Родительское собрание «Простые истины»
Родительское собрание «Простые истины»
Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, формировать у присутствующих отношение к семье как одной из главных жизненных ценностей.
Задачи:
рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка;
вывести формулу успешности выполнения роли родителей;
убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви;
побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
расширить представления родителей о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.
Форма проведения: круглый стол - практикум.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; кукла, 6 узких лент разного цвета.
Ход мероприятия.
Воспитание ребенка – это не милая
забава, а задание, требующее
капиталовложений – тяжких
переживаний, усилий, бессонных
ночей и много, много мыслей…
Януш Корчак
1. Тема нашего собрания «Простые истины». Знаменитый педагог Януш Корчак сказал: «Воспитание ребенка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…». Эти слова и будут эпиграфом нашей встречи. Сегодня мы должны с вами рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка, поговорим о формах проявления любви к ребёнку. Прежде всего, возьмите в руки семечко. Подержите его у себя до конца нашего собрания. А я хочу расскажу вам притчу.
2. Притча
Где-то в звёздном бесконечном пространстве вселенной жила-была душа. Она была весела и беззаботна, радостна и счастлива. Она наслаждалась свободой. Любовалась сиянием звезд, слушала их весёлый щебет. Она любила, свесив ножки, покачаться на луне, видела парад планет, встречалась с другими звёздами. Однажды она пролетала над землёй, и её привлек слабый отблеск огня. Она подлетела поближе и увидела горящую свечу и руки, сложенные в безмолвной молитве. И тут её осенило- огонёк горит для неё! Это её ждут там, на Земле. И полетела душа к Богу. И сказала:” Господь! Я видела огонь в окне. Я думаю, что там ждут и зовут меня.”
Господь согласился: “Лети . Этот огонь выбрал тебя!” и отпустил душу. В это самое время на Земле зародилась жизнь. Душа обрела тело. Она с радостью вошла в этот мир. В семье появился долгожданный ребёнок. Бог передал нам в руки бесценный дар, поэтому берегите своё ненаглядное солнышко!
Засветило наше солнышко на небосклоне нашей жизни. Но только все чаще оно стало сталкиваться на своем жизненном пути с различными эмоциями, которые зачастую идут от нас, от родителей. На его ясные лучики легли ужас, грубость, ненависть, безразличие, уныние, неудача, печаль, недоверие.
И посерело наше солнышко, оно согнулось под грузом невыносимых переживаний. Оно потеряло свой блеск, потеряло свое истинное лицо. В наших силах сделать так, чтобы солнышко вновь засверкало.
- Как вы думаете, что для этого надо сделать?
- Заменить эти негативные эмоции на прямо противоположные. И самое главное, что нас спасет - это ЛЮБОВЬ.
Что такое любовь?
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
ОПИСАТЬ НЕВОЗМОЖНО.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
ЭТО ПРОСТО И СЛОЖНО.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ.
ЧТОБЫ ЭТО ПОНЯТЬ,
НУЖНО ПРОСТО ЛЮБИТЬ.
3. - У меня в руках кукла «Ребенок». Давайте будем передавать друг другу. У кого в руках окажется кукла, пусть выскажет свое мнение: «Что значит для вас ребенок»
- Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией. И взрослые должны его поддерживать, развивать способности, помогать во всем. Но зачастую мы заставляем детей заниматься тем, что им не свойственно, ломаем ребенка, он теряется и ему уже трудно реализовываться.
- Давайте проведем эксперимент.
Игра «Связанный ребенок»
Что мы запрещаем ребенку?
Мы говорим ребенку:
Не бегай, не прыгай, не упади… Мы связываем ему ноги
Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки
Не слушай, это не для твоих ушей… Завязываем ему уши
Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот
Не смотри этот фильм … Завяжем ему глаза
Перестань реветь… Перевязываем ему живот
Рефлексия: Что вы сейчас чувствуете?
- После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
- В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
- Что развязать следующим? ( по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)
Вывод: Все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?
То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих
(например, не бегай с ножом)
То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол)
То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма)…
И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.
4. Да, мир взрослых и мир детей различны. Я хочу напомнить Вам цитату из сказки «Маленький принц»: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
Игра «взрослые» и «дети»
Давайте сейчас узнаем, как дети воспринимают мир взрослых и как мы воспринимаем их детский мир. Назовите ваши ассоциации на слова «взрослые» и «дети»
Перед собранием я попросила детей выполнить такое же задание. Ассоциации к слову «дети»: игрушки, смех, школа, шалости, т.е. здесь ваши ответы почти совпадают. А с чем ассоциируются у ребят слово «взрослые» (смотрят на слайд)
На слайде: взрослые ругаются, работают, заботятся, кричат, запрещают, не пускают на кухню, воспитывают.
Вы скажете, что дети излишне эмоциональны. Но мне кажется, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Давайте поговорим об эмоциях человека. Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка. Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия.
Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают его таким, какой он есть. Отрицательные – при неудовлетворении потребностей (взросления, свободы и т.п.)
Мини – анкета «Общение детей и родителей в лицах»
Первое, что видит ребенок при встречи с вами – выражение вашего лица. Всегда ли вы контролируете мимику? Предлагаю вам внимательно посмотреть на рисунок и ответить на вопрос.
Какие эмоции они выражают?
- Как вы считаете, какие эмоции должны преобладать в общение с ребенком?
А теперь давайте посмотрим, какими словами обычно мы начинаем общение с ребенком. Из предложенного списка выберите слова, которые вы чаще всего используете при разговоре с ребенком.
- я тысячу раз говорила тебе… - ты у меня самый умный, красивый…
- сколько раз надо повторять… - как хорошо, что у меня есть ты…
- неужели трудно запомнить… - ты у меня молодец…
- о чем ты только думаешь… - я тебя очень люблю…
-ты становишься … - спасибо тебе…
-ты такой же, как… - без тебя я бы не справился…
-отстань, некогда мне…
-почему Лена такая, а ты – нет…
Посмотрите пожалуйста на слайд и выберите список выражений, которые рекомендуют психологи употреблять чаще и вовсе не употреблять:
Психологи рекомендуют не употреблять выражения:
- я тысячу раз говорила тебе…
- сколько раз надо повторять…
- неужели трудно запомнить…
- о чем ты только думаешь…
- ты становишься…
- ты такой же, как…
- отстань, некогда мне…
- почему Лена такая, а ты –нет…
Употреблять чаще:
- ты у меня самый умный, красивый…
- как хорошо, что у меня есть ты…
- ты у меня молодец…
- я тебя очень люблю…
- спасибо тебе…
- без тебя я бы не справился…
5. Сейчас я расскажу вам ещё одну притчу.
«Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
- Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?
- Сегодня мы попробуем определить, что влияет на семейное тепло и что может помочь семье, чтобы очаг её был ярким, ровным, теплым, манил к себе…
6. Практическое задание «Счастливый дом»
А сейчас я предлагаю вам построить «счастливый дом». Пусть ваша команда сейчас превратится в строительную бригаду. Предлагаю набор кирпичей. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. Подумайте, какие кирпичи выберите для строительства своего чудесного дома. Крыша тоже должна иметь свое название. Итак, принимайтесь за выполнение своего задания.
Кирпичики “счастливой семьи” – совесть, любовь, мудрость, сострадание, нежность, милосердие, труд, лад, праздник, пример.
7. Подведение итогов.
В начале собрания я попросила вас взять семечко. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко мне напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения. И в наших с вами руках – вырастет из этого семечка прекрасный цветок, или колючий одинокий кактус. И как с этим семечком, которое кто-то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто–то положил в карман и забыл, а кто-то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ.
Мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, - лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются так же с другими людьми, чтобы попытаться остальных сделать любящими, счастливыми. Да, всё начинается с семьи, дома. Хвалите чаще детей, вселяйте в них уверенность, и тогда дети вам будут доверять. И тогда в вашей семье воцарится мир и доброта.
8. Рефлексия
9. Памятки «От всего сердца»
- Мы сегодня говорили о том, что влияет на тепло вашего семейного очага, попробовали создать модель счастливого дома. Все ваши семьи разные, но для любой семьи законы счастья одинаковы. На память о нашей встрече мы дарим вам эти памятки. Пусть они помогут вам в жизни.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фиденко Наталья Александровна
→ natalyafidenko 03.12.2018 0 5410 706 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы