Статья "Формирование нравственных ценностей у младшего школьника при обучении иноязычному чтению"
Д.А.Саперова
ФГБОУ Средняя школа-интернат
МИД России
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ.
Аннотация. В статье освещается проблема формирования нравственных ценностей посредством чтения в начальном иноязычном образовании. Автор приводит примеры возможных нравственно ориентированных заданий, соотносящихся с этапами работы над текстом.
Abstract. The article highlights the problem of moral values formation through reading in primary foreign language education. The auther gives examples of morally oriented tasks which are correlated with the stages of reading process.
Ключевые слова: начальное иноязычное образование, нравственные ценности, иноязычное чтение, младший школьник, воспитание.
Key words: primary foreign language education, moral values, foreign language reading, young learner, upbringing.
Современная система иноязычного образования в последние годы претерпевает существенные изменения содержательного и целевого характера. Сегодня стратегической целью в области иностранных языков является создание условий для становления и развития личности с помощью изучаемого языка. Данная цель реализуется средствами предмета «Иностранный язык» (далее-ИЯ) за счет: приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка; ознакомления с иной системой ценностей; овладения предметными знаниями, языковыми и речевыми навыками, коммуникативными умениями и способами познавательной деятельности на изучаемом языке; воспитания у учащегося социально значимых качеств и личностных свойств [Гальскова 2018: 71].
В контексте целевых приоритетов НИО [Никитенко 2018], нам представляется наиболее важным коснуться вопроса реализации воспитательного потенциала предмета ИЯ. Воспитательный потенциал реализуется в рамках предмета ИЯ посредством приобщения ребёнка к ценностно-смысловой системе отношений, актуальной для современного общества. Рассматривая проблему ценностей, обратимся к трактовке данного понятия: «Ценность — это то, что значимо для человеческой жизни на земле, что обеспечивает счастье жизни как условие жизни; в индивидуальном проявлении, – то, что человек считает лично для себя значимым настолько, что без этого он не мыслит себе собственной жизни» [Щуркова 2002].
Ценность-это то, что является личностно значимым для индивида, то, что обретает для него «личностный смысл», под которым понимается особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям, являющееся устойчивым регулятором ее жизнедеятельности и поведения. Смысл - это то, ради чего человек живет. Ценности только тогда становятся смыслами, когда они “прожиты” личностью. Смыслы человек проживает сам: в своих мыслях, переживаниях, намерениях, поступках, отношениях, творческих делах и других “смысловых единицах жизни”, которые должны быть включены в содержание обучения и воспитания [Бондаревская 2000]. Таким образом, ценности – это личностно значимые понятия для индивида.
В теории начального иноязычного образования, подчеркивается то, что ценности могут быть восприняты учеником, если они не выучены или изучены, а «пережиты личностью», если они прошли процесс интериоризации - присвоения, и если они пережиты школьником эмоционально, а не рационально, если они имеют личностный смысл для ученика [Никитенко 2015]. Существует огромное различие между процессами усвоения знаний и обретения ценностей. Соответственно и процесс формирования ценностей должны быть иными, чем процесс усвоения знаний. Важным является вопрос, какие ценности стоит включить в содержание начального иноязычного образования (в его аксиологический аспект). Так, анализ показал, что наиболее рациональным нам представляется включить в содержание иноязычного образования следующие ценности:
-любовь к России, к своему народу, к своему родному краю, семье; любовь к родному языку; ответственность;
-милосердие; достоинство; справедливость; почитание родителей; забота о старших и младших;
-трудолюбие; речетворчество; познание; целеустремленность;
-активный и здоровый образ жизни, жизнь; родная земля; окружающий мир;
-иная культура и ее ценности, язык народов – носителей иностранного языка [Никитенко 2015: 203].
Огромный потенциал предмета ИЯ позволяет реализовать воспитательную функцию образования в рамках обучения иноязычному чтению в начальной школе. Так, анализ работ авторов показал, что текст является средством нравственного развития, а рассказы и сказки, которые читают младшие школьники, призваны сопереживать и, таким образом являются образцами выбора в моральных дилеммах (И.Л.Бим, Е.И.Пассов, Г.В.Рогова, Н.Д.Гальскова). Очевиден тот факт, что иноязычное чтение несет в себе огромный потенциал в плане нравственного становления личности младшего школьника, поскольку через чтение у него создаётся представление о жизни зарубежных сверстников, о картине мира в целом и, соответственно, обогащается его мировосприятие, а важнейшей функцией литературы является передача нравственного опыта общества посредством передачи социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений [Никитенко Саперова 2018: 141]. При этом, как правильно отмечает З.Н.Никитенко, формирование нравственных ценностей у ученика происходит в общении при «извлечении» из текста нравственного содержания и именно так создаются условия для усвоения нравственных норм, например: «Скажите, какое чувство вызывает у вас поступок героя? Почему? А кого вы считаете добрым?» Именно поиск ответов на вопросы в процессе общения формирует ценности и способность к нравственной ориентации. Именно так происходит присвоение ребёнком ценностей.
Процесс формирования нравственных ценностей посредством чтения предполагает организацию последовательной работы с текстом (например сказкой), включая предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Рассмотрим возможные нравственно ориентрованные задания, которые соотносятся с этапами работы над текстом:
Предтекстовый этап чтения
-Определите по заголовку или по рисунку, о каких хороших \плохих качествах будет идти речь в тексте.
-Выберите из ряда слов положительные (отрицательные) качества героев.
-Распределите по группам предложенный список прилагательных, описывающих положительных (отрицательных) героев.
-Подумайте и скажите: Как будет себя чувствовать мама девочки, если она:
- обманула ее, не сказав о двойке ;
- помогла папе приготовить ужин;
- убрала комнату;
- нагрубила сестре.
Текстовый этап чтения
-Определите, о чем идет речь (после первого прочтения).
-Подчеркните в сказке слова, характеризующие положительные (отрицательные) качества героев: добрые (злые), ленивые (трудолюбивые), скромные (хвастливые).
-Найдите предложения, описывающие поступки героев: заботливое (безразличное) отношение.
-Вставьте пропущенные слова, характеризующие героя.
Послетекстовый этап чтения
-Охарактеризуйте героев текста, выбрав слова из предложенного ряда.
-Найдите ключевые слова (фразы, предложения), которые помогут рассказать о положительных (отрицательных) качествах героя.
-Выразите собственное отношение к положительному (отрицательному) герою с опорой на текст.
- Обоснуйте поведение положительного (отрицательного) героя. Как бы поступили вы?
- Составьте диалог от имени положительного (отрицательного) героя.
Таким образом, выполнение нравственно ориентированных заданий (предтекстовых, текстовых и послетекстовых) даёт возможность ученику не только усвоить новую ценностную информацию, но также познакомиться с образцами нравственного поведения, а также получить опыт транспонирования (переноса) действий героя и морального выбора на себя (т.е. на ученика) и, тем самым, расширить область ценностно-смысловой сферы.
В заключение стоит отметить, что формирование нравственных ценностей в процессе начального иноязычного образования является сложной и многоаспектной проблемой. В данной статье делается попытка определить способы реализации воспитательной функции образования в рамках обучения иноязычному чтению в начальной школе.
Литература
Бондаревская, Е.В. Теория практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В.Бондаревская// – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. – 352с.
Гальскова Н.Д. Основы методики обучения обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д.Гальскова, А.П.Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В.Акимова. – Москва: КНОРУС, 2018. –390с.
Никитенко З.Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования. Дис. … докт. наук [Текст]. –М: МПГУ, 2015. –427с.
Никитенко З.Н. Иностранный язык в школе: терия и практика: учебник / З.Н.Никитенко. – М. : ФЛИНТА, 2018. – 328с.
Никитенко З.Н., Саперова Д.А. Чтение как средство нравственного развития младших школьников в начальном иноязычном образовании.// Наука и школа. – 2018. – №2. C/140- 144.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология [Текст]– М: Педагогическое общество России, 2002. – 224с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саперова Диана Анатольевна
→ 123457786 14.05.2020 0 1076 207 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы