Статья "Учебный процесс и формы взаимодействия учащихся во время урока"


Содержание

1.Введение ………………………………………………………….2

2.Учебный процесс…………………………………………………3

3.Урок. Структура урока…………………………………………...4

4.Формы взаимодействия на уроке………………………………...6

5.Разработка урока по учебнику Spotlight 10………………………7

6.Список использованных источников……………………………..9





























Введение.

Современная жизнь предъявляет человеку достаточно жесткие требования. Высокое качество образования, конкурентоспособность, умение ориентироваться в большом потоке информации . В современном мире с развитием информационно-компьютерных технологий учитель перестал быть единственным источником информации , а урок единственным способом получения новых знаний , навыков и умений. Сейчас ученикам доступно огромное количество информации на просторах интернета. И ученик может найти нужную ему информацию. Но при всем многообразии средств и технологий обучения они не могут развить такие навыки как, умение общаться, работать к группе , универсальные учебные действия , которые более эффективно осваиваются учеником на уроке, где учитель организовывает учебный процесс, исходя из современных реалий жизни, учитывая возрастные особенности учеников как умственные, так и психологические. Урок строится таким образом, чтобы ученик освоил новый материал, смог самостоятельно решить поставленные задачи . Научился учиться и постоянно развиваться.

Цели и задачи данной проектной работы - исследовать учебный процесс. Изучить структуру урока и формы взаимодействия между участниками учебного процесса для формирования умений выявления проблемы, самостоятельно и в группе решать проблемы, уметь сотрудничать друг с другом, искать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи.

















Учебный процесс -это целостная дидактическая система, воспроизводящая в своем содержании научную картину мира , направленная на организацию и передачу знаний сочетающая содержание ,формы , средства , методы обучения в их взаимосвязи и имеющая целью познание учащимися окружающей их действительности.

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Можно перечислить разные формы его организации : классический урок , лекция, экскурсия, семинар , беседа, смешанный урок, урок самостоятельной работы.

Урок - основная форма организации учебного процесса. При которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную или иную деятельность класса , используя виды , средства и методы работы , создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для развития познавательных и творческих способностей обучаемых. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной , но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Во время урока учитель может организовать фронтальную, групповую , индивидуальную работы. Урок как форма организации учебного процесса также позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей , позволяет формировать мировоззрение учащихся. На уроке ученики овладевают не только системой знаний, но и самими методами познавательной деятельности. Урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Уроки классифицируют исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: 1.уроки изучения нового учебного материала ;2. уроки совершенствования знаний, умений и навыков ; 3. уроки обобщения и систематизации, 4.комбинированные уроки ; 5.уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков .

Данные типы уроков характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся и определяют построение урока, его структуру.



Структура урока – это соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой с целевой направленностью.

  1. Структура урока нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  • контроль результатов первичного запоминания;

  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

  1. Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;

  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  • проверка выполненных работ;

  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

  • задание на дом (если это необходимо).

  1. Урок формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • проведение проверочных упражнений;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • упражнения творческого характера;

  • итог урока;

  • задание на дом.

  1. Урок применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

  • сообщение темы урока и его задач;

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

  • упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнение по отработке навыков;

  • домашнее задание;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

5.Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

Урок повторения:

  • организация начала урока;

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

  • задание на дом.

6.Повторительно-обобщающий урок:

  • организационный момент;

  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • формулирование выводов по изученному материалу;

  • оценка результатов урока;

  • подведение итогов;

  • задание на дом (не всегда).

7.Урок контроля и коррекции:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала урока;

  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

  • подведение итогов и результатов урока;

  • задание на дом;

  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).


Формы взаимодействия участников учебного процесса:

  • Учитель –ученики

  • Учитель- ученик

  • Ученик- класс

  • Работа в паре

  • Групповая работа


IV.ВВ1. Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работы вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний .

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.

2. Групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. Такая форма деятельности позволяет формировать у школьников умения работать в коллективе и индивидуально, развивает универсальные учебные действия необходимые для осмысления и систематизаций знаний.

Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за д помощью к учителю.

Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников - членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению индивидуального опыта.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д.. Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культур а ведение диалогу.

  • Aaahjkfl

Ра




Разработка урока по учебнику SPOTLIGHT 10 класс Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В. и др.

Тема урока:Take a trip along the Thames.

Тип урока комбинированный.

Дидактическая задача урока: создать условия для формирования УУД в рамках урока.

Цели:

социокультурный аспект – знакомство с достопримечательностями Лондона

развивающий аспект – развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия; развивать познавательную активность, развивать иноязычную коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности

воспитательный аспект – воспитание уважительного отношения к иноязычной культуре;

учебный аспект – совершенствование лексических навыков по данной теме на уровне свободного высказывания в виде монологической и диалогической речи, развитие навыков аудирования и чтения с извлечением необходимой информации.

Ход урока:

Форма взаимодействия: учитель -класс

1. Hello students! How are you today? Are you ok? Are you fine? (ученики отвечают)

2 .Do you like travelling? (What cities would you like to visit?) (ученики: I would like to visit Madrid,Moscow, Paris …)

Would you like to travel to London? Why?(ученики отвечают: I think London is beautiful, interesting,

Multicultural. There are a lot of historical sights for example Buckingham palace, Big Ben, Tower bridge )

3. I would like to show you a presentation about London. Watch it and learn more about the capital of the UK London.

Идет презентация «достопримечательности Лондона» (2минуты)

4. Now tell me please what do you know about London? What comes into your mind when you think about London?

(Ученики рассказывают все, что знают про Лондон: it is the capital of the UK of Great Britain and the Northern Ireland; The Royal family lives there, the weather in London is considered to be rainy, red buses-double-decker, Famous writers, Singers, artists и так далее)

5. Do you know on what river is London situated? ( On the river Thames)

6. Now we are going to learn more about the attractions in London. You should read the text on page 95 . Read the task ex.2

(4 ученика читают по одному тексту раскрывая скобки , новые фразы заранее написаны на доске: birds eye view, millennium, faint-hearted, experience, scared out of wits, to serve many purposes, a medieval palace, fortress )

Форма работы ученики -класс.

7. Now as you have learnt about attractions and new phrases, use them in your speech imagining you are a tourist guide. Ex.3 ( Форма работы в парах , составляя небольшой рассказ про достопримечательность ученики научатся совместно работать и разделят подготовленную речь на двоих, что позволит лучше закрепить лексику и ученики будут внимательнее слушать друг друга, чтобы продолжить речь одноклассника ).

Ответ учеников: Good morning ladies and gentlemen, we are now just passing the London Eye where you can…

It is said that….

Many tourists visit this place because…

8. Thank you . Well done. I see it was not difficult for you to do this task.

There are many videos in the internet about London. But I have chosen this one to show you, in my opinion this video will be interesting for you to watch. After watching the video you should work in groups and each group will have to prepare a short presentation/information about one attraction. You may take notes while watching. (Просмотр видеоролика про достопримечательности Лондона. Ученики смогут сделать записи . После просмотра они разделятся на 3 небольшие группы и каждая подготовит свой рассказ про определенную достопримечательность .)

Каждая группа рассказывает про одну достопримечательность : We want to tell you about… it is famous among tourists…, we have never been to London but if we had an opportunity we would visit this sight…

Рефлексия: повторить лексику урока, What have you learnt today? What place would you go first if you visit London?

You worked very well . Well done.

Goodbye.

Вывод: Во время урока ученики освоят новый материал легко , используя эти новые фразы в своей речи. Работая в парах и группах ученики научатся слушать друг друга, работать сообща, работа в группе побуждает учащихся поддерживать друг друга. Наглядные пособия будут способствовать лучшему пониманию материала урока. Также ученики будут выделять и записывать основную информацию для выполнения поставленной задачи. Содержание урока, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока , использование видео материалов, презентаций, применение визуальных методов и работы с текстом будут стимулировать познавательный интерес учеников.

Урок направляет усилия учеников в определенное русло. Создаются условия для принятия самостоятельных решений. На уроке ученикам дается возможность самостоятельно делать выводы и участвовать в новых познавательных ситуациях. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной , но и других развивающих видов деятельности детей и подростков.

























Список использованных источников.

  1. Светачева А.М., Современный урок иностранного языка. - М., 2008.

2.Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью:. – «Просвещение» М.,1988.

3. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС . Т.Ю. Бутурлакина , г.Армавир 2003

4.Петерсон  Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

5. Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков ru.Wikipedia.org

6. Книга для учителя "Английский в фокусе" (10),Spotlight 10. Афанасьева О. В., Дули Д. ., Михеева И. В. и др.

льзованных источников.

1. Светачева А.М., Современный урок иностранного языка. - М., 2008.

2.Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью:. – «Просвещение» М.,1988.

3.Петерсон Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4.https://infourok.ru

5. Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков /ru.wikipedia.org

список испольурока льбюьбюьбю


Полный текст материала Статья "Учебный процесс и формы взаимодействия учащихся во время урока" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киканян Лусине Арменовна  Публикатор
23.11.2024 0 23 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК