Статья "Использование инновационных приемов на уроке английского языка"
Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей №3 имени М.В. Ломоносова
Использование инновационных педагогических приемов на уроке английского языка
Учитель высшей категории Никифорова Людмила Петровна
г. Кропоткин
2020-2021 учебный год
В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии “Языкового Портфеля”, приемы технологии критического мышления.
Одним из инновационных приемов, которые я применяю в обучении школьников английскому языку является составление Кластера. Актуальность данного приема обусловлена тем, что идет процесс введения новых образовательных стандартов, формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний. Значение слова Cluster- пучок, гроздь, группа. Cluster - это графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
Производится запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Создание кластера вносит в учебу элементы игры. При обучении чтению можно использовать кластер при группировке слов с определёнными звуками
В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.
В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова. Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.
Возможности использования кластера:
-
при систематизации, повторении материала;
-
при работе с текстом;
-
при повторении в начале урока;
-
при введении в тему;
-
при сборе необходимого языкового материала;
-
при контроле.
Преимущества использования кластера:
1. Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.
2. Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
3. Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Другим инновационным приемом, который я использую на своих уроках является написание Дидактическогосинквейна. Синквейн - это стихотворение, которое требует изложения большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», поэтому и состоит он из пяти строк, в первой из которых записывается одно слово – существительное – тема. На второй строке пишутся два прилагательных, характеризующих тему синквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза по теме. Пятая строка включает слово-резюме, ассоциацию, выражающую личное отношение автора синквейна к теме.
На уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество различных образовательных задач. Обозначу лишь некоторые возможности данного приема.
1.Синквейн как прием постановки темы урока. При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему урока.
ПРИМЕР. Тема «Hobby», 6класс.
-
Hobby
-
Рopular, favourite.
-
To collect, to play, to read.
-
Tastesdiffer.
-
Freetime.
2.Синквейн как способ проверки домашнего задания. Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
3.Синквейн как закрепление вновь изученной лексики. Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
ПРИМЕР. Тема «Global issues», 8 класс.
-
Tornadoes
-
Violent, destructive
-
Damage, destroy, break
-
Itmaybeawful
-
Catastrophe
4.Синквейн как игра на уроке-обобщении. Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».
ПРИМЕР. Тема «Leisure time».
-
Reading
-
Interesting, exciting.
-
To read, to educate, to imagine.
-
Choose a book as you choose a friend.
-
Books.
Составление тематическогосинквейна может даваться как одному учащемуся, так и группе детей
Таким образом, синквейн — инновационный приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно использовать по любой теме. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу).
В данной работе я поделилась двумя педагогическими приемами, которые я использую на своих уроках, хотя в моей «педагогической копилке» имеются и другие не менее интересные инновационные находки. Ценность же кластера и синквейна в том, что они мотивируют детей к изучению иностранного языка, учат работать творчески, развивают мыслительную деятельность учащихся, упрощают работу с лексикой и приучают работать в коллективе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никифорова Людмила Петровна
→ Публикатор 17.07.2021 0 1691 168 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы