Мастер-класс "Формирование нравственных добродетелей у учащихся начальных классов"

Мастер-класс "Формирование нравственных добродетелей у учащихся начальных классов"

Материал предназначен для учителей начальных классов. Это методическая помощь в проведении мастер-класса, этот материал также можно использовать для проведения родительского собрания. В технологической карте мастер-класса отражены этапы, формируемые УУД на каждом этапе, готовые материалы для распечатки.

Участники мастер-класса: учителя начальных классов общеобразовательных учреждений Кунгурского района.
Цель: познакомить участников с одной из форм проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Мир девочек и женщин» с учащимися начальных классов.
Задачи:

  1. Обобщить опыт работы по данной проблеме;
  2. Демонстрация своего опыта через сотрудничество;
  3. Способствовать поднятию интереса к данной теме, взаимопонимания, умения работать группами;
  4. Адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые результаты мастер класса:
Метапредметные.
Регулятивные УУД:

  • Участвовать в постановке проблемы мастер класса;
  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Умение осуществлять действие по заданному алгоритму;
  • Умение контролировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

  • Установление причинно следственных связей;
  • Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь пользоваться педагогической терминологией;
  • Участвовать в диалоге;
  • Приходить к общему решению;
  • Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД:

  • Осознавать необходимость в работе над данной темой;
  • Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Дипломатично выражать своё мнение.

Методы:

  • Методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа);
  • Методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса);
  • Методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповое задание, самооценка);

Оборудование занятия: раздаточный материал, словарь Ожегова, проектор, ноутбук.
Форма проведения мастер класса: практическое занятие.

Название этапа

Цель этапа и задачи для учителя

Цель этапа для слушателя

Метод

I. Организационный.

 

Подготовить всех участников мастер класса к продуктивной работе.

  • Установить контакт с участниками мастер класса;
  • Создать положительный эмоциональный настрой для работы;
  • Определить цели и задачи занятия

Готовность и быстрое включение в деловой ритм.

 

объяснительный

 

1. Эмоциональный настрой

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно

2. Совместное целеполагание

Для начала попрошу вас продолжить фразу:  чтобы в мире было больше добра, счастья, радости, люди должны быть …

- Как вы думаете? О чём сейчас пойдет речь?

(ответы слушателей)

- Предлагаю вам мастер-класс по теме  «Формирование нравственных добродетелей у учащихся начальных классов».

- Кто из вас был когда-нибудь на открытии нового магазина? Вспомните (или представьте), как ведут себя покупатели? Какой товар они выбирают?

(- необходимые товары,

- давно мечтали, но не хватало денег, а сегодня скидки,

- то, что можно будет подарить,

- то, что может когда-нибудь пригодиться и т.д.)

- Сегодня все вы приглашены на открытие «Магазина добродетелей». (Слайд 1)

II. Имитационная игра.

 

Помочь участникам в овладении социоигровой  технологией.

  • продемонстрировать конкретные приёмы работы с учащимися.

Овладение конкретными приёмами.

практический

1. Знакомство с правилами работы  «магазина»

 -Что означает слово «добродетели»? (выслушиваются ответы) (буквально – доброделание)

-Проверьте себя, воспользуйтесь словарем Ожегова. Посмотрите, как трактуется это слово в других словарях: (Слайд 2).

-Природными добродетелями являются

  • ясность ума,
  • быстрота мысли,
  • надежность памяти,
  • искренность чувства,
  • стойкость воли.

У всех народов во все времена уважались и высоко ценились такие природные добродетели, как

  • одаренность,
  • талантливость,
  • творческие способности,
  • открытость,
  •  честность,
  • целомудрие,
  • великодушие. 

-В нашем магазине вы не найдете природных добродетелей, поскольку ими наделяет природа. Но представлено много других добродетелей. У вас будет возможность приобрести любой «товар» - 2 качества, которое вы хотели бы видеть у своих учеников ( или у большинства из них, а может быть только у одного). «Оплата» будет производиться тогда, когда магазин закончит свою работу. Нужно будет объяснить, почему именно этот товар вам захотелось приобрести. Сегодня есть скидка: третий  товар мы можете взять бесплатно. Это качество вы выбираете для учителя (для себя или Ваших коллег).

- Как и в любом магазине, необходимого товара может оказаться мало и вам придется купить что-то незапланированное. Какой-то товар окажется в избытке. Я надеюсь, что ни один из вас не уйдет сегодня без покупки. Время пребывания в  нашем магазине ограничено. Он работает, пока играет музыка (Э.Григ «Концерт для фортепиано с оркестром ля минор» – 3мин). Как только музыка остановится, просьба сесть на свои места. Не забудьте взять корзины для товара. (Конверты с двумя отделениями и надписями: для учащихся, для учителей) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

-Открытие магазина – это всегда праздник, вокруг много цветов, шаров. Каждый покупатель получает в подарок вот такой воздушный шарик. Просьба выйти тем, кому достался шарик со счастливой звездой. Вам предоставляется право открыть наш магазин. (перерезают ленточку, все проходят в магазин)

  1. Работа «Магазина добродетелей»

На столах-прилавках разложены карточки –товары, которые можно выбрать (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

совесть, терпение, доброта, скромность, любовь, верность, терпимость, мудрость, мужество, вежливость, нежность,  надёжность, заботливость, активность, щедрость, аккуратность, жизнерадостность, трудолюбие,  благодарность, вера, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, исполнительность,  старание, милосердие, выдержка, корректность. отзывчивость, великодушие, умение прощать, сострадание, стойкость, любознательность

  1. Обсуждение работы магазина.

-Какое качество вы выбрали для своих учащихся? Почему? Что нужно делать для того, чтобы воспитать в них эти качества?

IV. Моделирование

 

 

Моделирование различных вариантов «купли, продажи»

  • Уметь пользоваться педагогической терминологией;
  • Участвовать в диалоге;
  • Приходить к общему решению;
  • Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Прогнозирование ситуаций

практический

Работа в группах.

-Как и в каждом магазине, у нас есть «Книга отзывов». (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Каждая группа получает ЛИСТ из этой книги. Для нас очень важно Ваше мнение об ассортименте товара и перспективах развития услуг нашего магазина.

-Обсудите в группе и запишите на первом листе, какой еще товар вы хотели бы видеть на прилавках «Магазина добродетелей» (обсуждение предложений).

-Сегодня учителя делали покупки для  учащихся, для учителей. А какие еще варианты могут быть. Обсудите это с коллегами  и запишите предложения на втором листе бумаги. (учащиеся -  для себя, учащиеся – для родителей, родители- для своих детей, учащиеся – для одноклассников, родители – для учителя и т.д.) (обсуждение предложений)

III. Рефлексия.

Итог мастер-класса.

 

Подвести итог проведённого мастер класса.

  • Провести анализ представленного опыта, его эффективности;
  • Обобщить результаты совместной деятельности

Оценка и осмысление своей деятельности на мастер-классе.

объяснительно практический

- А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер–класса непосредственно для вас. На третьем листе из Книги отзывов вы видите точку на клеточной основе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)  Если на вопрос вы отвечаете «да», ведете линию по диагонали клетки вверх, если «нет» - вниз. Отвечая на следующий вопрос, продолжаете линию.

1. Оправдалась ли ваша цель прихода на мастер–класс?


2. Была ли полученная информация полезной?

3. Полезны ли  такие  занятия для формирования личности младшего школьника?

4. Есть ли необходимость целенаправленного формирования нравственных добродетелей у учащихся начальных классов?

(Получаются линии – графики, по которым сразу видно отношение коллег к мастер-классу. Листы помещаются на доску.)

-А теперь вернитесь к своим корзиночкам с товаром. Какой «товар» вы выбрали для учителя? (доброта, терпимость, верность и т.д.)

-Я желаю Вам, чтобы эти добродетели в полной мере присутствовали у Вас и Ваших коллег. Спасибо за участие и помощь  в проведении мастер-класса.


Полный текст материала Мастер-класс "Формирование нравственных добродетелей у учащихся начальных классов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кустова Тамара Геннадьевна  Публикатор
18.01.2017 1 4133 344

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК