Страноведение 10 - 11 класс. Наиболее эффективные приемы и типы упражнений


МОУ Гимназия №2 г. Брянска













СТРАНОВЕДЕНИЕ.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ

ПРИЕМЫ И ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ.











Разработал:

Учитель английского языка

Смирнова Ольга Геннадьевна























2010 г. Брянск



МОУ Гимназия №2 г. Брянска традиционно считается языковой гимназией с богатым опытом преподавания иностранных языков, опытом разработки и апробации экспериментальных курсов и авторских программ, таких как «Страноведение», «Художественный перевод», «Зарубежная литература» (входящих в учебную программу), и «The Spirit of Russia», «Культура родного края на английском языке» (являющихся элективными). Мы хотим поделиться с вами опытом работы гимназии в курсе «Страноведение» и рассказать о тех изменениях, которые мы внесли в курс в связи с ЕГЭ.

Спецкурс «Страноведение» направлен на обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения и входит в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени школы.


Тематика спецкурса включает изучение историко-культурных корней британской цивилизации, британской символики, культурно-исторических вех в развитии Британии, социокультурных особенностей модели британского образования, лингвистического и религиозного наследия Британии, социокультурного портрета британской семьи. Тематическое планирование курса рассчитано на 2 года 34 часа в год, по часу в неделю (см. публикацию автора «Страноведение англо-говорящих стран. Рабочая программа курса»).


Содержание курса построено по принципу диалога культур и позволяет решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:

- обогатить знания школьников об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии её народа, образе и стилях жизни людей в

современном британском обществе;

- развивать у учащихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой

иноязычной культурой на иностранном языке, билингвальные умения представлять свою

страну в англоязычной среде с учётом особенностей культуры последней;

- продолжать развитие у школьников представлений о современном поликультурном

мире, поликультурности Британии и России (как и других современных стран)

способствовать развитию у них культурной, культуроведческой и речевой непредвзятости;

- развивать умения использовать иностранный язык как средство культуроведческого

образования, а также как инструмент культуроведческого самообразования при изучении

других англоязычных культур.


Мы выделили для изучения следующие блоки тем:


в 10м классе:

  1. General Information about the UK. Parts. Symbols of Britain. Geography. Climate. Wildlife. Population.

  2. Stratification of Britain.

  3. Stereotypes.

  4. Linguistic Heritage

  5. British Pre-history. Invasions and their Consequences

  6. Historico-cultural Heritage of Britain. Centuries of Events and Changes. Personalities

  7. British Political System


в 11 классе:

  1. Education in Britain

  2. Family Life and Traditions

  3. British pastime and Sports.

  4. Historico-architectural Heritage of Britain. London and its Architecture.

  5. Religious Heritage of Britain

  6. English-Speaking Countries. USA. Canada. Australia


В связи с обширностью материала и современным подходом наиболее зарекомендовали себя следующие эффективные приёмы и типы упражнений:


  1. различные виды упражнений, основанных на ассоциативном мышлении:

тема «Religious Heritage of Britain»:

    1. Listen to a piece of music and guess what world religion it is associated with.

    2. Look at the pictures and guess the deadly sins they associate

тема «Family»:

    1. Look at some reproductions of world famous paintings and say what kind of marriage

they are associated with? (Журавлев «Перед венцом», Федотов «Сватовство

майора», Ван Дейк «Семейный портрет», Пименов «Свадьба на завтрашней

улице», Пукирев «Неравный брак», William Hogarth «Marriage A-la-Mode»)

тема «Stratification of Britain»:

    1. Look at the photos of children of different races and nations. What relations are they

with each other?


  1. коллажи, разрезные картинки (jig-saw puzzles) по теме, которые можно как создавать самим, так и комментировать.


  1. решение проблемных задач:

тема «Religious Heritage of Britain»:

    1. What would you do if your promised husband («суженый») professes another

religion (другого вероисповедания) and you want to get married?

    1. Lie is one of the 7 deadly sins, you know. Would you lie to your nearest and dearest

about his hopeless state of health?

тема «British Prehistory»:

    1. Imagine a Celt with his 3-categorial way of thinking (black-grey-white) in a

partisan detachment during the Great Patriotic war. Would he be a betrayer? Why?


  1. творческие задания учащихся:

тема «Religious Heritage of Britain»:

    1. Give examples of how music, architecture, painting, literature are bound up with

religion.

  1. Give examples of English, Russian, French, German proverbs about the deadly sins.

Такие задания позволяют наиболее эффективно применить личностно-ориентированный

подход к учащимся и учесть их индивидуальные особенности.


  1. викторины и опросники (questionnaires), которые способствуют формированию у учащихся активной жизненной позиции.


  1. приём предвопросов.

Имеется в виду не антиципация, которой мы пользуемся при изучении иностранного языка, а вопросы, идущие перед презентацией темы, которые способствуют появлению интереса к теме и активности ее восприятия.

Тема «British Prehistory»:

What does the Druid’s tree-alphabet have in common with the modern Britain?

  1. метод проектов


  1. подготовка презентаций

Последние два названных пункта взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, предполагают как индивидуальные, так и групповые проекты, используются с учетом интересов учащихся, но чаще всего разрабатываются и служат оценке роли личности в истории Британии.


  1. упражнения, развивающие высшие мыслительные операции анализ и синтез

тема «British Prehistory»:

    1. Give examples of the traits and features of the Britons and the Celts in modern

Britain and in the world (language, holidays, the Druid’s tree-alphabet, way of

thinking, henges…)

    1. Compare the Russian State Emblem and the British Coat of Arms. What do they have

in common? How different are they?

тема «The Tudors»:

    1. Prove that such great king as Henry VIII was barbarous and progressive at the same

time

темы «The Tudors», «Victorian Britain»:

    1. Compare Queen Elizabeth I and Queen Victoria

тема «Historico-cultural Heritage of Britain. Centuries of Events and Changes. Personalities»:

    1. Comment on

Этот пункт можно выделить в отдельный, так как невероятно эффективен в развитии спонтанной речи учащихся. Комментировать можно цитаты, плакаты и изображения, видео и т.д.

    1. Discuss in groups


Как видно из приёмов работы, мы обращаемся к примерам из художественной литературы, музыкальным произведениям, изобразительному искусству, народной мудрости. Страноведение – это интегрированная дисциплина, которая включает связи с такими отраслями знаний как: иностранный язык, курс перевода, МХК, музыка, история, литература. Использование приёмов зависит от типа урока и его задач, личности учителя, уровня учащихся и их готовности к таким приемам. Мы стараемся рефлексировать и делать выводы. В курсе «Страноведение» мы сочли своим долгом, продолжая выполнение программы и решение основных задач, оказать учащимся помощь в подготовке к ЕГЭ, добавить в каждую тему задания формата ЕГЭ (Exam type) или готовящие к этому формату (Exam Workout):


Аудирование

Задания:

  • На установление соответствия приведенных утверждений прослушанному (True or False; True, False or Not Stated) (темы “Introducing Britain”, “Scotland”)

  • На частичное понимание (темы Ireland”, “Wales”, “Scotland”)

Ex. Listen to the text and fill in the gaps with the missing information

  • На полное понимание (Multiple Choice) (темы “The Celts”, “The Britons”)

Ex. Listen to the text and choose from a-d for each question/ statement


Чтение

Задания:

  • На установление соответствия приведенных утверждений прочитанному (True, False or Not Stated) (темы “Roman Britain”, “English Kings of the 11th-12th centuries”, “Lady Godiva”, “Wars Abroad and at Home”)

  • На множественные соответствия (Multiple Matching) (темы “The UK: general information, symbols”, “The UK: location, climate, population”)

Ex. Read texts 1–5 and match them with the appropriate titles from A–F. One title is

not wanted.

  • На заполнение пропусков (Gap Filling) (темы “Victorian Britain”, “Britain Since World War II”)

Ex. Read the following text and fill in the gaps 1 – 6 with the parts of sentences from

a – g, mind that one of them is not wanted.

  • На множественный выбор (Multiple Choice) (темы”The UK: location, climate, wildlife, population”, “Scotland”)

Ex. Choose the right variant from a-d according to the text.

  • На установление логической последовательности (Putting in Order) (темы “Roman Britain. Boadicea”)

Ex. Read the following sentences and put them in the correct order according to the text.

  • А также задания на развитие логики типа:

Ex.1. Choose the best beginning or ending

2. Scrambled sentences


Грамматика и лексика

Задания:

  • На восстановление в тексте пропущенных слов (Open-Close) (темы “Britain Since World War II.Queen Elizabeth II”)

Ex. Read the text and think of the word which best fits each space. Write only one

word in each space.

  • На грамматические изменения (Grammatical Change) (темы “The UK: general information, symbols”, “Anglo-Saxon Invasion and Norman Conquest”, “Wars Abroad and at Home”, “The Tudors”, “The Political System of the UK”)

Ex.1. Complete the text using the correct tense of the verb on the right

Ex.2. Complete the text using the correct form of the verb on the right

Ex.3. Read the following text and change the words in the right grammatically so

that they suit the context

  • На словообразование (Grammatico-lexical Change) (темы “British Prehistory”, “Roman Britain”, “The Tudors”, “The Stuarts”, “Britain in the 18th century”, “The 20th century Britain”)

Ex.1. Find in the text “Wars abroad and at Home” words with the prefixes: un-, dis-

suffixes: -hood, -ful, -ship, -ment.

Make sure you know the meaning of the words.

Ex.2. Make up: Nouns from Verbs… Verbs from Nouns… Adjectives from Nouns…

Nouns and Adjectives from Verbs… Ex.3. Fill in the chart with the derivatives.


Noun

Verb

Adjective

Ex.4. Read the following text and choose from a-d for each number to fill in the gaps

1) a) ….. b) …. c) …. d) ….

  • На усвоение лексики (темы “Victorian Britain”, “The 20th century Britain”)

Ex.1. Give synonyms (antonyms) of … from the text

Ex.2. Put together the jumbled word pieces

Ex.3. Make up word combinations

  • На поиск лишнего слова (темы “ The UK: general information”, “Wales”, “Roman Britain”, “Anglo-Saxon Invasion and Norman Conquest”, “The Tudors”, “The Stuarts”)

Ex.1. Find one word in each line which should not be there and write it out

Ex.2. Read the text below and look carefully at each line. Some of the lines are

correct, and some have a word which should not be there. If a line is correct,

put tick. If a line has a word which should not be there, write the word out.

  • На трансформацию (Paraphrase) (тема “Wales”)

Ex. Paraphrase using from two to five words so that the b)-sentence had the

same meaning as the given a) one.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. В.В. Сафонова «Программы общеобразовательных учреждений Английский язык» Школа с углубленным изучением иностранных языков II-XI классы, Москва, «Просвещение», 2005

  2. Е.Н. Соловова «Программы общеобразовательных учреждений Английский язык» Гид-переводчик 10-11 классы, Москва, «Просвещение», 2002

  3. В.В. Сафонова «Программы общеобразовательных учреждений Английский язык» Программа элективного курса ”British Cultural Studies”10-11 классы (профильный уровень), Москва, «Еврошкола», 2002

  4. В.В. Сафонова «Программы общеобразовательных учреждений Английский язык» Программа элективного курса ”American Cultural Studies” 10-11 классы (профильный уровень), Москва, «Еврошкола», 2002

  5. В.В. Сафонова, И.П. Твердохлебова «Пособие по культуроведению» в 2 частях10-11 классы, Москва, «Просвещение», 1998

  6. В.В. Сафонова «Методические рекомендации по работе с УМК по английскому языку в 10-11 классах» (профильный уровень), Москва, «Еврошкола», 2004

  7. Е.Н. Соловова «Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования». Журнал «Английский язык в школе» №1, 2004

  8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Журнал «Английский язык в школе» №2, 2004

  9. В.В. Копылова «К итогам единого государственного экзамена в 2003 году» Журнал «Английский язык в школе» № 4, 2003

  10. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. Журнал «Английский язык в школе» № 4, 2004

  11. К.С. Махмурян «Актуальные проблемы иноязычного образования в Москве и пути их решения». Журнал «Английский язык в школе» №3, 2007

  12. Michael Vaughan-Rees, Peter Bystrom, Steve Bateman «In Britain”, издательство «Титул»

  13. David McDuvall “An Illustrated History of Britain”, издательство Longman, 2006

  14. James O’Driscoll “Britain”, издательство Oxford University Press, 2003

15) Guryeva “Deep Are the Roots”, издательство «Титул», 1999

16) Patricia Monaghan “The Encyclopedia of Celtic Mythology and Folklore”, Facts on File, Inc.,

2003

17) Приложение к газете «1 сентября» “English

18) Журнал “Speak Out”


9



Полный текст материала Страноведение 10 - 11 класс. Наиболее эффективные приемы и типы упражнений смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Ольга Геннадьевна  Ольген
02.01.2011 4 11266 1282

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК