Статья "Функциональная грамотность на уроках английского языка"
ФУНКЦИОНАЛЬНая ГРАМОТНОСТь НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Введение
Формирование функциональной грамотности – одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом. Функциональная грамотность является одним из центральных понятий в образовательном процессе современного мира.
Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений. Это способность к обобщению, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков. Так как основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение».
Внедрение новых технологий и инновационных форм будут способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности.
Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист, и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка.
При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
В связи с этим, в современном преподавании иностранного языка, и в частности, английского, обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью».
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Однако поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом мы используем следующие современные педагогические технологии и методы, которые делают урок интересным и повышают мотивацию обучающихся:
технология развития критического мышления через чтение и письмо;
игровые технологии;
метод проектов;
личностно-ориентированное обучение (технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества);
информационно-коммуникационная технология.
УМК «Spotlight» рассчитан на эффективное использование учащимися доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных коммуникативных заданий и упражнений.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Которые можно использовать для сознательного решения изобретательских задач.
Источники полезных ресурсов, которые я применяю в своей работе:
https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en - слушаем, читаем, учим грамматику, поем песни и смотрим видео, причем для разных возрастов и уровней (listening, reading, vocabulary, grammar, games, songs….)
https://quizlet.com/ - работа с лексикой и вывод этой лексики в активный вокабуляр (vocabulary practice) .
http://www.english-4kids.com/interactive.html - тоже очень интересный сайт, онлайн-игры и викторины с лексикой, чтение (interactive vocabulary quizzes, online vocabulary games)
http://www.SparkleBox.co.uk сайт для новых идей и воплощения уже задуманных начинаний. Есть материалы для загрузки и печати.
http://www. LearningApps.org масса полезных заданий.
Первоочередная задача учителя - создать на уроке такую атмосферу, когда ученики не боялись бы высказывать свои суждения на иностранном языке. Также в его задачу входит постановка стимулирующих к говорению заданий. Мотивацией к говорению вызывают у учеников ролевые игры, особенно если они интересны, удачно подобраны и отвечают сегодняшним реалиям.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
создание психологической готовности детей к, речевому общению;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения;
введение языкового материала;
тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Обучающие игры на уроках иностранного языка подразделяются на следующие категории:
фонетические;
ролевые;
грамматические;
орфографические.
лексические;
Фонетические игры.
Цели:
формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
тренировать учащихся в произнесении английских и немецких звуков;
научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения.
Лексические игры.
Цели:
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся.
Грамматические игры.
Цель: научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, развивать языковую догадку и речевую реакцию учащихся.
Орфографические игры.
Цель: формирование навыков письма, правильного написания сочетаний букв в слове.
Ролевые игры.
Ролевые игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и умений.
Применяя игровые технологии на уроках иностранного языка, всегда помню:
1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитываю цель использования игры.
2. В игру следует вовлекать как можно больше учащихся.
3. Игра должна соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.
4. Игра должна развивать все виды речевой деятельности и проводиться на иностранном языке.
На начальном этапе детям интересно узнать что-то новое, они учатся, так как уроки доставляют им удовольствие и радость. У учащихся данного возраста только начинают формироваться речевые навыки, которыми они владеют недостаточно – для проведения ролевых, сюжетных игр.
На средней ступени обучения иностранному языку, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, усложняется игровая деятельность. Я применяю коммуникативные, интеллектуальные, ролевые игры и игры, построенные на страноведческом материале. Использование данных видов игр способствует погружению учащихся в иноязычную атмосферу, формированию у них коммуникативных навыков и развитию определенных речевых умений, учит учащихся общению на иностранном языке. Мой педагогический опыт меня убедил, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка.
Игровые приемы выполняют и облегчают учебный процесс, помогают усвоить учебный материал и развивают речевые компетенции. На уроках применяю различный дидактический материал, как авторский, так и собственный, разработанный в процессе работы над методической темой. При отборе материала включаю упражнения, тексты, направленные на активизацию мыслительной деятельности, способствующие сохранению высокого интереса к предмету.
Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.
Аудирование
Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлять наиболее значимые факты;
определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.
Я использую следующие упражнения на аудирование:
- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;
- извлечение определенной информации;
- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.
Говорение
Обучение монологической речи предполагает развитие умений:
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;
кратко передавать содержание полученной информации;
рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;
рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;
описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.
Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:
участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;
осуществлять запрос и обобщение информации;
обращаться за разъяснениями;
выражать свое отношение к высказыванию собеседника;
вступать и поддерживать общение.
Для расширения лексического запаса, использую на уроках пословицы, поговорки, фразеологизмы, стишки, песенки-физминутки. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности на уроке. Для решения задачи применения функциональной грамотности на уроках использую следующие интернет – ресурсы:
https://www.youtube.com/user/SuperSimpleSongs - веселые песни, а также материалы для скачивания - флешкарточки, раскраски, задания. Не только поем, но и закрепляем с творческими заданиями.Отдельного внимания заслуживают их Super Simple ABCs — алфавитные песни и phonics songs (песенки с буквами и их звуками), которые будут полезны в обучении чтению.
https://www.youtube.com/user/englishsingsing9 - этот канал очень популярный. Помимо веселых песен, на канале можно найти отработку разных разговорных фраз и моделей. Для формирования навыка говорения – отличный вариант!
Письмо
Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:
личное письмо;
письмо в газету, журнал;
небольшой рассказ;
заполнение анкет;
изложение сведений о себе;
написание плана.
Мы используем следующие упражнения по формированию навыков письма:
вставить пропущенные слова;
заменить выделенные курсивом слова синонимами;
выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы;
выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения;
выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур;
закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
составить вопросы к ответам и наоборот;
соединить части предложений в логическом порядке;
составить план текста.
Чтение
Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события, факты;
раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
извлекать необходимую, интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному.
Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:
определить по заголовку тему текста;
найти ответы на вопросы.
согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
найти описание внешности, места, события и др.
догадаться о значении слова по контексту.
В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
- объем текста не должен превышать норму;
- шрифт должен помогать легко читать текст;
- текст должен развивать кругозор;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- текст должен быть структурирован;
- в тексте не должно быть ошибок;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Так, например, для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Проанализировав задания из разных УМК и учебника непосредственно с которыми, мы работаем, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
При отборе текстов для формирования читательской грамотности необходимо руководствоваться следующими критериями:
актуальность текста для учащихся;
учет возрастных особенностей группы;
наличие новой (для учащихся) информации;
наличие фактов, понятий, имен, географических названий,
наименований товаров, цифр, дат и т.д.;
наличие иллюстраций, схем, диаграмм; наличие в тексте «фактов и мнений».
Материал для составления заданий по развитию функциональной грамотности следует выбирать из жизненной ситуации:
поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, местах отдыха и др.
заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
поиск билетов на все виды транспорта;
изучение расписания движения транспорта;
работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
использование сайтов со сводками погоды; поиск кулинарных рецептов;
поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;
выбор товаров в Интернете.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста с учетом его жанровых и стилистических особенностей.
Практическая направленность уроков является важной составляющей образовательного процесса, знания должны быть применимы на практике.
Для формирования практических умений я активно использую эвристические методы обучения, с которым я познакомилась на курсах повышения квалификации в г. Москве.
Эвристическое обучение - это непрерывное открытие нового самим учеником. Это педагогическая система, где образование построено на творческой самореализации учеников и педагогов через создание ими образовательных продуктов. Это могут быть: тексты, рисунки, поделки, изобретения, правило, схема, символ, система оценки, чувства, навыки и т.д Но главное в этих заданиях это открытость, т.е отсутствие заранее известного результата его выполнения. Конечно это пугает многих родителей, возникают вопросы, что делать, как делать. Все привыкли к четкому алгоритму, не смотря на постоянно меняющийся и развивающийся мир. В начальной школе активно использую творческие работы прям на уроке, например, нарисуйте это букву так, как вы ее видите, объясните, почему она имеет именно такой образ. И в качестве домашнего задания, чтобы у детей было больше времени для раскрытия своего творческого потенциала.
Используя этот метод обучения, я придерживаюсь следующего плана:
объект, которому посвящено задание (про что?);
в чем личная значимость задания;
в чём его актуальность, полезность;
какая деятельность будет главной;
как ученик может выразить своё отношение;
какой продукт создаст в итоге;
продумываются критерии оценки.
Очень важный моментом при создании эвристического задания – это продумывание текста задания.
С помощью эвристических заданий, у учащихся формируется критическое мышление, креативное мышление, а они являются неотделимой составной функционально грамотности, так как подразумевают:
определение границ своего знания и незнания;
понимание, что за этими границами есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить;
умение формулировать эти вопросы и др.
Информационно-коммуникационная технология в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
http://www.starfall.com/ - учим алфавит через забавные видео, презентации и песенки, книги для чтения, обучение чтению через интерактивные задания;
http://www.abcya.com/ - потрясающая копилка игр и упражнений на развитие навыка чтения;
http://www.childrensbooksonline.org/ library.htm - огромное количество книг для онлайн-чтения для детей и взрослых, для разных уровней, есть озвученные;
https://freekidsbooks.org/ - книги на английском для детей и подростков, которые можно читать онлайн, а можно и распечатать;
https://uchi.ru/ - образовательный портал для интерактивного развития детей, как один из приёмов развития у обучающихся функциональной грамотности;
https://kahoot.com/ - Kahoot —сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Технология, направленная на совершенствование учебного процесса, повышение его практической направленности, развивает интеллектуальные, творческие способности учащихся и способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе.
https://resh.edu.ru/ - платформа РЭШ содержит диагностические работы для класса, тренировочные задания, уроки, тесты на читательскую, математическую, финансовую и естественнонаучную грамотность, а так же многое другое. Некоторые материалы доступны в форме видео и электронных пособий. Все задания и подробности от учителя доступны по конкретным ссылкам.
https://edu.skysmart.ru/ - это сайт с интерактивными заданиями к наиболее востребованным учебно-методическим комплектам АО «Издательство “Просвещение”», включенным в Федеральный перечень учебников. В интерактивной рабочей тетради представлены материалы для учеников с 5 по 11 класс.
Это только малая часть примеров, с помощью которых можно развивать функциональную грамотность на уроках английского языка. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Наиболее эффективными для себя я выбрала несколько платформ: Учи.ру, Российская электронная школа (РЭШ), сервис по созданию онлайн викторин Kahoot, электронная тетрадь Skysmart. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Также мы регулярно с обучающимися принимаем участие в онлайн-олимпиадах, где каждый учащийся имеет внешнюю мотивацию в виде грамот, дипломов и сертификатов участников. Использование данных электронных ресурсов способствует развитию функциональной грамотности учащихся.
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка способствует успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Применять функциональную грамотность следует умело и грамотно, сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.
Являюсь активным участником различных вебинаров по формированию функциональной грамотности обучающихся.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Виктория Викторовна Горшенина
→ Публикатор 14.02.2024 0 382 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.