Статья "Интеграция методики Монтессори в обучение английскому языку младших школьников"


3

Интеграция методики Монтессори в обучение английскому языку младших школьников.


Аннотация: Методика Монтессори широко используется в разных странах мира, для изучения с помощью данного метода подходят практически все дисциплины. Английский язык так же легко поддаётся изучению с помощью методов, изобретённых Марией Монтессори. В статье упоминаются несколько способов обучения английскому языку младших школьников. Преподаватель может самостоятельно построить работу в соответствии с методами и приёмами, варьируя их количество, наполненность и оснащение в зависимости от количества учеников и их уровня подготовки.


В статье представлены несколько способов обучения английскому языку младших школьников на основе методики Монтессори.


Ключевые слова: методика Монтессори, «впитывающий разум», обучение английскому языку младших школьников, учебная среда


Образование - это непрерывный процесс, который длится от рождения до смерти. Это показывает, что образование передается от одного поколения другому, то есть от образованных к необразованным. Элисон Гопник и другие утверждают, что «разум младенцев такой же богатый, абстрактный, сложный и мощный, как у нас. Дети рассматривают доказательства, делают выводы, проводят эксперименты, решают проблемы и ищут истину».

Целью исследования было выяснить возможность интеграции подхода Монтессори в учебной программе обучения младших школьников английскому языку, роль учителя Монтессори и реакцию родителей на преподавание Монтессори.

Начальное образование - это глобальная тенденция в предоставлении образования детям, и было обнаружено, что оно закладывает хорошую и прочную основу для получения дальнейшего образования. Учителя должны играть пассивную роль, в то время как ребенок играет активную роль в процессе преподавания и обучения. Учебная среда также должна быть благоприятной для процесса обучения [1].

В своей книге «Впитывающий разум» доктор Мария Монтессори рассматривает разум ребенка как губку в возрасте от 0 до 3 лет, который предшествует поступлению в начальные классы. Это указывает на то, что ребенок легко воспринимает то, что происходит в его обществе, и сохраняет это в бессознательном состоянии [3]. Андре Роберфрольд, президент Международной ассоциации Монтессори, 2012 год, говорит: «Монтессори - это практика, которая показывает, что дети могут быть проводниками перемен, ведущих к более гармоничному и мирному обществу». Монтессори использует методы самокоррекции, которые помогают детям учиться самостоятельно, даже когда учителя нет рядом. Также Майкл Коув заявляет, что Монтессори - это образовательное движение, которое явно стремится к тому, чтобы все было по-другому. Они вызывают интерес у учителей и учащихся, поскольку ученики «говорят, научите меня делать это самому» [6].

Главная цель методики Монтессори - сделать ребенка независимым и создать наиболее подходящую среду для его развития. Доктор Мария Монтессори основала теорию образования, которая с начала 20-го века оказала глубокое влияние на жизнь тысяч детей по всему миру. Она писала, что образование должно «помогать человеку с рождения и защищать окружающую его среду».[4]. Метод Монтессори - это подход к образованию, возможный к использованию не только в дошкольных учреждениях, но и в младших классах. Этот подход требует, чтобы дети находились в хорошо спланированной и структурированной среде, которая будет соответствовать их индивидуальным образовательным и культурным потребностям. Монтессори также считала, что классная комната должна быть спроектирована строго с учетом потребностей каждого ребенка, способствуя развитию независимости и самостоятельности.

Некоторые из материалов Монтессори, используемых при обучении английскому языку, - это карточки с номенклатурой, карточки для изучения слов, игры с сочетанием согласных и всевозможные упражнения для подготовки к чтению, а также работа с грамматикой и пунктуацией. Кроме того, при обучении ребенка грамоте используются подвижный алфавит и буквы из наждачной бумаги. Упомянутые материалы способствуют повышению уровня грамотности детей в классе Монтессори. Мария Монтессори признавала, что дети с самого раннего возраста проявляют интерес к написанию букв. «Буквы из наждачной бумаги» (буквы, вырезанные из наждачной бумаги, которые можно обводить) были разработаны для использования при обучении английскому языку. Как только ученики постигают основные фонетические звуки, чтение идет довольно легко. Монтессори также заметила, что при обучении английскому письму обычно предшествует чтение. [5]

В настоящее время высокий уровень владения иностранным языком является одним из критериев, по которому оценивается квалификация специалиста. В сложившихся условиях экономики и мировой политики наша страна активно участвует в жизни мирового сообщества и расширяет свои международные связи. Эти факторы определяют повышенный спрос на преподавание иностранных языков. В прошлом наиболее популярным методом преподавания иностранного языка был грамматический перевод или традиционный метод, при котором учеников в основном обучали чтению и переводу со словарем иностранных текстов.

В процессе использования этого метода формирование коммуникативных навыков не является целью обучения. Таким образом, общение большинства жителей на иностранном языке было крайне проблематичным из-за языкового барьера, возникшего по причине того, что в процессе изучения иностранного языка ученики не изучали иностранный язык, а только получали теоретическую информацию о его структуре [8]. Владение грамматическими правилами и умение переводить иностранные тексты являются недостаточными условиями для успешного общения на иностранном языке. Это привело к необходимости пересмотра целей, задач и содержания обучения иностранному языку, а также к изменению методов преподавания и форм контроля [2]. В настоящее время в рамках изменения системы образования активно внедряется использование информационных и компьютерных технологий в образовательный процесс. Современные тенденции развития мирового образовательного процесса включают в себя использование новых образовательных технологий в ходе обучения, которые приводят к применению интерактивных технологий обучения иностранному языку, отвечающих следующим требованиям: повышение эффективности и качества преподавания; обеспечение мотивации к самостоятельной познавательной деятельности; развитие междисциплинарных связей. Ученик становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником образовательных знаний. Преподаватель, в свою очередь, играет роль гида. Он не предоставляет знания в готовом виде, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Именно на этих принципах и построена методика Монтессори [7].

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении взаимодействие между преподавателем и учащимся чередуется. В современных методиках выделяют несколько методов обучения: пассивный, когда ученик выступает в качестве «объекта» обучения (слушает и смотрит); активный, когда студент выступает в качестве «субъекта» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивный, при котором ученик взаимодействует не только с преподавателем, но и с другими людьми.

Фактически, исследователи отмечают, что для успешного преподавания по методике Монтессори учителю стоит самому пройти путь ученика, а именно в течение определённого времени посещать такие занятия [1]. В то же время, Мария Монтессори утверждала, что не каждый учитель становится родителем, но каждый родитель должен быть учителем. Именно поэтому родителям, чьи дети занимаются в школе с такой направленностью, необходимо следовать принципа школы и в домашних условиях.

На занятиях с внедренной методикой Монтессори дети начинают делать свободный выбор и взаимодействовать, а также знакомиться с материалами. Учитель просто помогает им в обучении и направляет их. В результате дети, проходящие обучение именно по этой методике, обладают высокой мотивацией и учатся быть независимыми, самодисциплинированными и уверенными в себе. Доктор Мария Монтессори подчеркнула важность того, чтобы дети принимали активное участие в процессе обучения. Она создавала классную комнату не для учителя, а для учащихся. Дети могут свободно передвигаться по классу, уважительно относиться к подготовленной обстановке и использовать учителя в качестве проводника.

В рамках данного исследования как учитель английского языка в средней общеобразовательной школе, я успешно использовала методику Монтессори для обучения младших школьников английскому языку. Одним из способов осуществления этой методики было создание благоприятной среды для обучения, что способствовало развитию самостоятельности учеников. Например, я организовывала уроки таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать задания в соответствии с их интересами. Это помогало им не только непосредственно развивать знания английского языка, но и пробуждало интерес к самостоятельному изучению. При спокойной обстановке в классе и ориентации на потребности детей, а не на строгие взрослые требования, можно ожидать высоких результатов в учебе. Для занятий я подготавливала простые материалы с увлекательным содержанием, пригодным для самостоятельной работы детей.

Подобный подход открывал перед ребятами возможность выбирать интересующие задания и работать в индивидуальном ритме. Вот как это осуществлялось на практике:

Индивидуализированные учебные материалы: для ознакомления были подготовлены специальные наборы карточек с изображениями и словами на английском языке в соответствии с уровнем знаний каждого ученика. Это позволяло каждому ребенку работать с материалами, соответствующими его способностям и потребностям. Например, для начинающего ученика это были карточки с основными предметами, животными и цветами на английском языке, а для более продвинутого - с более сложными словами и фразами, с добавлением игровых элементов для интерактивного изучения. К примеру, ребенок выбирает какую-либо цветную карточку (a yellow house) затем находит из остальных карточек предметы такого же цвета: (a yellow star, a yellow house, a yellow leaf) или карточки лежат в одной корзине, а ребенок должен соотнести их, отвечая на вопрос - на какой цветок должна прилететь бабочка? (a pink butterfly – a pink flower). Найти предмет такого же цвета, в зависимости от цвета карточки. Например: (a blue house – a blue pen, a brown leaf – a brown pencil). С помощью карточек мы изучали цвета, размер, форму, позже стали изучать числительные.

Самостоятельная работа: для самостоятельной работы были подготовлены столы с различными заданиями на английском языке, где дети могли самостоятельно выбирать, что им интересно изучать. Например, они могли самостоятельно выбирать книги для чтения, игры для изучения лексики и грамматики, или упражнения для развития навыков письма. Одно из заданий – работа с цветными табличками, разложенными в коробку по 7 штук каждого цвета – от самого тёмного оттенка к самому светлому. Дети отрабатывали названия цветов и счёт на английском.

Исследовательский подход: Для развития исследовательского подхода я проводила уроки с использованием различных пособий, которые позволяли детям исследовать язык через игру и самостоятельное исследование. Например, дети могли составлять свои собственные предложения, исследовать новые слова через ассоциации и создавать свои мини-проекты на английском языке. Использовались беседы, кукольный театр, ролевые игры: («Greetings», «My family», «My friends», «Our pets». Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов можно показать образцы поведения в различных ситуациях. Например, при упражнении кукольный театр совсем небольшие простые диалоги между животными-куклами помогают усваивать разговорные клише:


– Hello, fox.
– Hello, dog.
– How are you?
– I’m fine, thank you.
– And how are you?
– I’m fine.
– Good-bye.
– Good-bye.

Методика Монтессори многогранна и разнообразна, несмотря на то что каждый метод имеет определённую структуру, исполнение в каждом случае можно варьировать. Каждый класс, оформленный по методике Монтессори уникален, каждый педагог, использующий данную технику в своей работе, подбирает методы в зависимости от своих учеников. Методика Монтессори – благодатная почва для каждого педагога, занятия по методике воспринимаются учениками не как урок, а как игра.





























Список литературы.


  1. Верещак, О. Монтессори: от теории к практике / О. Верещак // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире : Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 02 января 2024 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2024. – С. 99-108.

  2. Лапасов, Н. С. Современные тенденции преподавания иностранных языков / Н. С. Лапасов. — Текст : прямой // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/160/44981 / (дата обращения: 01.04.2024).

  3. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка, 2-ое издание : пер. с англ. / Мария Монтессори. – СПб. : Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2011. – 320 с.

  4. Монтессори М. Дети - другие : пер. с нем. / Мария Монтессори. – М. : Карапуз, 2004 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). - 334, [1] с.

  5. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М. : Карапуз, 2009. – 270 с.

  6. Осиянова, О. М. Потенциал методики М. Монтессори в современном языковом образовании / О. М. Осиянова, М. Н. Ханина // Образование: традиции и инновации : Материалы XX международной научно-практической конференции, Прага, Чешская республика, 29 апреля 2019 года / Ответственный редактор Н.В. Уварина. – Прага, Чешская республика: World Press, 2019. – С.  112-115.

  7. Салаватова О. А. Развитие детей по системе Монтессори // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11 (16). С. 147 – 148.

  8. Perold, Andre F. "Risk Is a Choice Rather Than a Fate." Journal of Portfolio Management 36, no. 1 (Fall 2009). (Invited Editorial Comment).

  9. Романова, Н. А. Применение информационно-компьютерных технологий в обучении иностранным языкам / Н. А. Романова // Современные технологии в образовании. — Санкт-Петербург: Издательство "Учебная литература", 2021. — С. 112-125.

  10. Гусева, А. П. Активные и интерактивные методы обучения в современной школе / А. П. Гусева, И. В. Смирнова // Педагогика и психология образования. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. — С. 45-56.

  11. Кузнецова, Л. Г. Интерактивные методы обучения и развитие критического мышления у учащихся / Л. Г. Кузнецова // Новые тенденции в образовании. — Минск: Белорусская государственная педагогическая академия, 2020. — С. 88-101.

  12. Шаронова, Е. К. Методика Монтессори в современном образовании / Е. К. Шаронова // Инновации в образовании: сборник научных трудов. — Москва: Издательство "Современное образование", 2018. — С. 75-89.

  13. Козлова, Е. П. Инновационные подходы к обучению детей дошкольного возраста на основе методики Монтессори / Е. П. Козлова // Развитие детей и подростков. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. — С. 78-91.

  14. Иванова, О. В. Развитие самостоятельности учащихся по методике Монтессори / О. В. Иванова // Педагогика и психология развития. — Москва: Педагогическое общество России, 2019. — С. 34-47.


Полный текст материала Статья "Интеграция методики Монтессори в обучение английскому языку младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кульнис Мария Андреевна  MariaKul
26.09.2025 0 178 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.