Слайд 1
«Влияние семейного
воспитания на
толерантность подростков»
Педагог-психолог Зотова Н.В
МБОУ «СОШ №30» г. Каменск-Уральский
Конспект родительского собрания на тему
«Влияние семейного воспитания на толерантность подростков»
Цель: Организация и совершенствование работы с семьей, повышения эффективности воспитательной работы с детьми и подростками.
Задачи:
Ознакомить с понятием «Толерантность»
Обсудить условия для развития толерантности в семье и в школе;
Выявить стиль семейного воспитания;
Форма проведения: собрание-лекторий.
Подготовительная работа к собранию:
1. Провести предварительную анкету с учениками
Вопросы анкеты:
1. К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?
2. Почему именно к …?
2. Приготовить для каждого родителя памятку «Правила общения при конфликте с подростком» (Приложение 1)
Оборудование: раздаточный материал (памятки), мультимедийное оборудование.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено вопросам воспитания толерантности у подростков.
Естественно встают вопросы – как мы понимаем толерантность и что собой представляет воспитание толерантности у родителей и детей.
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействии.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к людям. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая позицию жизни других людей. Именно поэтому мы рассмотрим проблему формирования толерантности в современном обществе. В период подросткового возраста человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.
Данные, полученные учеными во многих странах мира, свидетельствуют о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Значение семьи и семейного климата подтверждает также и изучение детей с нарушениями поведения, нуждающихся в психиатрическом лечении. На их судьбе пагубно сказались семейные конфликты, алкоголизм родителей.
Семья формирует психическое и физическое развитие человека.
Исследование причин неврозов детей выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка.
Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.
2. Анализ анкетирования.
Предлагаю вашему вниманию результаты проведенного анкетирования в нашем классе. (Анкета проводится предварительно и представляется в процентном соотношении на слайде презентации).
Вопросы анкеты:
1. К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?
2. Почему именно к …?
Вывод по результатам анкетирования: Таким образом, с уверенностью можно сказать, что те дети, которые ответили на 1 вопрос «к родителям» имеют в семье толерантные взаимоотношения, что и является хорошей базой для воспитания взаимоуважения в социуме.
3. Дискуссия
Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы по воспитанию подростков.
После дискуссии родители получают рекомендации в виде памятки «Правила общения при конфликте с подростком».
4. Семейные конфликты
В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.
Уровень психологического напряжения в семье нарастает, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие – отклонения в поведении различного характера.
Семейные конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое «неудобное обстоятельство», осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность ребенка. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.
Существует еще одна крайность во взаимоотношениях детей и родителей – это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека.
Итак, какие же наиболее эффективные способы формирования у подростков толерантного поведения существуют.
5. Пути формирования толерантности в процессе обучения и воспитания молодого поколения.
1. Развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия других народов, признание ценности многообразия культур и истории, с целью подготовки молодежи к предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, эмоциональную напряженность.
2. Обучение мирным средствам для разрешения разногласий и конфликтов.
3. Формирование умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный:
признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход.
Деятельностный:
опора на активность, сознательность и самостоятельность;
ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.
Опасайтесь, уважаемые родители, ранить словом, унизить, обидеть, не понять. Будьте мужественнее и мудрее. Будьте эмпатийными, то есть способными поставить себя на место ребенка и понять, что он переживает сейчас, во время конфликта с вами.
6. Анкета для родителей
Проверьте себя: насколько вы - толерантный родитель…
1.Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?
2.Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?
3.Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?
4.Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?
5.Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?
6.Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?
7.Предлагаете ли Вы выбор из нескольких решений?
8.Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?
9.Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?
10.Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?
7. Итог собрания.
В заключение я хочу прочитать вам это стихотворение:
Молитва о встрече
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Итак, дорогие родители мы должны помнить, что будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!
Приложение 1.
Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
Будучи в позиции слушающего:
- проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего - помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;
- не давайте оценок ребенку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;
- не давайте советов: помните, что лучшие решения, в конфликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал;
Будучи в позиции говорящего:
- не обвиняйте - не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось; Не придумывайте - не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет.
- не защищайтесь - сначала расскажите о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок:
- не характеризуйте - не описывайте личность ребенка, говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод, старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
— не обобщайте - избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.
Автор: Зотова Наталья Владимировна
→ Nat_Zot 02.10.2013 2 19713 4966 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.