Инновационные методы работы с классом


Инновационные методы работы с классом.


Кочухова Ирина Михайловна, учитель математики.

МОУ «Солнечная СОШ № 1».


«Родительское собрание

как форма сотрудничества школы и семьи».


В современных условиях в педагогической науке и практике сложилась благоприятная почва для развития инновационных процессов. Инновационное развитие системы образования обусловлено социально-экономическими, политическими, демократическими и культурными изменениями в обществе. В связи с этим в национальной доктрине основным приоритетным направлением определено воспитание. Именно воспитание вводит ребенка в окружающую культуру.

Воспитательный процесс должен приводить к всестороннему и гармоничному развитию личности, способствовать ее саморазвитию. Но какую бы сторону личностного развития ребенка мы не взяли, она органически связана с его деятельностью. Отсюда следует, что ребенку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности. «Научить ребенка нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитать – он может только воспитаться». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных условий в работе над собой его личностное формирование невозможно и простым набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна система, обеспечивающая создание благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания «человека».

Мною разработана и апробирована программа воспитательной работы «Гармония», целью которой является:

«Воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности».

Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому одним из главных направлений воспитательной программы является работа по взаимодействию классного руководителя, семьи и детей, организация совместных дел родителей и детей.

Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческом возрасте. Самым продуктивным вариантом работы, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя.

Формы взаимодействия семьи и школы – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Основные способы сотрудничества школы и родителей.


  • организация родительских собраний, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, знакомству с учителями-предметниками, участия детей во внеурочной деятельности, индивидуальных встреч родителей и учителей;

  • организация разговоров с родителями по телефону, сообщение в дневнике о неудачах и достижениях их ребенка;

  • тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей;

  • разработка домашних заданий, в ходе которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;

  • консультации, тестирование и анкетирование родителей и детей по улучшению отношений;

  • анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.


Родительское собрание на тему:

«Взаимопонимание в семье».

(дискуссия, с использованием интерактивных методов).

Цель: способствовать единению, сплочению семьи, установлению теплых взаимоотношений родителей и детей.


Задачи:

  1. Выявить типичные затруднения родителей и детей, возникающие во взаимоотношениях в семье.

  2. В ходе дискуссии, разрешить в результате «погружения», типичные для семьи воспитательные ситуации.

  3. Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.

Участники: учащиеся 5 класса и их родители.

Форма проведения: дискуссия, с использованием интерактивных методов.

Этап подготовки.

Оформление на экране: тема, цель. На доске: детские рисунки, цитаты:

«Понимание – это улица с двухсторонним движением» (Элеонора Рузвельт).

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них» (Я. Райнис).

Подбор проблемных ситуаций семейного воспитания.

Выполнение детьми рисунков на тему: «Моя семья». Этот рисунок будет использован в тесте «Узнай».

Подбор практических советов и рекомендаций для родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение микроклимата в семье.

  2. Оказание помощи родителям и детям, при возникновении проблемных ситуаций.

  3. Обучение родителей навыкам поведения в семье и во взаимоотношениях в ребенком.

Этап проведения.

Классный руководитель: Добрый день, уважаемые родители, дети, дорогие гости! Как правило, родителей приглашают на собрание, чтобы совместно решить проблемы воспитания детей. Сегодня мы тоже будем решать проблему взаимопонимания в семье, вместе с детьми, поскольку как сказала Элеонора Рузвельт: «Понимание – это улица с двухсторонним движением».

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

- Как вы думаете, почему слово семья состоит из семи «Я»? (отвечают учащиеся).

- Да, настоящая семья, это не семья из трех человек, как принято сегодня. Настоящая семья – это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей.

- Поднимите руки, у кого сейчас такая семья.

Задание детям. А сейчас, дети ответьте откровенно на вопросы:

- Кто глава вашей семьи?

- Чем ты огорчаешь родителей?

- Чем ты их радуешь?

- Как тебя наказывают родители?

- Просишь ли ты у них прощения?

- Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

- Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

- Какие у тебя отрицательные черты характера?

- Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

- Что ты хотел бы изменить в своей семье?


Задание родителям. Продолжите предложения.

- Если ребенка постоянно критикуют, то… (он учиться ненавидеть).

- Если ребенок во вражде, то… (он учится агрессивности).

- Если ребенка высмеивают, то… (он становится замкнутым).

- Если ребенка подбадривают, то… (он учится верить в себя).

- Если ребенка поддерживают, то…(он учится ценить себя).

- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, то…(он учится ценить себя).


Классный руководитель: Что такое, по вашему мнению, взаимопонимание? (Обмен мнениями).

Классный руководитель: Знаем ли мы друг друга? Наш мир состоит из взрослых и детей. А умеем ли мы понять друг друга, пожалеть, посочувствовать?

В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. Взаимопонимание это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу.

- Ваши дети учатся в 5 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах?

- Расскажите, как вы встречаете своих детей из школы, какими словами? (Родители высказываются). На экране появляются советы по воспитанию детей.

СОВЕТ 1. Никогда не спрашивайте: «Как ты себя вел? Два получил?». Лучше спросить: «Что было интересного в классе».

СОВЕТ 2. Когда ребенок совершит дурной поступок, его мучает совесть, но вы его наказываете, и совесть замолкает.


Классный руководитель: Бить или не бить? – вот, в чем вопрос.

Парламент в Англии решил – бить. Для этого даже специальные ремни выпускают.

В Европе не модно даже ставить в угол.

- А как у вас в семье? (Высказываются родители).


СОВЕТ 3. Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, потеряли друзей, то телевизор должен сломаться хотя бы на один месяц. Вы спросите: «А как же взрослые?». Воспитание требует жертв.

- А как вы решаете эту проблему? (Мнение родителей).


Классный руководитель: А сейчас, внимание! Тест: «Знаете ли вы друг друга?»

1.Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?

(Дети пишут на листочках, а родители через 3 минуты по очереди отвечают вслух, ответы сопоставляются).

2. Ваш ребенок не убрал свою постель. Как вы поступите?

(Родители пишут, дети отвечают).

3. Ласковое обращение мамы к ребенку или как обычно называете ребенка дома?

(Родители пишут, дети отвечают).

Задание: Тест: «Узнай». Уважаемые родители, вы должны узнать рисунок вашего ребенка по содержанию, стилю.

Задание : ситуации для родителей.

  1. При каком условии вы отпустите ребенка гулять? (дети пишут на листочках).

  2. Ребенок получил «2» за четверть, что вы будете делать?

  3. Вы любите своего ребенка, а он не хочет учиться, ваши действия?

  4. Ваш ребенок участвовал в срыве урока. Вас вызывают к директору. Ваши действия?

  5. Вам не нравятся друзья, с которыми общается ваш ребенок. Что делать?

  6. Почему люди не понимают друг друга? Что нужно делать, чтобы вас поняли?

Классный руководитель: Каждому из вас предлагается составить список качеств, важных для взаимопонимания в семье. При составлении списка постарайтесь вспомнить примеры, когда вы проявляли взаимопонимание в общении со своей семьей. После оглашения списка, каждый может высказать свое мнение, аргументируя его и приводя примеры. Если большинство участников будут согласны с этим качеством, оно будет принято в список и записано на интерактивной доске.

- А теперь перепишите все качества на свой листочек и сопоставьте их с теми, что имеются в вашей семье.

Например:


Качества

Наличие качества в семье

Умение понять проблемы члена семьи.

Умение выслушивать друг друга.

Ценить мнение друг друга.

Доброжелательность.

+


+

-

+


Классный руководитель: Спасибо вам, уважаемые родители, за то, что вы, отложив все домашние дела, а некоторые, отпросившись с работы, пришли сюда вместе с вашими детьми. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы по-другому посмотрите, друг на друга, и буду рада, если в вашей семье что-нибудь изменится в лучшую сторону. Прошу вас коротко написать: «Что понравилось, что не понравилось в нашей встрече и ваши пожелания», а детям будет домашнее задание, написать мини- сочинение «Что больше всего я ценю в своих родителях».

Классный руководитель: Спасибо за ваши пожелания. В заключение нашей встречи я хочу вам поведать китайскую притчу «Ладная семья». «Жила-была семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал листок владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, и в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже».

Любите, берегите и понимайте друг друга! Мира в ваших семьях! До свидания, до новых встреч!


Приложение 1.

Памятка родителям.


  1. Когда ребенок приходит домой, встречайте его у дверей. Он должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.

  2. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если вам кажется, что вы все должны знать о ребенке.

  3. Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это.

  4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. Хвалите за каждый успех.

  5. Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.



Приложение 2.


Отрывки из мини-сочинений учащихся.


«В своих родителях я больше всего ценю такое качество, как доброта. Они очень много делают для меня, и я им благодарна. Порой я задаюсь вопросом, как у них хватает терпения на все мои выходки? Родители – это моя опора. Я очень люблю их и знаю, что всегда буду в долгу перед ними за все, что они для меня сделали». (Манахова Я.).

«Больше всего я ценю в своих родителях их правоту, уверенность, решительность, смелость. В своей семье я ничего не изменила бы. Я очень им благодарна. Я их понимаю и они меня…» (Исламова Н.).

«В своих родителях я ценю доброту, понимание, простоту. У нас взаимопонимание, мы не ругаемся, не спорим по пустякам. Я бы хотела перенять от своих родителей их любовь, заботу, понимание, доброту, ласку» (Сафронова С.).

«Больше всего ценю в родителях доброту, понимание и любовь к детям. Бывают такие ситуации, когда необходима помощь родителей, их совет. Подруги не смогут тебе посоветовать, того, что посоветуют родители. Только родители смогут дать правильный совет и помочь решить твои проблемы. Когда я сама стану мамой, я хочу, чтобы у меня с детьми никогда не было конфликтов, чтобы они меня понимали и спрашивали совета в сложной ситуации» (Андреева Н.).






Используемая литература.



  1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./М.: Центр «Педагогический поиск», 1999 – 160 с.

  2. Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы: метод. пособие / Л.И. Саляхова. – 2-е изд., стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 287 с.

  3. Журнал «Класный руководитель» № 7, 2004 год.




Полный текст материала Инновационные методы работы с классом смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кочухова Ирина Михайловна  iriha
24.02.2010 5 18310 2927

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК