Методическая записка
Цикл занятий «Приобщение детей к истокам
народной культуры средствами ИЗО и
ДПИ», частью которого является предлагаемое
занятие, способствует развитию интереса
детей к русской национальной культуре,
бережному отношению к народным традициям,
позволяет восстановить связь времен.
Групповая форма работы, используемая
педагогом на занятиях, способствует
развитию коммуникативных навыков,
совершенствованию уровня накопленных
практических умений, развитию
толерантности, делает образовательный
процесс более динамичным, эффективным,
творческим.
План – конспект занятия
Тема: «Нет живописней русского
наряда…»
Цели:
Знать основные элементы женского
русского костюма представительниц
разных сословий (дворянка, боярыня,
царица).
Уметь создавать эскиз русского народного
костюма, используя текстовое описание.
Уметь использовать технику аппликация
при изготовлении костюмов представительниц
разных сословий.
Оборудование: мультимедийная установка,
фрагменты мультфильма «Царевна-Лягушка»,
цветная бумага, кусочки ткани, бисер и
пр. клей, картон,
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята! Рада вас
приветствовать в нашей творческой
мастерской.
На предыдущих занятиях мы знакомились
с вами с культурой, бытом, обычаями
русского народа.
Сегодня вы познакомитесь с основными
чертами одежды русской красавицы
XVIII-XIX вв.
Женщине на Руси всегда отводилось
особое место. «Павой» называли славянских
женщин за плавную походку, царственную
стать.
Это свойство русской женщины подчеркивала
одежда, свободно ниспадающая до земли.
В такой одежде женщина «плыла», ступала,
а не шла.
Красоту, стать, гордую осанку, белую с
ярким румянцем кожу, длинные белокурые
волосы русской красавицы воспевались
в русских народных сказках, песнях,
былинах, а позднее и в картинах русских
художников. Образы Алёнушки, Царевны-Лебедь,
Царевны-Лягушки, Снегурочки вдохновляли
великих художников XIX
века на создание знаменитых полотен.
Сейчас вы посмотрите фрагмент из
мультфильма, созданного по русской
народной сказке. Думаю, вы все прекрасно
знаете эту сказку и догадаетесь, как
она называется.
Ответ: русская народная сказка
«Царевна-лягушка».
Педагог: 3 сына было у царя и 3 невестки.
Назовите, из каких сословий были девушки,
которых выбрали себе в жены царевичи?
Ответ: купеческая дочь, боярская дочь,
царевна-лягушка.
Педагог: Заметили ли вы, как одеты были
девушки на пиру у царя? Отличились ли
их наряды.
Ответ: мало отличий в наряде купчихи и
боярыни.
Педагог: Открою вам секрет: художник
мультипликатор, который создавал этот
мультфильм, допустил ряд неточностей,
рисуя костюмы девушек, а каких, вы мне
расскажите в конце занятия.
С первого взгляда наряд русских красавиц
был простым: сарафан, рубаха с расшитыми
рукавами и головной убор.
Однако при внимательном рассмотрении
раскрываются многие тайны: особенности
его исполнения для девушек разных
сословий. Поражает сказочная красота
нарядов, особенно праздничного варианта,
который чаще всего изображается в
книжных иллюстрациях и демонстрируется
в музеях.
Благодаря страницам древних летописей
мы можем заглянуть в давние, давние
времена и познакомиться с основными
чертами одежды.
Как же одевались девушки на Руси
XVIII-XIX века?
Для того чтобы наша работа была интересней
и плодотворней мы разобьемся на
«тематические» группы, каждая группа
будет изучать описание костюма
определенного сословия.
Группа «желтых»: эскиз основных элементов
костюма купеческой дочери;
Группа «зеленых»: эскиз основных
элементов костюма боярской дочери;
Группа «красных»: эскиз основных
элементов костюма царской дочери.
Затем вы вернётесь в команду и расскажете
о том, что узнали своим партнёрам по
команде.
Работа в группах.
Время вышло, возвращаемся в свои
команды (в каждой группе должны оказаться
участники с жетонами желтого, зеленого,
красного цвета, владеющие информацией,
которую изучили в «тематических»
группах).
Пусть каждый из участников группы
поделится с остальными тем, что он узнал,
работая в «тематической» группе. Будьте
внимательны, т.к. после обсуждения вам
предстоит выполнить творческое задание.
Прежде чем вы приступите к работе,
давайте вспомним - какие материалы
можно использовать при изготовлении
аппликации.
Ответ: бумага белая, цветная, фольга,
калька, карандаши и фломастеры..
Молодцы, а теперь я предлагаю вам
попробовать себя в роли театрального
художника по костюмам и создать эскизы
русских народных костюмов к сказке
«Царевна-лягушка».
Задание: используя полученные знания,
при помощи предложенных материалов,
выполните эскиз женского костюма в
технике «аппликация» и презентуйте
его.
Практическая работа.
Оборудование: на столах бумага белая
формата А3, бумага цветная, ножницы,
клей, простой карандаш, фломастеры,
акварель, калька.
Рефлексия.
Проходит презентация эскизов. Каждая
группа представляет свой эскиз;
рассказывает, какие элементы исторического
костюма были использованы. Дети других
групп оценивают презентацию по критериям:
соответствие костюма сословию, красочность
исполнения, умение «презентовать».
Педагог: Дорогие ребята, возвращаясь к
началу нашего занятия, можете ли теперь
вы сказать – какие неточности допустил
художник – мультипликатор?
Рекомендуемая и используемая литература:
Каминская М.Н. История костюма. М.: Легкая
индустрия, 1977
Васильченко Л.П. Быт славян Томск:
Красное знамя, 2001.
Я познаю мир. Детск. Энциклопедия:
Культура/ Авт. – сост. Н.В. Чудакова. М.:
АСТ, 1996
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования
детей
«Дом детского творчества» ЛАО г. Омска
Методическая
разработка занятия по изобразительному
искусству
с
использованием технологии взаимообучения
для
детей младшего школьного возраста
Тема: ««Нет
живописней русского наряда…»»
Омск - 2009