Родительское собрание"Почему важен контакт с подростками?" 9 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Родительское собрание
«Почему важен контакт с подростками?»
Классный руководитель 9 класса «Б»:
Галигузова Евгения Вячеславовна
Изобильный 2010
Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка: почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать Вас за глубину мысли,
но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя,
спрячется, как улитка в раковину.
А. Т. Аверченко
Форма проведения собрания – круглый стол.
Вид собрания: информационно – просветительское.
Цели:
1. Способствовать сближению взаимоотношений между ребенком и родителями.
2. Объединить усилия семьи и школы для совершенствования детско-родительских отношений.
Задачи собрания:
Рассмотреть проблемы, связанные с воспитанием и обучением.
Провести систему мероприятий, способствующих улучшению взаимоотношений между родителями и детьми.
Актуальность выбранной темы: являясь классным руководителем 9-го класса, я заметила, что во взаимоотношениях между родителями и детьми появляется непонимание и недоверие, что приводит к конфликтам. Непонимание двух поколений – это вечная проблема, которую нужно обязательно попытаться решить.
Подготовительная работа к собранию:
Приглашение родителей на собрание.
Уважаемый И. О.! Учащиеся и классный руководитель 9 «Б» класса приглашают Вас на родительское собрание (дата, время), посвященное взаимоотношениям «отцов и детей».
Классный руководитель: Е. В. Галигузова
Разработка вопросов для родителей (раздаются за несколько дней до собрания).
Беседа с учениками: «Что вы хотите сказать своим родителям, но боитесь?
Разработка и оформление памятки: «Родителям от ребенка».
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы!
Я хочу напомнить, что подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. С взрослением детей часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и противоречия между членами семьи выходят наружу. Начинается психологическое отделение ребенка от родителей, противопоставление себя им. Подросток может быть грубым, резким, остро критиковать своих родителей и других взрослых. Все эти годы многие из вас не замечали изменений в ребенке, или не хотели замечать, верили в непогрешимость своего авторитета, а тут все летит кувырком. Почему так происходит? Давайте сегодня мы вместе ответим на этот вопрос и постараемся если не предотвратить, то хотя бы смягчить классический конфликт между отцами и детьми.
Не надо забывать, что перед подростками открывается вся сложность окружающего мира, социальной жизни, в которой очень нелегко разобраться. Формируются первые жизненные принципы, ценности. Бывает, что родители полностью теряют свой авторитет в глазах подростка. Иногда у вас свои проблемы. Супружеская жизнь не ладится. Не до ребенка. Не до спокойного взаимопонимания. Все раздражение, накопленное вами за день, выходит наружу, на «провинившегося». Но подросток – уже не маленький ребенок, который молча страдает от того, что его не замечают, не понимают. Он протестует, требует, чтобы с ним считались, чтобы его уважали, понимали, признавали, и требует громко, и часто обвиняет. Это называется конфликт.
В этот сложный для ребенка период он отдаляется от семьи и может сблизиться с посторонними людьми. Являясь классным руководителем детей, которым уже исполнилось 15 лет, я стараюсь стать для них именно таким человеком, которому они могли бы доверить свои проблемы и обиды. Перед этой встречей с вами мы провели беседу с учениками на тему: «Что вы хотите сказать своим родителям, но боитесь?». Итоги этого разговора вы видите на диаграмме. Теперь вам понятно, на что ваши дети обижаются. Общий итог опроса таков:
На первом месте: безразличие к делам и проблемам.
Второе место: чрезмерная строгость и придирчивость.
Третье место: чрезмерная опека, множество запретов и контроль.
Четвертое место: нечестность, невыполнение обещаний.
Пятое место: грубость, крик, оскорбление.
Шестое место: несправедливость, незаслуженность наказания.
Седьмое место: рукоприкладство, телесные наказания. Об этом поговорим особо.
Запреты и наказания не лучший метод воспитания, они вызывают ожесточенность, злобу, желание отомстить. «Ты плохая мать» - что может быть хуже такой фразы 16 – летнего сына? Или: «Ты как отец ни куда не годишься!» Если вы уже слышали это, можете считать, что между вами и ребенком потерян контакт, а может, его никогда и не было. Можно с уверенностью утверждать, что слабая взаимосвязь родителей и детей в делах и мыслях, чувствах друг друга создает негативное отношение друг к другу. Дети разочаровываются в общении и переносят свое негативное отношение к родителям на весь мир взрослых людей, в том числе и на преподавателей.
Приглашение к диалогу. Обсуждение вопросов:
Вопросы для родителей разработаны после беседы с учениками на тему: «Что вы хотите сказать своим родителям, но боитесь это сделать».
1.В чем Вы видите цель своего воспитания?
2. Какие трудности в воспитании ребенка Вы испытываете?
3.Укажите, что действует на вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что-то другое?
4.Сколько времени ежедневно Вы уделяете своему ребенку?
5.Как Вы считаете, влияет ли на формирование личности ребенка полная семья или нет?
6. Доверяет ли вам ваш ребенок?
7. Разрешаете ли вы приводить в дом друзей?
8. В каких вопросах Вы не доверяете своему ребенку?
.
9. Часто ли Вы советуетесь со своими детьми или принимаете решение самостоятельно?
10.Знаете ли Вы страхи своего ребенка?
11.Можете ли Вы извиниться перед ребенком, если несправедливо обидели?
Прежде чем делать замечания ребенку, постарайтесь ответить на вопросы:
В каком эмоциональном состоянии я нахожусь?
Что дает ребенку и мне мое замечание?
Хватит ли мне времени не только отругать ребенка, но и разъяснить, почему так нельзя поступать?
Хватит ли мне терпения и выдержки довести дело до конца?
(постараться расположить родителей к откровенной беседе)
Родители, которые испытывают трудности в общении с подростками, должны, прежде всего, научиться говорить по душам. Разговоры эти могут касаться не только школьной жизни, но и вопросов любви и семейной жизни, политики, работы. Отмечу, что ваши дети готовы к такому диалогу, доказательством этому служит не только ряд обид, которые они высказали мне в доверительной беседе, но и перечень причин своих конфликтов с вами.
Плохие оценки в школе.
Лень, невыполнение домашних заданий.
Моя грубость, резкое поведение.
Способы проведения свободного времени, которые не одобряют родители.
Позднее возвращение домой.
Грубость, резкость родителей.
Плохое поведение в школе.
Требование денег, или какой - нибудь вещи.
Друзья, которые не нравятся родителям.
Курение.
Внешний вид – неопрятность.
Обсуждение данных видов конфликтов.
Может, кто - то хочет продлить список конфликтов, которые есть в вашей семье?
Ваши дети прекрасно понимают ошибки своего поведения, готовы признать их, а самое главное они - готовы к взрослому диалогу и даже настаивают на этом.
Отрадно, что у нас в классе есть семьи, где говорят обо всем, на любую тему, делая только поправку на возраст ребенка, ставя наболевшие вопросы и учась их решать вместе. Есть семьи, в которых родители своим примером показывают ребенку, как можно выйти из трудной ситуации, из конфликта. И это очень хорошо.
В таких семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы, ожесточения, без непримиримых противоречий.
Подводя итог нашей встречи, скажу, что я сегодня убедилась на примере своего класса: дети, у которых с родителями дружеские и доверительные отношения, становятся лидерами в классе. Скорее всего, потому что они чувствуют поддержку со стороны родителей, у них хорошие отношения с преподавателями, терпимое отношение к конфликтам, они стараются их улаживать по - взрослому, самостоятельно.
Проблема педагога в том, что он не может сделать семью авторитетом для ребенка. Авторитет нужно заслужить. Чаще всего мы – родители, взрослые – даем советы своим детям. Но давайте прислушаемся к их советам. «Памятка родителям от ребенка» - это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и очевидное приглашение взрослых к диалогу.
Мы с вами поговорили на очень серьезную тему. Но нужно помнить, что в жизни есть еще и смех. Это важный помощник не только в нашей школьной жизни, но и в воспитании.
«Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой».
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский.
Памятка родителям от ребенка.
Не будьте не последовательными в своих замечаниях. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.
Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что нужно считаться только с силой. Я откликнусь с большой готовностью на ваши просьбы.
Не заставляйте чувствовать меня младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не балуйте меня, вы меня эти портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Какая мать, какой отец не хотят,
чтобы их дети были бы счастливыми в
жизни, осуществили бы свои мечты,
пользовались бы уважением и любовью
окружающих.
Вопросы для родителей разработаны после беседы с учениками на тему: «Что вы хотите сказать своим родителям, но боитесь это сделать».
1.В чем Вы видите цель своего воспитания?
2. Какие трудности в воспитании ребенка Вы испытываете?
3.Укажите, что действует на вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что-то другое?
4.Сколько времени ежедневно Вы уделяете своему ребенку?
5.Как Вы считаете, влияет ли на формирование личности ребенка полная семья или нет?
6. Доверяет ли Вам ваш ребенок?
7. Разрешаете ли Вы приводить в дом друзей?
8. В каких вопросах Вы не доверяете своему ребенку?
.
9. Часто ли Вы советуетесь со своими детьми или принимаете решение самостоятельно?
10.Знаете ли Вы страхи своего ребенка?
11.Можете ли Вы извиниться перед ребенком, если несправедливо обидели?
Прежде чем делать замечания ребенку, постарайтесь ответить на вопросы:
В каком эмоциональном состоянии я нахожусь?
Что дает ребенку и мне мое замечание?
Хватит ли мне времени не только отругать ребенка, но и разъяснить, почему так нельзя поступать?
Хватит ли мне терпения и выдержки довести дело до конца?
Список литературы:
Классные часы 9 класс /автор – составитель А. В. Давыдова «ВАКО» 2008
Справочник классного руководителя 5-9 классы Н. И. Диреклеева «ВАКО» 2007
Научно – методический журнал «классный руководитель» Москва 2001
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галигузова Евгения Вячеславовна
→ полинаюрьевна 17.09.2011 2 19149 5587 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.