Родительское собрание "Как преодолеть проблемы в общении с детьми"
Учеватова М.С., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия № 15
Родительское собрание. Муниципальный уровень
Дата проведения 30 октября 2013г.
Тема:
«Как
преодолевать проблемы в общении?»
Форма:
проектная мастерская, групповая
Цели:
Развивающая. Дать понятие о проектных мастерских. Показать связь между педагогикой и психологией.
Обучающая. Научить группы «детей» и «родителей» создавать совместный проект, уметь его защищать.
Воспитательная. Умение взглянуть на себя и на окружающих со стороны, научиться находить пути из конфликтных ситуаций.
Оборудование: Раздаточный материал, анкеты, ТСО, «Мысль на память».
План проведения.
Вступительное слово о видах мастерских и нацеливание на работу в проектной мастерской.
Технология педагогической мастерской
Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главное – открытие нового и самостоятельность пути.
Т ипы мастерских
Творческого письма построения знаний построения отношений проектные
Ценностных ориентаций по самопознанию
Важное условие – материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Дети должны переживать потрясение, открытие на каждом этапе мастерской.
Этапы мастерской построения знаний
Урок первый
Индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. На этом этапе ставится проблема. Надо поставить такие вопросы, на которые обязательно захочется найти ответы.
Создание (индивидуально или в группе) творческого продукта. Например, разобрать нечто на детали (например, стихотворение) а потом использовать это как строительный материал. Часто предлагаются задания собрать «рассыпанное» стихотворение. Можно на базе строительного материала попробовать написать своё.
Социализация. Предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.) В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими.
Урок второй
Обращение к новой информации и её обработка. Это могут быть Словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний
Исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение – это индивидуальная или групповая работа.
Итоговая социализация. Все сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
Рефлексия. Это выплеск впечатлений. Можно составить логический самоотчёт: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской. Рефлексию можно провести устно (если есть время) или письменно за 5-8 минут. Результаты прочитываются потом или вывешиваются для всеобщего обозрения.
Законы мастерской
Равенство всех участников (учитель может участвовать в работе наравне с учениками)
Право каждого на ошибку (исправляется самим учеником)
Безоценочная деятельность (нельзя даже хвалить) Оценка заменяется самооценкой и коррекцией
Предоставление свободы. Это означает свободу в выборе темы. Можно не оглашать своё мнение
Неопределённость, загадочность в заданиях. Учитель сам может не знать ответ на вопрос.
Диалог.
Организация и перестройка привычного пространства. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок и пантомим
Мастер должен формулировать задание и не отвечать на вопросы. Ответы ищутся самими участниками.
Цели, достигающиеся в ходе мастерских
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
Учит работать со словом Учит анализировать произведение Учит сопоставлять свои и чужие мысли и чувства Учит интерпретировать текст |
Развивает собственное письмо Развивает ассоциативное мышление Развивает способность к аналитической деятельности Развивает коммуникативные способности Поощряют аналитическую и творческую деятельность Развивают доверительные отношения в коллективе |
Воспитывает интерес к урокам литературы и к литературе Воспитывает грамотного читателя |
Предлагаем темы для мастерских
«Как научить детей учиться?»
«Готовимся к выпускным экзаменам»
«Компьютер в нашей жизни»
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
«Что лучше: книга из библиотеки или электронная книга?»
«Мир вокруг нас и я в этом мире»
Показать связь возрастной психологии с педагогическим воспитанием личности подростка.
Отношения между детьми и родителями: пройдите через возрастные кризисы грамотно
Психология отношений между детьми и родителями - вечная тема для всех поколений. Почему наши такие любимые, такие родные дети вдруг меняют свое поведение, вплоть до полного неприятия мнения родителей и даже агрессии по отношению к ним? С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители по мере взросления своих детей.
Отношения между детьми и родителями во многом определяются так называемыми возрастными кризисами, через которые проходят все дети.
Первый кризис в отношениях между детьми и родителями наступает, когда ребенку едва исполняется годик. Затем – в три годика, кризис семи лет, а затем – подростковый кризис 11-12 лет. В каждый из этих периодов жизни ребенка происходят большие перемены в его поведении и развитии. Наши дети становятся все более самостоятельными, требуют от нас – родителей, все меньше заботы и опеки. На первый взгляд – совершенно позитивные изменения. Но в большинстве семей проблема отношений между детьми и родителями по мере взросления ребенка становится все острее.
Отношения между детьми и родителями наладятся, если родители научатся отпускать детей
Дети хотят быть взрослыми и пробуют быть самостоятельными, стремятся быть независимыми, пытаясь избавиться от опеки родителей. А нам, родителям, очень сложно «отпускать» их, ведь мы привыкли опекать и заботиться о них. Эта проблема достигает своего пика, когда наше чадо приближается к подростковому возрасту.
До 11-12 лет ребенок делает первые пробы своего «взросления», лишь иногда протестуя против взрослых. Но количество протестов увеличивается и в отношениях между детьми и родителями возникают конфликты, а следом – и категоричные отказы ребенка от послушания. В этот нелегкий период родители часто говорят: «Он стал неуправляемым, я не знаю, что с ним делать, на него ничего не действует: ни мотивирование любыми благами, ни наказания. Мы перепробовали все!».
Иногда ребенок вступает в полосу категорического непослушания чуть ли во младенчестве. В нашей практике был случай, когда мама обратилась с таким вопросом: «Моему ребенку 3 года, расскажите, каким способом можно наказывать ребенка в таком возрасте, ведь слово нельзя на него не действует, он не слушается!»
Меняйте стиль общения со своим ребенком!
Непонятное для взрослых поведение детей - это протест против родителей и сложившихся взаимоотношений с ними. Когда семья входит в такой нелегкий для нее период отношений между детьми и родителями, это значит, что старые и привычные методы общения с ребенком уже не работают и нужно изменять способ и стиль общения с ребенком.
Отношения между детьми и родителями должны строиться на принципе принятия. Это важнейший принцип в воспитании детей, о котором родители часто забывают. Именно принятия не хватает нашим детям, и они отчаянно бунтуют. Они просто хотят, чтобы мы, взрослые, принимали их такими, какие они есть. И любили их такими, какие они есть. И уважали их такими, какие они есть.
Отношения между детьми и родителями наладятся, если ребенок будет знать, что его любят
При этом очень важно любить ребенка не за поступки и какие-то действия, а «просто так» - только за то, что ребенок есть. Излишняя критика детей и их поступков дает детям ощущение, что ими все время недовольны, что они не достаточно хороши для того, чтобы их любили. И тогда дети говорят: « Что бы я не сделал - все не так, все неправильно».
Не стоит также забывать и про внимание. Детям очень важно, чтобы мы, взрослые, уделяли им внимание в виде совместно проведенного времени. То есть находили время для общения, для игр, для занятий, которые нравятся ребенку. Это может быть просто совместный поход в кино или что-то другое, это не столь важно, важен лишь факт проведенного совместно времени.
Если Вы в своем общении с ребенком не будете забывать про принятие и внимание, Вы увидите, как отношения между детьми и родителями очень быстро поменяются в лучшую сторону. Возможно, Ваши отношения просто приобретут новый смысл, или изменитесь Вы и Ваш ребенок, а вместе с этим изменится и стиль воспитания ребенка. Ведь каждый из нас знает, что от воспитания зависит формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем.
Успехов Вам в воспитании Вашего ребенка!
Презентация-проблема (приложение презентация 1-3 слайды).
Работа над проектом «Наша школа».
Говорят, что влияние родителей на ребенка очень велико. Согласны ли вы с этим утверждением?
В школе учат грамотности. А можно ли грамотно пройти через возрастные кризисы?
«Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех», - писал Стендаль - известный французский писатель IX века. Как вы понимаете это высказывание?
Как вы считаете, почему в классе стало меньше отличников и хорошистов?
Если бы вы были завучем в школе, как бы вы составили школьное расписание, исходя из учебного плана?
Составьте и защитите проект «Наша школа».
Защита проектов.
Обобщение и вывод по выполненным проектам.
Рекомендации «родителям» и «детям».
«Как помочь ребенку в учебе»
Никакого насилия.
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на его ошибки и объясните непонятное.
Устные предметы пусть перескажет, скажите, что вам это тоже интересно знать. Если ребенку трудно пересказать, то разделите текст на абзацы и попросите задать ребенка вопрос к каждому абзацу, а потом самому на них ответить.
Помните: в Вашем контроле над приготовлением уроков должны главенствовать только доброта, терпение. Результата сразу может и не быть, а уверенность должна быть ежедневно.
Родителям:
Никогда не называйте ребенка бестолковым, бездарем, еще хуже – дураком.
Не отчаивайтесь, не паникуйте.
Очень важна родительская поддержка.
Не пасуйте перед трудностями.
Найдите время, что бы узнать, какой предмет трудно дается Вашему ребенку.
Хвалите ребенка за любой успех.
Важная роль в оказании помощи должна принадлежать родителям.
Главное – оказать поддержку, помочь разобраться в причинах недопонимания и действовать сообща.
Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность
Детям:
Как преодолевать проблемы в общении
Если ты чувствуешь, что может возникнуть конфликт, или ты уже вовлечен в него, воспользуйся основными правилами "безопасного" общения:
Спроси себя: "значительны ли разногласия во мнениях?"
Подумай, подходит ли время, место, твое настроение и настроение собеседника для обсуждения возникшей проблемы.
Вежливо скажи другому человеку, что ты думаешь по данному поводу. Изложи собственную позицию и свое принятие позиции другого (то есть продемонстрируй готовность выслушать и попытаться понять позицию другого человека).
Спроси собеседника, что он думает о проблеме.
Внимательно выслушай ответ. Постарайся сохранять спокойствие и не посылать негативных сигналов при помощи мимики и жестов.
Подумай, почему другой человек выбрал эту позицию.
Предложи компромисс, учитывая мнения и чувства обеих сторон.
Если чувства все же переполняют тебя, и трудно себя сдерживать, помни о самоконтроле:
Сосредоточься на своих ощущениях. Прислушайся к своему телу. Это поможет тебе узнать ту грань, перейдя которую ты можешь потерять контроль над собой. Становишься ли ты рассерженным, беспокойным, раздраженным. Назови свои чувства.
Подумай о причинах своих негативных эмоций. Сосредоточься на внешних или внутренних событиях (мыслях).
Подумай о способах, с помощью которых ты можешь проконтролировать себя: остановись, не реагируй импульсивно, сосчитай до 10. При необходимости уйди в безопасное место или обратись за помощью к человеку, которому ты доверяешь.
Выбери наиболее подходящий для тебя способ и используй его в сложных жизненных ситуациях.
Подведение итогов «Мысль в подарок»
Рефлексия. Видеоролик (презентация 4 слайд)
Мысль
в подарок
На странице приведен фрагмент.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна
→ маргаритка3898 09.03.2015 0 16505 1995 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.