impossible. Somebody must understand.
( Повторяем местоимения в вопросительных и отрицательных предложениях)
Проверяем монологическую речь. ( Сообщение по теме). Кто-то говорит:
-I can’t make stories in English.
-Have you asked helpness?
-No, I haven’t.
-Why?
-I don’t know who can help me.
-Boys and girls, who can help him?
Молчание.
-Why are you keeping silence?
Говорят по-русски: "Он не хочет, чтобы мы ему помогали».
-Let us say it in English.
Затрудняются, потому что нужна инфинитивная конструкция. Повторяем инфинитивную конструкцию, обращаем внимание на объектный падеж местоимений.
Предположим новый материал - учебный диалог по теме.
Даю клише, вспоминаем лексику. Кто-то спрашивает: "Начинать?"
Говорю:
-Shall I ask him a question?
-Shall we go to the blackboard?
- Shall we speak sitting?
Кто-то уронил ручку и пытается ее достать. Учитель:
-Please, don’t touch it now. Wait for the end of the lesson.
Повторяем повелительное наклонение и его отрицательную форму.
Обсуждаем, как можно использовать эту форму в диалоге.
-Don’t hurry, I ask you.
-Don’t interrupt me, please.
-Don’t forget to bring me the book, please.
Или, например, обсуждаем спортивные новоcти олимпиады. Выясняется, что несколько ребят поехали на соревнования по теннису (в Родионовку). Здесь за очень короткое время можно повторить все типы вопросов:
-Where did they go?
-When will they play?
-How many players are there in our team?
-When will they come back?
-Which score do you wait for?
-Who is the strongest player in our team?
-Will it a very interesting competition, what do you think?
-Out school team is one of the strongest ones in the district, isn’t it?
Даю домашнее задание. Раздаются возгласы по-русски:
-Ой, мы не успеем. Это очень много. У нас большие задания по другим предметам.
Нам надо готовится к КВН.
Прошу говорить по-английски. Говорят одно предложение:
-It’s very much. Здесь можно поторговаться.
Соглашаюсь сократить задание, если скажут не менее 5-6 предложений, обосновывая невозможность выполнения задания. Разрешаю совещаться.
-R.G. We think, it’s very much. We have large tasks on other subjects. Tomorrow the time-table is very difficult. We shall have a little time because we have to prepare to the game КВН. Please, shorten our task.
Общение состоялось. Прощаюсь:
-Stand up, please.
Ученики начинают складывать книги в сумки.
-Please, don’t put your books into the back. I want to say you good bye and wish you every success.
Эти экспромты - очень благодатная почва для внедрения в речь элементов свободной беседы, характерной особенностью которой является частая смена тем. Одна тема легко заменяется другой, и каждая из них не получает, как правило, продолжение.
Данная особенность свободной беседы объясняется прежней коммуникативной общностью партнеров, ответом совместного общения, владением общедоступными сведениями, атмосферой такой беседы, часто заключающейся в общении, как таковом.
Здесь можно проводить ненавязчиво репликовые упражнения:
Согласие - I feel the same. I agree with you. Right you are. Not at all. I don’t think so.
Несогласие - I am afraid you are wrong( mistaken)
Отказ-I am afraid, I can’t/ May be some other time.
Удивление -Really? Why? You are kidding.
Восхищение - That’s amazing! What a good idea! Great! That’ll be great! It sounds fine.
Очень важно, чтобы ученики имели в своем арсенале выбор, варианты, могли быстро реагировать, находить нужную реплику. Например, если опоздавший на вопрос "почему?" отвечает: "Я был в библиотеке", - прошу группу: "Отреагируйте репликой" и говорю, что здесь возможны не менее 10 реплик:
-What for?
-Were there many people in the library?
-Haven’t you heard the bell?
-Why didn’t you hurry?
-Was it necessary to be late?
Все это способствует развитию не только практических умений, но и общительности, раскованности, желанию вступить в контакт, взаимодействовать в коллективе.
Ребенок должен быть главным действующим лицом на уроке, чувствовать себя свободно и комфортно, принимая активное участие в уроке. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем" творили" урок.
Несомненно, что все эти моменты не могут быть использованы на каждом уроке, важен принцип. Вначале это идет очень трудно, порой приходится жертвовать чем-то на уроке, но постепенно дети привыкают, понимают, что они могут общаться на английском языке и что на уроке им без этого не обойтись.
Конечно, многое из сказанного используется всеми на уроках, важно превратить это в систему. Чем ценен экспромт? Тем, что ученик видит, что учитель ищет вместе с ним. Что урок не идет по накатанным рельсам, а делает остановки для того, чтобы познакомиться с новым местом или встретиться со старыми друзьями и с радостью увидеть, как все меняется и как все узнается.
Потому что задания типа: ответьте на вопросы по тексту, перескажите текст, составьте предложения, употребив данные слова, составьте диалог по ситуации - не являются подлинной речью, это всего лишь имитация речи.
Разными способами учитель должен стремиться к тому, чтобы на каждом уроке, пусть эпизодически, ученики пытались бы употребить личностные конкретные, актуальные, информативные, регулятивные высказывания, т.е то, во имя чего в первую очередь и существует Язык.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондарева Руслана Георгиевна
→ Публикатор 10.01.2017 0 3317 188 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы