Родительское собрание для 8 класса на тему: "Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка"


Родительское собрание в 8 классе на тему:

«Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка».


Цель: Ознакомление родителей со способами формирования у подростков адекватной самооценки.

Задачи:

1)Предоставление родителям информации о том, что такое самооценка, и какая она бывает.

2) Привлечение внимания родителей к проблеме завышенной самооценки.

3) Ознакомление с конкретными практическими упражнениями, предназначенными для формирования адекватной самооценки.



Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя. (СЛАЙД 2).

Оценка себя (самооценка) может быть: заниженной, адекватной, завышенной и компенсаторно завышенной (СЛАЙД 3).

Иметь высокую самооценку, это не плохо, главное, чтобы она не была слишком завышенной.

В чём же опасность завышенной самооценки?

Ответ на этот вопрос хорошо демонстрирует миф об Икаре (СЛАЙД 4,5).

Важно, чтобы подросток имел правильное представление о себе и мог адекватно себя оценить. (СЛАЙД 6)

Для этого ему необходимо хорошо знать себя (свои достоинства и недостатки)

Для тренировки можно использовать упражнение «Две стороны личности». (СЛАЙД 7)

Выполняя его, подросток должен сначала найти положительные качества человека, а затем его отрицательные черты. Упражнение очень хорошо помогает осознать, что у любого человека есть свои сильные и слабые стороны.

Если вы видите, что подросток начинает зазнаваться, то можно в доброжелательной форме покритиковать его и указать ему на его недостатки. Подросток должен осознавать, что недостатки есть у каждого из нас и важно их признавать. Для осознания своих недостатков можно проделать упражнение «Волшебная лавка» (СЛАЙД 8). Лучше всего выполнять это упражнение всей семьёй.

Но недостатки необходимо не только осознавать, но и бороться с ними. Поэтому очень важно, чтобы подросток знал, что все трудности преодолимы и умел брать на себя ответственность не только за свои успехи, но и за свои неудачи (СЛАЙД 9).

Слишком самоуверенные люди, как правило, обвиняют во всех своих неудачах окружающих или обстоятельства, а себе приписывают только успехи.

Важно научить детей брать ответственность на себя. Только тогда они смогут контролировать ситуацию и справиться с ней. Для этого, можно использовать плакат «Я источник чувств» (СЛАЙД 10). Он наглядно показывает, что контролировать ситуацию можно только взяв на себя ответственность и признав свои ошибки.

Важно также развивать у ребят способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию). При просмотре фильмов можно попросить подростка поставить себя на место одного из героев и задать вопрос: « Как ты думаешь, что чувствует этот герой? Почему он так себя ведёт? А что бы ты почувствовал в данной ситуации? Как бы ты поступил на месте героя?» (СЛАЙД 11).

Излишне самоуверенные люди делят всё на черное и белое, людей на плохих и хороших и считают своё мнение единственно правильным. Поэтому очень важно учить подростков видеть ситуацию с различных сторон (как на заседании суда). Для этого подойдут различные ситуации, не имеющие однозначного решения ( (СЛАЙД 12,13).

При излишней самоуверенности люди не видят препятствий на пути к достижению цели. Им всё кажется лёгким. Это часто приводит их к поражению и позору. Поэтому очень важно учить ребят ставить цели, видеть препятствия на пути к их достижению и преодолевать их. Для этого можно использовать карту целей (СЛАЙД 14).


Желаю Вам, чтобы ваши дети выросли свободными личностями, уважающими себя и других.































Использованная литература.


  1. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб., 2007. Стр.66,77. (игры и упражнения)

  2. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.- М., 2000. Стр.120 (карта целей)

  3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими.- М., 2000. (упражнения и картинки к презентации)

  4. Иллюстрированный мифологический словарь. Под ред. Ботвинник М.Н..- Калининград, 2001. Стр.140 (миф об Икаре)

  5. http://asmodey.com/_ph/2/2/666981457.jpg (иллюстрация к мифу об Икаре)


Слайд 1
Родительское собрание в 8 классе на тему: «Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка» Педагог-психолог МОУ «Травниковская СОШ» Кузнецова И.В.
Слайд 2
Самосознани е (образ себя) знания о себе + оценка себя.
Слайд 3
Оценка себя (самооценка) Компенсаторно Завышенная завышенная Заниженная Адекватная (человек компенсирует (самоуверенность, (неуверенность)(уверенность в себе) недостаток, эгоизм) пытается его скрыть.
Слайд 4
Миф об Икаре
Слайд 5
Икар был заточён на острове Крит. Его отец сделал крылья из перьев, скреплённых воском, для того, чтобы юноша мог подняться в небо и улететь. Но Икар оказался слишком самоуверен и самолюбив. Он захотел долететь до солнца. Солнце растопило воск его крыльев. Икар упал в море и разбился. Мораль: излишняя самоуверенность приводит к беде.
Слайд 6
Пути преодоления завышенной самооценки
Слайд 7
Хорошее знание себя (своих достоинств и недостатков) Игра «Две стороны Положительныеличности» Отрицательные психологические свойства Лидер, умеет принимать решения, решительный, сконцентрированный на целях, конкурентный, нацелен на победу, уверен в себе, психологические свойства Эгоистичный, категоричный, не терпит возражений, прерывает других, хитрый, коварный, нетерпеливый, самонадеянный, ориентирован на
Слайд 8
ВОЛШЕБНАЯ ЛАВКА В волшебной лавке продаются качества характера. Каждый из участников может приобрести те качества, которых ему не хватает, в обмен на положительные качества, которые имеет в избытке. Важно обосновать для чего ему нужно приобретаемое качество, и в каких ситуациях оно пригодится.
Слайд 9
 Осознание того, что все трудности преодолимы и даны нам для саморазвития.  Умение брать на себя ответственность за свои чувства, мысли, поступки, успехи и неудачи.
Слайд 10
Упражнение «Я источник чувств» Чужая Моя ответственность ответственность В том, что я получил двойку, виноват учитель. Я сам виноват в полученной двойке, нужно было выучить заданный материал. Меня раздражают мои одноклассники Я раздражаюсь изза того, что не могу найти общего языка со своими
Слайд 11
Способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию) Представь себе, что ты сын беженцев из Афганистана. Уже несколько лет вы живёте всей семьёй в Москве. Твои родители – образованные люди, но у них нет законного права работать в России и они плохо знают русский язык. Ты ходишь в школу для детей беженцев, но после её окончания ты не имеешь права поступить в институт, хотя очень хочешь стать врачом. Какие чувства ты испытываешь, когда думаешь о своём будущем?
Слайд 12
Умение видеть ситуацию с разных сторон
Слайд 13
Умение видеть ситуацию с разных сторон В суд обратился с заявлением о разводе мужчина, который узнал, что его жена не может иметь детей. Это – единственная причина, по которой он требует развода. Его жена не даёт согласия, мотивируя это тем, что она любит мужа и считает, что семья может быть счастливой и без детей. Какое решение суда будет
Слайд 14
Умение видеть препятствия на пути к достижению целей.

Полный текст материала Родительское собрание для 8 класса на тему: "Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Инна Валентиновна  Inna-VK81
07.05.2011 9 43921 13291

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК