Конспект + презентация по теме: "Можем ли мы услышать живопись" для 5 класса


Возьмите в руки краски.

Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной





2. Откройте ваши души 3. "Творите и мечтайте" —

И распахните чувства — Инструкция на диво,

Мы прикоснёмся вместе Но строго соблюдайте

К священному искусству. Масштаб и перспективу.

Случайно разольётся Порывы вдохновенья,

На парту акварель, Минуты торжества,

И в ком-то вдруг проснётся Поверьте, не заменят

Великий Рафаэль. В искусстве мастерства.

Припев. Припев.

Можем ли мы услышать живопись?


Цель урока: дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины

Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»

Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); муз. и сл. Т.А. Мухаметшиной «Возьмите в руки краски» (исполнение).


Ход урока


Оргмомент. Приветствие учителя.


I. Введение в тему урока.


Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина - “Песня о картинах”.

Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы

- О чём эта песня? (О пейзаже, о натюрморте, о портрете)

- К какому виду искусства относятся эти понятия? (Изобразительному, живописи).

- Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?”.

Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Внимательно вчитываясь в строки Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» и слушая нежные, очень несмелые сначала звуки «Вальса» С.С. Прокофьева, мы живо представляем себе первый бал Наташи Ростовой и ее саму, охваченную самыми противоречивыми чувствами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.

Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.

Давайте сейчас проверим.


II. Работа по теме урока.

  1. Беседа-сравнение картин и стихотворений.

  1. Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.

(«Февральская лазурь» - яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).

(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).

  1. Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?

  2. Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?



ЗИМНЕЕ УТРО

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С. Пушкин


ЗИМНЯЯ ДОРОГА

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

А.С. Пушкин



  1. Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?

  2. В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?


  1. Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.

Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.

  1. Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?

  2. Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?

  3. Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?

  4. Что могут передать интонации аккомпанемента?

  5. Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»

  6. Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?

  7. Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?

  8. Что характерно для творчества этого композитора? (Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).


III. Итог урока.

Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.


Исполнение песни «Возьмите в руки краски». ( Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной)









Использованная литература:


  1. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.

  2. Л.В. Назарова «В мире звуков, слов и красок». Рабочая тетрадь по музыке для 5 класса. Издательский центр «Добродея» ГП «Саратовтелефильм».


Слайд 1
Левагина Е.В. МОУ-ООШ № 7 г. Петровск Саратовская область Учитель музыки
Слайд 2
Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется пейзаж.
Слайд 3
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт.
Слайд 4
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется портрет.
Слайд 5
Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.
Слайд 6
Игорь Эммануилович Грабарь. Февральская лазурь
Слайд 7
Алексей Степанович Степанов Цугом
Слайд 8
ЗИМНЕЕ УТРО Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, ЗИМНЯЯ ДОРОГА И ель сквозь иней зеленеет, По дороге зимней, скучной И речка подо льдом блестит. Тройка борзая бежит, А.С. Пушкин Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… А.С. Пушкин
Слайд 9
Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)? В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?
Слайд 10
Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943)
Слайд 11
Прелюдия Соль-диез минор
Слайд 12
Прелюдия Соль мажор
Слайд 13
Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна? Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор? Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями? Что могут передать интонации аккомпанемента? Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии сольдиез минор» Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
Слайд 14
Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.
Слайд 15
Возьмите в руки краски Возьмите в руки краски, Откройте ваши души И распахните чувства – Мы прикоснемся вместе К священному искусст Случайно разольется На парту акварель, И в ком-то вдруг проснется Великий Рафаэль. Возьмите в руки кисти, Пусть запоют на ветках Серебряные листья. Пусть засверкает в небе Симфония огней. Раскрасим быль и небыль Фантазией своей. Припев: Нас заворожил Мир цветов и линий, Под рукой ожил – Красный, желтый, синий. «Творите и мечтайте» Инструкция на диво, Но строго соблюдайте Масштаб и перспективу. Порывы вдохновенья, Минуты торжества, Поверьте, не заменят В искусстве мастерства.
Слайд 16
Составить синквейн к прелюдиям С.Рахманинова
Слайд 17
Источники материалов 1. images.yandex.ru › зимний пейзаж http://goldarms.ru/painting4.htm 2. Виктор Цыганов - Русские сказочные пейзажи. http://www.photoshop-net.tk/2011/02/blog-post_15.html 3. Картина "Натюрморт со сливами и айвой". http://artnow.ru/ru/userinfo/0/9820/comments/15.html 4. Годустова С., Натюрморт с фруктами, 50х40, холст, масло. http://www.folomade.ru/taxonomy/term/604/0 5. http://www.xrest.ru/original/244340/ 6. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873. http://art.liim.ru/galleries_hr/hr09m/hr09m-03-23.html 7. igor-grabar.ru › files/grabar25.php 8. Степанов Цугом.jpeg. http://ol-ga-best.mylivepage.ru/image/2370/23523
Слайд 18
Источники материалов 9. http://www.audiopoisk.com/track/srahmaninov/mp3/ preludia-sol_-diez-minor 10. http://musiclist.org.ua/song/511745.html 11. Рахманинов С. Прелюдии для фортепиано. http://www.russianclip.com/browse.da? sectionId=300&categoryId=3013&author=Рахманинов С. 12.Рахманинов С.В., 'Тринадцать прелюдий. http://books.vsenashel.ru/frontend.nsf/navIndex? OpenNavigator&stage=offer&offId=529694&progId=132 13. Сергей Васильевич Рахманинов. http://www.manwb.ru/articles/arte/music/vinogradova 14. aboutschool.ucoz.ru › load/13-1-0-736

Полный текст материала Конспект + презентация по теме: "Можем ли мы услышать живопись" для 5 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левагина Елена Васильевна  Левагина
23.05.2011 9 20522 2785

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК