Чек - лист "Покупки" для обучающихся с ТМНР


Тема: последовательное освоение действий ребенком с ТМНР при осуществлении покупок в магазине с опорой на визуальную подсказку (чек – лист).


  1. Планирование покупок


Методические рекомендации:

 

Работа начинается с того, что взрослый с ребенком решают, какие продукты или вещи необходимо купить в магазине. Ребёнок берет с собой в магазин фотографии/карточки с названиями необходимых для покупки продуктов, вещей и др. Покупаемые продукты/вещи изображены в том виде, в котором ребёнок будет приобретать их в магазине. Например, если на фотографии изображена упаковка майонеза «Провансаль», то ребенок будет искать в магазине именно этот майонез. Так, в случае, если ребёнок уже знает, к какой группе относится продукт (молочный, хлебобулочный и т.д.), он называет отдел, в котором будет искать определённый продукт, когда придет в магазин. Кроме списка продуктов ребёнок берет сумку и кошелёк с деньгами. Количество денег обычно определяет и выдает взрослый. Если учащийся ориентируется в деньгах и может их считать, то в процессе подготовки важно предусмотреть возможность самостоятельного расчета (на доступном для ребенка уровне) планируемой на покупки суммы.



  1. Выбор места совершения покупок


Методические рекомендации:

 

Выбор места покупок ребенком будет происходить по мере накопления опыта совершения покупок. Сначала ребенок вместе с взрослым приходит, например, в ларек, где продается рыба, и совершает покупку. Это происходит несколько раз для того, чтобы ребенок запомнил, где можно купить рыбу. В дальнейшем, когда ребенку необходимо купить только рыбу, он идет  в рыбный ларек. А если ему необходимо купить несколько продуктов, он идет в супермаркет.



  1. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы, туалета и др.


Методические рекомендации:

 

Сначала учитель знакомит ребенка с месторасположением отделов магазина, кассы, мест для хранения личных вещей и корзинок для товара и т.д. Он учится ориентироваться в магазине по вывескам. Внимание ребенка обращается на то, что каждый отдел имеет свое название и отличительный знак. Затем ребенок учится самостоятельно находить нужный отдел и др. Если ребенок попал в затруднительную для него ситуацию, рекомендуем учить обращаться за помощью к сотрудникам магазина. Для этого он учится отличать сотрудников магазина от покупателей по фирменной одежде и наличию бейджика. 



  1. Нахождение нужного товара в магазине


Методические рекомендации:


Сначала ребёнок учится находить отдел, в котором ищет конкретный продукт. Затем он покупает несколько продуктов в одном отделе, например, молоко, майонез, йогурт. Когда ребёнок хорошо ориентируется в магазине, он выбирает три – четыре продукта в разных отделах, согласно списку.

 

Ребёнок выбирает штучный товар, отсчитывая или соотнося с изображением (например, на одной картинке изображено 3 банана или даны три картинки по одному нарисованному банану на каждой – ребенок выбирает 3 банана). Сыр, колбасу ребёнок также покупает как штучный товар (уже взвешенный и упакованный кусок). Если ребенок затрудняется в нахождении нужного товара, он учится обращаться за помощью к продавцу-консультанту или покупателю. 



  1. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, передача денег, карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку


Методические рекомендации:

 

Сначала ребенок наблюдает за тем, как взрослый рассчитывается на кассе. Затем расчет на кассе проигрывается в школе на занятиях в сюжетно-ролевой игре «Магазин». После этого ребенок учится соблюдать последовательность действий при расчете на кассе в магазине с помощью взрослого или самостоятельно.



  1. Складывание покупок в сумку


Методические рекомендации:


  Ребенок учится соблюдать правила при складывании покупок в тележку, сумку: хрупкие, мнущиеся продукты  (яйца, йогурт, помидоры и др.) он кладет сверху.


  1. Раскладывание продуктов в места хранения


Методические рекомендации:

 

Придя из магазина, ребенок учится раскладывать покупки по местам хранения с опорой на наглядность (холодильник, шкаф). Постепенно он запоминает, какие продукты хранятся  в холодильнике, а какие хранятся в шкафу. Внимание детей обращается на то, что сахарный песок, крупа могут храниться в банке, хлеб - в хлебнице, сыр и колбаса - в пищевой пленке.




Полный текст материала Чек - лист "Покупки" для обучающихся с ТМНР смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лапшина Дарья Дмитриевна  Публикатор
13.09.2024 0 627 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК