Метод.разработка занятия по ИЗО для детей мл. шк. возр.с исп.технологии взаимообучения. Автор Пушкарёва И.А


Методическая записка

Цикл занятий «Приобщение детей к истокам народной культуры средствами ИЗО и ДПИ», частью которого является предлагаемое занятие, способствует развитию интереса детей к русской национальной культуре, бережному отношению к народным традициям, позволяет восстановить связь времен.

Групповая форма работы, используемая педагогом на занятиях, способствует развитию коммуникативных навыков, совершенствованию уровня накопленных практических умений, развитию толерантности, делает образовательный процесс более динамичным, эффективным, творческим.

План – конспект занятия

Тема: «Нет живописней русского наряда…»

Цели:

  • Знать основные элементы женского русского костюма представительниц разных сословий (дворянка, боярыня, царица).

  • Уметь создавать эскиз русского народного костюма, используя текстовое описание.

  • Уметь использовать технику аппликация при изготовлении костюмов представительниц разных сословий.

Оборудование: мультимедийная установка, фрагменты мультфильма «Царевна-Лягушка», цветная бумага, кусочки ткани, бисер и пр. клей, картон,

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать в нашей творческой мастерской.

На предыдущих занятиях мы знакомились с вами с культурой, бытом, обычаями русского народа.

Сегодня вы познакомитесь с основными чертами одежды русской красавицы XVIII-XIX вв.

Женщине на Руси всегда отводилось особое место. «Павой» называли славянских женщин за плавную походку, царственную стать.

Это свойство русской женщины подчеркивала одежда, свободно ниспадающая до земли.

В такой одежде женщина «плыла», ступала, а не шла.

Красоту, стать, гордую осанку, белую с ярким румянцем кожу, длинные белокурые волосы русской красавицы воспевались в русских народных сказках, песнях, былинах, а позднее и в картинах русских художников. Образы Алёнушки, Царевны-Лебедь, Царевны-Лягушки, Снегурочки вдохновляли великих художников XIX века на создание знаменитых полотен.

Сейчас вы посмотрите фрагмент из мультфильма, созданного по русской народной сказке. Думаю, вы все прекрасно знаете эту сказку и догадаетесь, как она называется.

Ответ: русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Педагог: 3 сына было у царя и 3 невестки. Назовите, из каких сословий были девушки, которых выбрали себе в жены царевичи?

Ответ: купеческая дочь, боярская дочь, царевна-лягушка.

Педагог: Заметили ли вы, как одеты были девушки на пиру у царя? Отличились ли их наряды.

Ответ: мало отличий в наряде купчихи и боярыни.

Педагог: Открою вам секрет: художник мультипликатор, который создавал этот мультфильм, допустил ряд неточностей, рисуя костюмы девушек, а каких, вы мне расскажите в конце занятия.

С первого взгляда наряд русских красавиц был простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами и головной убор.

Однако при внимательном рассмотрении раскрываются многие тайны: особенности его исполнения для девушек разных сословий. Поражает сказочная красота нарядов, особенно праздничного варианта, который чаще всего изображается в книжных иллюстрациях и демонстрируется в музеях.

Благодаря страницам древних летописей мы можем заглянуть в давние, давние времена и познакомиться с основными чертами одежды.

Как же одевались девушки на Руси XVIII-XIX века?

Для того чтобы наша работа была интересней и плодотворней мы разобьемся на «тематические» группы, каждая группа будет изучать описание костюма определенного сословия.

Группа «желтых»: эскиз основных элементов костюма купеческой дочери;

Группа «зеленых»: эскиз основных элементов костюма боярской дочери;

Группа «красных»: эскиз основных элементов костюма царской дочери.

Затем вы вернётесь в команду и расскажете о том, что узнали своим партнёрам по команде.

Работа в группах.

Время вышло, возвращаемся в свои команды (в каждой группе должны оказаться участники с жетонами желтого, зеленого, красного цвета, владеющие информацией, которую изучили в «тематических» группах).

Пусть каждый из участников группы поделится с остальными тем, что он узнал, работая в «тематической» группе. Будьте внимательны, т.к. после обсуждения вам предстоит выполнить творческое задание.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним - какие материалы можно использовать при изготовлении аппликации.

Ответ: бумага белая, цветная, фольга, калька, карандаши и фломастеры..

Молодцы, а теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли театрального художника по костюмам и создать эскизы русских народных костюмов к сказке «Царевна-лягушка».

Задание: используя полученные знания, при помощи предложенных материалов, выполните эскиз женского костюма в технике «аппликация» и презентуйте его.

Практическая работа.

Оборудование: на столах бумага белая формата А3, бумага цветная, ножницы, клей, простой карандаш, фломастеры, акварель, калька.

Рефлексия.

Проходит презентация эскизов. Каждая группа представляет свой эскиз; рассказывает, какие элементы исторического костюма были использованы. Дети других групп оценивают презентацию по критериям: соответствие костюма сословию, красочность исполнения, умение «презентовать».

Педагог: Дорогие ребята, возвращаясь к началу нашего занятия, можете ли теперь вы сказать – какие неточности допустил художник – мультипликатор?


Рекомендуемая и используемая литература:

  • Каминская М.Н. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1977

  • Васильченко Л.П. Быт славян Томск: Красное знамя, 2001.

  • Я познаю мир. Детск. Энциклопедия: Культура/ Авт. – сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ, 1996








Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» ЛАО г. Омска










Методическая разработка занятия по изобразительному искусству

с использованием технологии взаимообучения

для детей младшего школьного возраста

Тема: ««Нет живописней русского наряда…»»













Омск - 2009

Оценочная таблица


Критерии

Количество баллов

Группа 1

Группа 2

соответствие костюма сословию



красочность исполнения



умение «презентовать»




М аксимальное количество баллов – 3 за каждый критерий



Оценочная таблица


Критерии

Количество баллов

Группа 2

Группа 3

соответствие костюма сословию



красочность исполнения



умение «презентовать»




М аксимальное количество баллов – 3 за каждый критерий



Оценочная таблица


Критерии

Количество баллов

Группа 1

Группа 3

соответствие костюма сословию



красочность исполнения



умение «презентовать»





М аксимальное количество баллов – 3 за каждый критерий


К упеческая дочь.

О сновные элементы костюма:


рубаха: из белого полотна, длинная; с длинными, собранными в низках рукавами и разрезом из горловины, застегивающимся на пуговицу. По горловине, разрезу, низкам рукавов рубаха украшена вышивкой или полоской отделочной ткани.


- сарафан: из холста, мелкоузорчатого ситца. На тонких бретелях. По центру переда сарафана – вертикальная полоса с позументами или рядами медных, оловянных пуговиц. Одевали поверх рубахи.

- душегрея: короткая верхняя распашная одежда с прилегающим лифом и сильно собранной баской. Шили из дорогих узорчатых тканей, обшивали по краю декоративной каймой.


- связка: девичий головной убор. Широкая повязка, которая суживалась на затылке и связывалась широкими лентами, спадавшими на спину. Украшали золотой вышивкой, жемчугами.


- чёботы: полусапожки с остроконечными кверху носами.







М олодая женщина в русском костюме

Маковский











































Б оярская дочь.

Основные элементы костюма:

- рубаха: из 2-х составных частей: холщевого стана и пришитой к нему верхней части из более тонкой ткани. Рукава пышные, суженные к низу.



- шелковый сарафан на тонких бретелях, украшенный золотым шитьем, тесьмой, кружевом, стеклянными пуговицами.



- бархатный быстряк: на широких, расшитых золотом лямках, украшен шелковой тесьмой, позументом, бахромой.




- венец (на голове): обруч с высокой зубчатой передней частью, с височными кольцами и налобным металлическим украшением. Украшен вышивкой, золотом, жемчугом.



- башмаки на ногах: сафьяновые; цветные голенища, украшенные вышивкой и жемчугом.



Б оярыня

Маковский





























Ц аревна.

Основные элементы костюма:

- рубаха: нижняя одежда из шелковой ткани, собранная на горловине, с узкими рукавами.



- летник: верхняя накладная одежда, расширенная книзу до 4-х метров за счет боковых клиньев треугольной формы из атласа и бархата, расшитых золотом и жемчугами. Такие же клинья приливали к вороту и спускали на грудь. Рукава широкие, колоколообразные, сшитые до локтя, свободно свисающие до пола остроугольными полотнищами.


- кокошник: самый нарядный головной убор, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани.


- на ногах: кожаные сафьяновые, бархатные или атласные сапоги на высоком каблуке, богато украшенные вышивкой и жемчугом.


- Костюм украшали серьги, ожерелья, перстни, браслеты, булавки.





















Технологическая карта.

Образцовая изостудия «Палитра», руководитель – Пушкарёва Ирина Александровна.

Технология взаимообучения для учащихся младшего и среднего школьного возраста (1 год обучения)

Тема: «Нет живописней русского наряда…»

Цели:

  • Знать основные элементы женского русского костюма представительниц разных сословий (дворянка, боярыня, царица).

  • Уметь создавать эскиз русского народного костюма, используя текстовое описание.

  • Уметь использовать технику «аппликация» при изготовлении костюмов представительниц разных сословий.

Этапы занятия

Цель этапа

Время

Время

Средства

Форма

Методы

Измерители

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вызов

Информировать воспитанников о целях и задачах занятия.

Актуализировать знания обучающихся по теме

8 мин

Сообщает тему занятия и цели.

Принимает тему и цели занятия

проектор

фронтальная

Рассказ педагога, демонстрация видео фрагментов.


Осмысление 1

Знать основные элементы русского костюма представительниц разных сословий (купеческое, боярское и царское)

10 мин

Организует работу экспертных групп.

Раздаёт карточки с заданиями группам.



Работают в тематических группах с карточками, изучают свою часть материала, обсуждают материал, помогают друг другу.

Кратко конспектируют материал.

Возвращаются в первоначальные группы, обучают членов группы

Карточки с материалом для работы экспертных групп. (приложение №1)

Листы бумаги, маркеры.

групповая

«зиг-заг»


Осмысление 2

Уметь составлять русский женский костюм представителей разных сословий в технике аппликация

20 мин

Дает карточки с заданиями составить костюм девушки определенного сословия.

Предлагает вспомнить какие материалы можно использовать при изготовлении аппликации.

Обсуждают, разрабатывают эскизы костюмов, распределяют задания между собой. Выполняют групповую творческую работу. Готовят презентацию работы.

Карточки с заданиями для творческих групп.

Бумага белая формата А3, бумага цветная, ножницы, клей, простой карандаш, фломастеры, акварель

Фронтальная


Групповая


Беседа


Самоконтроль


Соответствие критериям

Рефлексия

Систематизировать знания по теме.

Оценить результаты работы.

7 мин

Организует презентацию творческих работ.

Подводит итог занятия

Презентуют результаты групповой работы

Оценка работ


Фронтальная

Презентация

Оценивание (с/оценка и оценка других)

Соответствие критериям

Критерии оценки работы.

  • красочность исполнения

  • соответствие костюма сословию

  • умение «презентовать»

Слайд 1
Тема:«Нет живописней русского наряда…» Цели: •Знать основные элементы женского русского костюма представительниц разных сословий (дворянка, боярыня, царица). •Уметь создавать эскиз русского народного костюма, используя текстовое описание. •Уметь использовать технику аппликация при изготовлении костюмов представительниц разных сословий.
Слайд 2
Царевна-лебедь Врубель М.
Слайд 3
Иван царевич на Сером волке Васнецов В.
Слайд 4
Женский портрет Суриков В.И.
Слайд 5
Три царевны подземного царства Васнецов В.
Слайд 6
У околицы. Маковский К.Е.
Слайд 7
Алёнушка Васнецов В.
Слайд 8
Спящая царевна Васнецов В.
Слайд 9
«Нет живописней русского наряда…» Царевна - Лягушка Васнецов В.
Слайд 10
«Нет живописней русского наряда…»

Полный текст материала Метод.разработка занятия по ИЗО для детей мл. шк. возр.с исп.технологии взаимообучения. Автор Пушкарёва И.А смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пушкарёва Ирина Александровна  esmirnova75
14.05.2009 2 12531 1804

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК