Статья "Трудности при обучении иностранным языкам учащихся с СДВГ"
Трудности
при обучении иностранным языкам
учащихся
с СДВГ
Инклюзия стала неотъемлемой частью жизни современного мира, в том числе в образовании.
Особую актуальность представляет обучение детей с особыми образовательными потребностями – в частности это нейроотличные дети, страдающие синдромом дефицита внимания (СДВГ). Такие ученики зачастую сталкиваются с проблемами замедленного восприятия информации, ограниченным объемом памяти, сложностями с ассоциативными связями и запоминанием новых правил, а численность соответствующей группы, по данным ученых, составляет от 7,5 до 15 % современной детской популяции экономически развитых стран.1 Именно поэтому важным кажется рассмотреть особенности преподавания иностранного языка детям с СДВГ.
Ученики, страдающие СДВГ, подвержены сложностям в выполнении инструкций во время занятий иностранным языком - виной тому сопутствующий дефицит таких качеств, как организованность, внимательность, способность удерживать концентрацию на протяжении длительного времени. Зачастую такие дети могут терять нить объяснения и, стремясь выполнить работу быстро, пропускают часть необходимых шагов, что приводит к неверному выполнению заданий. Импульсивность и гиперактивность мешают таким детям сосредоточиться на выполнении заданий, а длительные неудачи снижают интерес к занятиям. Их успеваемость в среднем ниже, чем у нейротипичных детей.
Кроме того, ученикам с СДВГ свойственны быстрая смена настроения, чрезмерная разговорчивость, что может усложнять восприятие материала и всей остальной группе.
В этой статье мы рассмотрим сложности в изучении иностранных языков у нейроотличных детей, и предложим несколько конкретных идей и методик преподавания для повышения эффективности обучения.
Нейроотличность – термин, описывающий индивидуальные различия в работе мозга и общего функционирования нервной системы. Такой термин является альтернативой патологизации психических и неврологических расстройств, рассматривая подобные особенности не как болезнь, а вариацию нормы, естественное разнообразие функционирования мозга. При этом такие различия могут проявляться в самых разных аспектах: внимание, концентрация, память, уровень восприятия информации, уровень эмпатии, скорость обработки информации.2
Среди нейроотличности выделяют расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия, диспраксия, синдром Туретта и другие.
Понимание нейроотличности позволяет педагогу3:
Признать и уважать разнообразие способов восприятия и мышления учеников, что способствует созданию инклюзивной образовательной среды.
Избегать стигматизации и неправильной интерпретации поведения нейроотличных детей, что улучшает их социальную адаптацию и учебные результаты.
Использовать индивидуализированные подходы в обучении, учитывая особенности внимания, восприятия и взаимодействия с информацией у таких учеников.
Формировать у всех учеников навыки эмпатии, уважения к инаковости и сотрудничества, что важно для развития инклюзивной культуры в классе и обществе в целом.
Помочь нейроотличным детям раскрыть свои сильные стороны и превратить особенности мозга в преимущества, а не ограничения.
Таким образом, термин «нейроотличность» отражает важное сдвижение в понимании разнообразия человеческого мозга и требует от педагогов чуткости, уважения и адаптивности в работе с разными учениками.
Мы же сконцентрируемся на одном из нейроотличий - синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей характеризуется тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
Невнимательность проявляется в том, что ребенок:
Часто отвлекается, не может долго сосредоточиться на объяснениях учителя, из-за чего страдает понимание и усвоение материала.
Делает ошибки из-за невнимательности к деталям, не заканчивает задания, теряет школьные принадлежности.
Избегает или с трудом приступает к заданиям, требующим длительной умственной концентрации, например, выполнению письменных упражнений или домашней работы.
Гиперактивность выражается в:
Неспособности долго сидеть на месте, постоянном ерзании, вставании, ходьбе по классу в неподходящее время.
Чрезмерной двигательной расторможенности, беспокойстве, неспособности играть или заниматься тихо.
Импульсивность проявляется в:
Нетерпеливом поведении, перебивании учителя и одноклассников, ответах на вопросы до их окончания.
Действиях без обдумывания, что может приводить к конфликтам и затруднениям в коллективной работе.
На уроках иностранного языка эти симптомы могут особенно осложнять процесс обучения, так как занятия требуют сосредоточенности на восприятии новой лексики, грамматике, аудировании и говорении. Ребенок с СДВГ может:
Быстро отвлекаться на посторонние звуки или мысли, что снижает эффективность усвоения материала.
Не выдерживать длительные объяснения и задания, связанные с письмом или чтением на иностранном языке.
Проявлять беспокойство и двигаться, мешая себе и другим.
Перебивать учителя и одноклассников, что затрудняет коммуникацию и групповую работу.
Таким образом, СДВГ у детей в школе проявляется через трудности с концентрацией внимания, повышенную двигательную активность и импульсивность, что существенно влияет на учебный процесс, в том числе на уроках иностранного языка.
Основные жалобы ребенка звучат как “забыл”, “не заметил”, “не могу представить”, “не знаю, как так вышло”. Подобные проблемы напрямую связаны с проблемами исполнительных функций при СДВГ: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.4
Из-за рассеянности и частого переключения внимания дети с СДВГ не могут долго удерживать фокус на одном задании, что затрудняет запоминание и повторение новых слов. В таком случае стоит использовать:
короткие, четкие указания
разбивка заданий на небольшие этапы
повторение информации.5
Для облегчения создания ассоциативных связей стоит использовать:
рифмованные структуры
игровые задания
упражнения на прогнозирования текста
комбинирование методов, задействующих различные каналы восприятия.
Использование аутентичных видео с субтитрами задействует одновременно визуальное и аудиальное восприятие. Создание проектов, где дети могли бы параллельно рисовать и обсуждать, собирать модели задействует визуальное, аудиальное и тактильное восприятие.
Таким образом, для активации разных каналов восприятия необходимо задействовать мультисенсорные методы, поскольку такой подход обеспечивает прочное запечатление материала с помощью зрительного, слухового, моторного восприятия и имеет положительное влияние на успеваемость учащихся с СДВГ.
Кроме того, согласно мнениям исследователей, подобные методики способствуют и снижению тревожности ребенка, увеличивают мотивацию к занятиям.6
Отсутствие систематического подхода и сложности с организацией учебных материалов усугубляют проблему, так как ребенок теряет нить обучения и не может эффективно повторять и закреплять изученное.
Из-за сниженного объема восприятия и аналитического мышления им сложно усваивать грамматические правила и следовать многоэтапным указаниям.7
Дети с СДВГ в целом испытывают сложности в обучении, которое заточено под нейротипичных сверстников, их успеваемость ниже, чем у одноклассников без особенностей.
Одной из проблем выступает и проявление гиперактивности нейроотличного ребенка. В таком случае стоит направлять энергию гиперактивного ребенка в нужное русло:
назначать учащегося главным помощником педагога
просить озвучивать задания
отвечать за этапы занятия и др.
При признаках утомляемости ребенка или начале проявления гиперактивности следует резко менять форму работы на активную – к примеру, провести геймифицированное упражнение.8
Таким образом, при работе с нейроотличными детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности необходима тщательная методическая подготовка в составлении учебного плана, чтобы избежать ситуаций, в которых традиционные техники обучения могут “отключить” внимание ребенка. В разработке индивидуального учебного плана следует уделять особое внимание игровому формату и своевременному переключению между типами деятельности, коммуницировать с ребенком в его ритме и брать на себя управление его активностью. В ситуации, где инклюзивный ребенок находится в обычном классе, нужно также выделять ребенку подходящую роль в групповых активностях. На уроках иностранного языка этот подход применять особенно эффективно и интересно, поскольку даже классическая программа обучения подразумевает различные варианты заданий и коммуникации между учениками и учителем. Поскольку часто гиперактивный ребенок может мешать работе всей группы, выделяя ребенку с СДВГ правильную роль в классе, можно не только повысить качество обучения, но и нормализовать работу всего класса.
Список литературы
Багиева К. Т. Особенности мультисенсорных методов в обучении детей с ОВЗ.
Викулова Ю. В. Эффективные методы и приемы обучения детей с СДВГ на уроках английского языка // Секция 24 «Университет и школы: образовательный кластер». – С. 4309.
Воробьева М. А. Проблемы обучения детей с синдромом дефицита внимания и их профилактика // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 4. – С. 126-132.
Волкова О. М. Реализация коррекционного потенциала английского языка при работе с «детьми-катастрофой» // Молодой ученый. – 2020. – № 30. – С. 258-263.
Хотылева Т. Ю., Ахутина Т. В. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии // Психолого-педагогические исследования. – 2010. – Т. 2. – № 5.
Тихонова Г. Л. Обучение английскому языку детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Что такое нейроотличность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://antontut.ru/autism/nejrootlichnost/ (дата обращения: 14.06.2025).
1 Хотылева Т. Ю., Ахутина Т. В. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии //Психолого-педагогические исследования. – 2010. – Т. 2. – №. 5.
2 Викулова Ю. В. Эффективные методы и приемы обучения детей с СДВГ на уроках английского языка // Секция 24 «Университет и школы: образовательный кластер». – С. 4309.
3 Что такое нейроотличность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://antontut.ru/autism/nejrootlichnost/ (дата обращения: 14.06.2025).
4 Воробьева М. А. Проблемы обучения детей с синдромом дефицита внимания и их профилактика //Педагогическое образование в России. – 2019. – №. 4. – С. 126-132.
5 Тихонова Г. Л. «Обучение английскому языку детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».
6 Багиева К. Т. ОСОБЕННОСТИ МУЛЬТИСЕНСОРНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
7 Волкова О. М. Реализация коррекционного потенциала английского языка при работе с «детьми-катастрофой» //Молодой ученый. – 2020. – №. 30. – С. 258-263.
8Викулова Ю. В. Эффективные методы и приемы обучения детей с СДВГ на уроках английского языка // Секция 24 «Университет и школы: образовательный кластер». – С. 4309.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Галиуллина Светлана Викторовна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.