Статья "Использование инновационных приемов на уроке английского языка"


Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей №3 имени М.В. Ломоносова


 


 


 


 


 


 


 


 

Использование инновационных педагогических приемов на уроке английского языка


 


 


 


 

Учитель высшей категории Никифорова Людмила Петровна


 


 


 

 г. Кропоткин

2020-2021 учебный год


 

 В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии “Языкового Портфеля”, приемы технологии критического мышления.

Одним из инновационных приемов, которые я применяю в обучении школьников английскому языку является составление Кластера.  Актуальность данного приема обусловлена тем, что идет процесс введения новых образовательных стандартов, формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний. Значение слова Cluster- пучок, гроздь, группа. Cluster - это графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. 

Технология составления:

 

Производится запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

 Создание кластера вносит в учебу элементы игры. При обучении чтению можно использовать кластер при группировке слов с определёнными звуками

В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.

 

В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова. Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.

Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.

 

 

 Возможности использования кластера:

 

  • при систематизации, повторении материала;

  • при работе с текстом;

  • при повторении в начале урока;

  • при введении в тему;

  • при сборе необходимого языкового материала;

  • при контроле.

 Преимущества использования кластера:

1. Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.

2. Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.

3. Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

 

 

 

Другим инновационным приемом, который я использую на своих уроках является написание Дидактическогосинквейна. Синквейн это стихотворение, которое требует изложения большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», поэтому и состоит он из пяти строк, в первой из которых записывается одно слово – существительное – тема. На второй строке пишутся два прилагательных, характеризующих тему синквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза по теме. Пятая строка включает слово-резюме, ассоциацию,  выражающую личное отношение автора синквейна к теме.

На уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество различных образовательных задач. Обозначу лишь некоторые возможности данного приема.

 

 

 

1.Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему урока.

ПРИМЕР. Тема «Hobby», 6класс.

  1. Hobby

  2. Рopular, favourite.

  3. To collect, to play, to read.

  4. Tastesdiffer.

  5. Freetime.

 

2.Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.

3.Синквейн как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.

 

ПРИМЕР. Тема «Global issues», 8 класс.

  1.  Tornadoes

  2.  Violent, destructive

  3.  Damage, destroy, break

  4. Itmaybeawful

  5. Catastrophe

 

 

 

4.Синквейн как игра на уроке-обобщении.  Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».

 

ПРИМЕР. Тема «Leisure time».

  1. Reading

  2. Interesting, exciting.

  3. To read, to educate, to imagine.

  4. Choose a book as you choose a friend.

  5. Books.

 

 

Составление тематическогосинквейна может даваться как одному учащемуся, так и группе детей

 

 

 

Таким образом, синквейн — инновационный приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно использовать по любой теме. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу).

 

 


 

В данной работе я поделилась двумя педагогическими приемами, которые я использую на своих уроках, хотя в моей «педагогической копилке» имеются и другие не менее интересные инновационные находки. Ценность же кластера и синквейна в том, что они мотивируют детей к изучению иностранного языка, учат работать творчески, развивают мыслительную деятельность учащихся, упрощают работу с лексикой и приучают работать в коллективе.


Полный текст материала Статья "Использование инновационных приемов на уроке английского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никифорова Людмила Петровна  Публикатор
17.07.2021 0 1691 168

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК