"Пойми меня правильно": родительское собрание-практикум
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Родительское собрание.
Тема: «Пойми меня правильно!»
( собрание-практикум)
Автор: Герасимова М.А., учитель начальных классов,1 квалификационная категория.
г. Лысково – 2010 г.
Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения родительского собрания в нетрадиционной форме, а именно, собрание-практикум ,которое способствует освоению родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания.
1.Объяснительная записка.
Ежегодно во всем мире 15 мая отмечается Международный день семьи .Идея этого праздника возникла давно ,в 1989г., желая обратить внимание общественности разных стран на проблемы семьи .В нашей стране 2008г Указом Президента РФ был объявлен Годом Семьи .В рамках этого года обсуждались ценности семейного воспитания ,психолого-педагогические проблемы современной российской семьи, вопросы совершенствования взаимодействия школы и семьи .Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья-это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки милосердия ,послушания, покаяния, терпения и трудолюбия .От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека в , но и нации в целом. Основной проблемой ребенка в современном обществе является неумение общаться, он старается завоевать свое место под солнцем иногда при помощи крика, драки ,грубости. Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью .Такой любви нужно учиться всем, причем обучение родителей должно носить опережающий характер.
Цель: способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми.
Задачи:
Повышение педагогической культуры родителей.
Освоение конкретных приемов и методов семейного воспитания.
Выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей.
Содействие сплочению родительского коллектива.
Данное собрание может быть проведено в начальных классах, т.к. материал подобран в соответствии с младшим школьным возрастом.
2.Материально-техническое обеспечение.
Собрание проводится в классной комнате, стулья удобнее расставить полукругом. Плакаты с цитатами «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь»( Крупская Н.К), «В воспитательной работе нет пустяков….Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно»( МакаренкоА.С), «Ребенок должен быть уверен ,что его кто-то очень, очень, любит и он тоже кого-то любит безгранично»( Сухомлинский В.А.), карточки с заданиями для групп, воздушные шарики, магнитофон, буклеты по теме собрания, приглашения, сигнальные карточки.
3.Методические советы подготовительного периода.
Учитель заранее проводить анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний родителей по вопросам воспитания. Учащиеся пишут сочинение на тему «Моя семья».Если это 1 класс, то лучше нарисовать. Родители оказывают помощь в подготовке буклетов и приглашений .Собрание проводить после рабочего дня родителей , чтобы многие могли присутствовать. Время проведения от 1 часа до 1,5 ч., но не более.
4.План проведения собрания.
Организационный момент. (5мин)
Вступительная беседа учителя. (10 мин)
Практикум. ( 20 мин)
Работа в группах. (10 мин)
Творческие задания. (10 мин)
«Острые вопросы» (15 мин)
Заключение. (10 мин)
5. Сценарный план собрания-практикума.
1.Орг.момент.
В классе звучит аудиозапись вальсов И.Штрауса, К.Вебера, Ф.Шуберта .На доске – плакаты, воздушные шарики внутри которых записки с вопросами, на стенде рисунки детей или сочинения , оформленные в виде плаката-газеты. Родители удобно располагаются на стульях, знакомятся с работами детей.
2. Вступительная беседа учителя.
-Здравствуйте ,уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня у нас необычное собрание- собрание-практикум.О чем мечтает каждый родитель? О счастье своих детей .В сердцах матерей не только тревога о здоровье, но и о том как воспитать детей, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой. Наша встреча называется «Пойми меня правильно» Давайте вместе обсудим вопросы ,которые касаются, и взрослых, и детей .Ваши анкеты показывают, что у каждого из вас свои трудности ,тревоги и проблемы.( далее учитель зачитывает несколько ответов) Родители обсуждают, дополняют ,высказываются.
Учитель: каким должен быть идеальный ребенок? Каким должен быть идеальный родитель? ( в ходе обсуждения родители приходят к выводу, что воспитания ребенка нужно начинать с себя)
Учитель: а как это трудно начинать с себя, и сегодня мы вместе проанализируем причины возникновения барьеров в общении детей и родителей.
3. Практикум.
Задание № 1.
Прошу выйти 2 человек .Один-родитель , другой- ребенок. «родитель»встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.
1 причина ,мешающая общению -это разные позиции ,глаз не видно ,слов не слышно и душевное тепло исчезает.
Задание № 2.
Заранее подготовленные родители показывают сценку( у женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль , а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой)
Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Учитель: итак,2 причина ,которая мешает нам- мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.
Задание № 3.
Представьте, что ваш ребенок ,придя из школы заявляет « Не хочу учиться, лучше буду работать» Как вы поступите? ( родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Учитель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.
4. Работа в группах.
Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках .Сначала обсуждение идет в группе ,а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.
Ситуация № 1
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому .Однажды вы обнаруживаете , что посуда не вымыта ,мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал : «Почему всегда я?»
Ситуация №2
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают ,и со мной никто не дружит!»
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор .Мама хочет смотреть концерт .Папа – футбол по другой программе .Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе .Что делать?
Учитель: уважаемые родители расскажите о своей первой реакции на ситуацию .Какие вы подберете слова? Постарайтесь найти такие слова ,которые помогут ребенку увидеть себя со стороны .Далее каждая группа обсуждает и затем говорит о своих решениях. При обобщении всех ответов учитель делает вывод:
«Слово не воробей ,вылетит- не поймаешь» «Словом можно убить ,словом можно спасти ,словом можно полки за собой повести» - в этих строчках народная мудрость. Нужно бережно относиться к тем словам ,которые мы говорим нашим детям.
5.Творческие задания.
Уважаемые родители! После таких трудных заданий нужна минутка отдыха. Разделитесь на 2 команды .Каждая команда на листочке рисует собирательный образ ребенка и затем комментирует свой рисунок.
Вспомните пословицы:
«При солнышке тепло ,при …( матери добро)»
«Нет лучше дружка ,чем …( родная матушка)»
« Детей воспитать- ( не курочек сосчитать)»
«Из одной клетки ,да не ( равны детки)»
« Ребенок – что воск ,что ( хочешь ,то и сольешь)»
« Кобылка – брык ,и жеребенок – (брык)»
« Не тот отец-мать кто родил ,а кто ( вспои, .вскормил, добру научил)»
« Родители трудолюбивы ,и дети ( не ленивы)»
« Умел дитя родить, умей и ( научить)»
В пословицах и поговорках заключена народная мудрость, опыт прошлых поколений. Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры .Иногда и пословица может помочь в какой-то ситуации.
6 .«Острые вопросы»
Уважаемые родители! А сейчас вам предстоит ещё одно задание .Посмотрите на красивые воздушные шары ,рядом с каждым шариком записка с вопросом .Вопросы «острые», если вам не понравился какой-то вопрос ,то можно не отвечать.( родители выбирают вопросы , обмениваются мнениями)
Вопросы:
Какие совместные занятия с ребенком вы проводите вечером?
Следует ли просить прощения у ребенка ,если вы виноваты?
Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз или делать это в присутствии родственников или посторонних?
Как бы вы закончили фразу: мой ребенок успешно учиться, если я…?
7.Заключение.
Увы, мы ,родители чаще нетерпеливы ,нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями».Наше раздражение, крики ,выяснение отношений ,обиды- все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций .Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Пойми меня правильно»В этой фразе- напоминание всем : и детям, и взрослым. Именно непонимание приводить нас к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения ,когда вы разговариваете с детьми и чувствуете удивительное родство ,близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Такие разговоры неожиданно начинаются и подчас неожиданно заканчиваются. Но эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Я надеюсь ,что наша встреча была для вас полезной.( учитель раздает буклеты с основными вопросами собрания на память)
Рефлексивно-оценочный компонент: покажите свое отношение к данному собранию .Спасибо!
Понравилось ,узнал много полезного.
Мне все это уже известно ,ничего нового.
Не понравилось.
6.Методические советы на период проведения и подведения итогов.
1) в ходе собрания:
- учителю необходимо создать атмосферу доверия, чтобы родители принимали активное участие в обсуждении, не стеснялись высказать свою точку зрения, спросить о чем-то.
- творческие задания способствуют снятию напряжения ,дают возможность родителям проявить себя
- учителю необходимо иметь в запасе несколько ситуаций на случай ,если обсуждение какой-то не получается.
- на собрание-практикум можно пригласить психолога школы в качестве эксперта.
2) при подведении итогов:
- родители высказывают свое мнение в устной форме или при помощи сигнальных карточек.
- оформляется протокол собрания
- учитель предлагает список педагогической литературы в помощь родителям по различным вопросам воспитания.
7.Литература.
1.Борба М. Нет плохому поведению:38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться .М.,2006.
2.ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.,1991.
3.Некрасова З ,Некрасов Н.Перестаньте детей воспитывать -помогите им расти .М., София,2007.
4. Широкова Г.А, Жадько Е.Г.Практикум детского психолога. Ростов н/Д , 2005.
Анкета для родителей.
1.Считете ли Вы ,что у вас есть взаимопонимание с ребенком?
2.Какие чувства Вы вызываете у ребенка : любовь, тревогу ,страх ,жалость и т. д?
3.Слушается ли Вас ребенок? Почему?
4. Какова основная роль матери в воспитании?
5. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения? Какие?
6.Каким Вы хотите видеть своего ребенка?
7. Каким должен быть родитель ,воспитывающий идеального ребенка?
8. Какими средствами можно этого добиться?
Полезные советы для родителей.
Присмотритесь к детям, прислушайтесь ,и вы поймете ,что ребенок- это личность ,которая требует уважения .любви ,принятия.
Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь- во власти языка»
Вместе проводить время- это значит отдавать кому-то свое внимание.
Следуя древней притче ,чтобы помочь голодному ,мало накормить его, надо научить его самому добывать пищу. В общении с ребенком не решайте его проблемы ,учите его ,как самому решить их.
Мудрые родители знают ,как нужна детям ласка .Прикоснуться к ребенку- это значит прикоснуться к его душе.
Нет награды более отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких изменений к лучшему в жизни ребенка.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Герасимова Марина Алексеевна
→ meri1967 30.05.2012 1 21626 8602 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.