Инновационные методы работы с классом
Инновационные методы работы с классом.
Кочухова Ирина Михайловна, учитель математики.
МОУ «Солнечная СОШ № 1».
«Родительское собрание
как форма сотрудничества школы и семьи».
В современных условиях в педагогической науке и практике сложилась благоприятная почва для развития инновационных процессов. Инновационное развитие системы образования обусловлено социально-экономическими, политическими, демократическими и культурными изменениями в обществе. В связи с этим в национальной доктрине основным приоритетным направлением определено воспитание. Именно воспитание вводит ребенка в окружающую культуру.
Воспитательный процесс должен приводить к всестороннему и гармоничному развитию личности, способствовать ее саморазвитию. Но какую бы сторону личностного развития ребенка мы не взяли, она органически связана с его деятельностью. Отсюда следует, что ребенку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности. «Научить ребенка нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитать – он может только воспитаться». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных условий в работе над собой его личностное формирование невозможно и простым набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна система, обеспечивающая создание благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания «человека».
Мною разработана и апробирована программа воспитательной работы «Гармония», целью которой является:
«Воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности».
Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому одним из главных направлений воспитательной программы является работа по взаимодействию классного руководителя, семьи и детей, организация совместных дел родителей и детей.
Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческом возрасте. Самым продуктивным вариантом работы, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя.
Формы взаимодействия семьи и школы – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Основные способы сотрудничества школы и родителей.
организация родительских собраний, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, знакомству с учителями-предметниками, участия детей во внеурочной деятельности, индивидуальных встреч родителей и учителей;
организация разговоров с родителями по телефону, сообщение в дневнике о неудачах и достижениях их ребенка;
тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей;
разработка домашних заданий, в ходе которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
консультации, тестирование и анкетирование родителей и детей по улучшению отношений;
анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.
Родительское собрание на тему:
«Взаимопонимание в семье».
(дискуссия, с использованием интерактивных методов).
Цель: способствовать единению, сплочению семьи, установлению теплых взаимоотношений родителей и детей.
Задачи:
Выявить типичные затруднения родителей и детей, возникающие во взаимоотношениях в семье.
В ходе дискуссии, разрешить в результате «погружения», типичные для семьи воспитательные ситуации.
Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.
Участники: учащиеся 5 класса и их родители.
Форма проведения: дискуссия, с использованием интерактивных методов.
Этап подготовки.
● Оформление на экране: тема, цель. На доске: детские рисунки, цитаты:
«Понимание – это улица с двухсторонним движением» (Элеонора Рузвельт).
«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них» (Я. Райнис).
● Подбор проблемных ситуаций семейного воспитания.
● Выполнение детьми рисунков на тему: «Моя семья». Этот рисунок будет использован в тесте «Узнай».
● Подбор практических советов и рекомендаций для родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
Улучшение микроклимата в семье.
Оказание помощи родителям и детям, при возникновении проблемных ситуаций.
Обучение родителей навыкам поведения в семье и во взаимоотношениях в ребенком.
Этап проведения.
Классный руководитель: Добрый день, уважаемые родители, дети, дорогие гости! Как правило, родителей приглашают на собрание, чтобы совместно решить проблемы воспитания детей. Сегодня мы тоже будем решать проблему взаимопонимания в семье, вместе с детьми, поскольку как сказала Элеонора Рузвельт: «Понимание – это улица с двухсторонним движением».
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
- Как вы думаете, почему слово семья состоит из семи «Я»? (отвечают учащиеся).
- Да, настоящая семья, это не семья из трех человек, как принято сегодня. Настоящая семья – это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей.
- Поднимите руки, у кого сейчас такая семья.
Задание детям. А сейчас, дети ответьте откровенно на вопросы:
- Кто глава вашей семьи?
- Чем ты огорчаешь родителей?
- Чем ты их радуешь?
- Как тебя наказывают родители?
- Просишь ли ты у них прощения?
- Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
- Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?
- Какие у тебя отрицательные черты характера?
- Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?
- Что ты хотел бы изменить в своей семье?
Задание родителям. Продолжите предложения.
- Если ребенка постоянно критикуют, то… (он учиться ненавидеть).
- Если ребенок во вражде, то… (он учится агрессивности).
- Если ребенка высмеивают, то… (он становится замкнутым).
- Если ребенка подбадривают, то… (он учится верить в себя).
- Если ребенка поддерживают, то…(он учится ценить себя).
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, то…(он учится ценить себя).
Классный руководитель: Что такое, по вашему мнению, взаимопонимание? (Обмен мнениями).
Классный руководитель: Знаем ли мы друг друга? Наш мир состоит из взрослых и детей. А умеем ли мы понять друг друга, пожалеть, посочувствовать?
В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. Взаимопонимание это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу.
- Ваши дети учатся в 5 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах?
- Расскажите, как вы встречаете своих детей из школы, какими словами? (Родители высказываются). На экране появляются советы по воспитанию детей.
СОВЕТ 1. Никогда не спрашивайте: «Как ты себя вел? Два получил?». Лучше спросить: «Что было интересного в классе».
СОВЕТ 2. Когда ребенок совершит дурной поступок, его мучает совесть, но вы его наказываете, и совесть замолкает.
Классный руководитель: Бить или не бить? – вот, в чем вопрос.
Парламент в Англии решил – бить. Для этого даже специальные ремни выпускают.
В Европе не модно даже ставить в угол.
- А как у вас в семье? (Высказываются родители).
СОВЕТ 3. Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, потеряли друзей, то телевизор должен сломаться хотя бы на один месяц. Вы спросите: «А как же взрослые?». Воспитание требует жертв.
- А как вы решаете эту проблему? (Мнение родителей).
Классный руководитель: А сейчас, внимание! Тест: «Знаете ли вы друг друга?»
1.Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
(Дети пишут на листочках, а родители через 3 минуты по очереди отвечают вслух, ответы сопоставляются).
2. Ваш ребенок не убрал свою постель. Как вы поступите?
(Родители пишут, дети отвечают).
3. Ласковое обращение мамы к ребенку или как обычно называете ребенка дома?
(Родители пишут, дети отвечают).
Задание: Тест: «Узнай». Уважаемые родители, вы должны узнать рисунок вашего ребенка по содержанию, стилю.
Задание : ситуации для родителей.
При каком условии вы отпустите ребенка гулять? (дети пишут на листочках).
Ребенок получил «2» за четверть, что вы будете делать?
Вы любите своего ребенка, а он не хочет учиться, ваши действия?
Ваш ребенок участвовал в срыве урока. Вас вызывают к директору. Ваши действия?
Вам не нравятся друзья, с которыми общается ваш ребенок. Что делать?
Почему люди не понимают друг друга? Что нужно делать, чтобы вас поняли?
Классный руководитель: Каждому из вас предлагается составить список качеств, важных для взаимопонимания в семье. При составлении списка постарайтесь вспомнить примеры, когда вы проявляли взаимопонимание в общении со своей семьей. После оглашения списка, каждый может высказать свое мнение, аргументируя его и приводя примеры. Если большинство участников будут согласны с этим качеством, оно будет принято в список и записано на интерактивной доске.
- А теперь перепишите все качества на свой листочек и сопоставьте их с теми, что имеются в вашей семье.
Например:
Качества |
Наличие качества в семье |
Умение понять проблемы члена семьи. Умение выслушивать друг друга. Ценить мнение друг друга. Доброжелательность. |
+
+ - + |
Классный руководитель: Спасибо вам, уважаемые родители, за то, что вы, отложив все домашние дела, а некоторые, отпросившись с работы, пришли сюда вместе с вашими детьми. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы по-другому посмотрите, друг на друга, и буду рада, если в вашей семье что-нибудь изменится в лучшую сторону. Прошу вас коротко написать: «Что понравилось, что не понравилось в нашей встрече и ваши пожелания», а детям будет домашнее задание, написать мини- сочинение «Что больше всего я ценю в своих родителях».
Классный руководитель: Спасибо за ваши пожелания. В заключение нашей встречи я хочу вам поведать китайскую притчу «Ладная семья». «Жила-была семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал листок владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, и в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже».
Любите, берегите и понимайте друг друга! Мира в ваших семьях! До свидания, до новых встреч!
Приложение 1.
Памятка родителям.
Когда ребенок приходит домой, встречайте его у дверей. Он должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.
Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если вам кажется, что вы все должны знать о ребенке.
Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это.
Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. Хвалите за каждый успех.
Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
Приложение 2.
Отрывки из мини-сочинений учащихся.
«В своих родителях я больше всего ценю такое качество, как доброта. Они очень много делают для меня, и я им благодарна. Порой я задаюсь вопросом, как у них хватает терпения на все мои выходки? Родители – это моя опора. Я очень люблю их и знаю, что всегда буду в долгу перед ними за все, что они для меня сделали». (Манахова Я.).
«Больше всего я ценю в своих родителях их правоту, уверенность, решительность, смелость. В своей семье я ничего не изменила бы. Я очень им благодарна. Я их понимаю и они меня…» (Исламова Н.).
«В своих родителях я ценю доброту, понимание, простоту. У нас взаимопонимание, мы не ругаемся, не спорим по пустякам. Я бы хотела перенять от своих родителей их любовь, заботу, понимание, доброту, ласку» (Сафронова С.).
«Больше всего ценю в родителях доброту, понимание и любовь к детям. Бывают такие ситуации, когда необходима помощь родителей, их совет. Подруги не смогут тебе посоветовать, того, что посоветуют родители. Только родители смогут дать правильный совет и помочь решить твои проблемы. Когда я сама стану мамой, я хочу, чтобы у меня с детьми никогда не было конфликтов, чтобы они меня понимали и спрашивали совета в сложной ситуации» (Андреева Н.).
Используемая литература.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./М.: Центр «Педагогический поиск», 1999 – 160 с.
Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы: метод. пособие / Л.И. Саляхова. – 2-е изд., стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 287 с.
Журнал «Класный руководитель» № 7, 2004 год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кочухова Ирина Михайловна
→ iriha 24.02.2010 5 18310 2927 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.