Статья "Вытеснит ли AI преподавателей английского?"


Вытеснит ли AI преподавателей английского?



Екатерина Дьяченко – преподаватель английского с более чем 10ти летним опытом. Она работала в ООН, МГИМО, Финансовом университете, преподавала IELTS в Дубае. Мы попросили ее рассказать, что она думает о набирающей популярность теме «AI вместо учителя».

- Несколько раз мне писали студенты: «Я тут скачал приложение, оно мне составило идеальный план. Что Вы скажете: стоит ли мне по нему учиться?» - говорит Екатерина. - Этот и подобные вопросы вызывают у меня улыбку. Потому что знаю, что в лучшем случае 30% этого плана придется выкинуть. Почему? Потому что алгоритм видит только ‘средний уровень’, а в реальности у студента письмо может быть на С1, а устная речь - на B1. И такая разница в уровнях по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) встречается часто и является нормой. Дело в том, что средний показатель уровня владения иностранным языком далек от реальной картины. Более того, в разные дни один и тот же студент в разных тестах может показать разный результат. Какой результат истинный? Чтобы получить объективную оценку ключевых навыков владения языком, разовых тестов на несколько часов недостаточно – необходимо проводить мониторинг на протяжении нескольких дней. Только опытный преподаватель способен составить наиболее полную картину знаний и умений, которыми обладает студент, и гибко скорректировать учебный план под эти факторы интересы обучающихся и темы, которые студенты усваивают легче или сложнее. Поэтому предложенные AI упражнения и рекомендации довольно часто оказываются некорректными или неэффективными.

Эксперт приводит и другой пример. Один известный бот оценил эссе студента на 7.5 по IELTS. «Я открываю, читаю…Красивые комментарии, конечно, но по моему опыту оценивание далеко от реальности. Две ключевые ошибки, которые пропустил бот – и экзаменатор однозначно бы снизил балл. А AI похвалил. Приятно? Да. Полезно? Скорее, это имеет обратный эффект.

Все же Екатерина не отрицает, что у новых технологий есть ряд значительных плюсов. Мобильность, доступность, мгновенная проверка ошибок, экономия времени. «Сидишь в транспорте – и за 10 минут повторяешь фразовые глаголы. AI еще может учитывать когнитивные процессы и ускорить качественное запоминание. Это же шикарно.» Но, по ее словам, серьезная подготовка требует другого уровня.

- Возьмем подготовку к международному экзамену по английскому, - продолжает она. - AI может смоделировать экзаменационные условия, но, например, не остановит студента, если тот говорит слишком быстро или медленно…или упускает другие важные моменты. AI действует по правилам, не вмешивается, и студент привыкает говорить слишком много или неправильно. В то время как реальный преподаватель подаст вербальный или невербальный сигнал ошибки и постарается исправить ситуацию, скорректировать речевое поведение. На настоящем экзамене именно такие детали могут играть ключевую роль и даже решить судьбу итогового балла.

Есть и вопросы к реалистичности AI диалогов. «Представьте, что вы общаетесь с другом в реальной жизни. И в вашем общении нет ни “Sorry?”, ни перебиваний. Но в жизни это так не работает. Реальное общение не ограничивается определенными алгоритмами, в диалогах всегда присутствуют шум, паузы, кто-то отвлекся. Где и как это отрепетировать? Только в группе или с преподавателем, который в отличие от AI также способен обучить культурным нюансам, сленгу и идиомам, что критически важно для полноценного владения языком и успешной письменной и устной коммуникации в будущем».

При этом Екатерина утверждает, что AI может быть хорошим помощником в работе, но не конструктором готовых уроков, так как идеального результата от AI ожидать не стоит. «Многие мои коллеги уже активно используют AI при подготовке к занятиям. Но, к сожалению, все равно приходится вносить правки, менять порядок, адаптировать, добавлять человеческое. Паузы. Шутку. Историю из жизни. Без этого занятие по английскому будет сухим и неинтересным. Да и методика преподавания английского при запросах составления урока английского с помощью AI далека от идеальной. По крайней мере пока.»

Вывод для нее очевиден: AI – отличный помощник, но не замена настоящему преподавателю. «Можно учиться только с ботом. Вопрос – сколько у вас времени. С нуля до желаемого уровня могут уйти годы. А если цель – сдача важного экзамена или работа за границей, нужен человек, преподаватель, который заметит нюансы, поддержит, подскажет, где срезать путь, а где, наоборот, замедлиться. Я не призываю отказываться от технологий. Но и полагаться только на них – не самая лучшая идея. Самый правильный путь – разумное сочетание современных технологий и профессионализма преподавателя. А для нас, учителей, важно помнить, что технологии должны работать на нас, а не вместо нас.»




Полный текст материала Статья "Вытеснит ли AI преподавателей английского?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дьяченко Екатерина Анатольевна  eandiachenko
23.09.2025 0 129 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.