Декоративная роспись.Хохлома
Коренюгина Ольга Геннадьевна
Учитель
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11
Урок по изобразительному искусству в 3 классе по программе Б.М.Неменского
Тема: «Декоративная роспись в технике промысла Хохлома».
Цель: - познакомиться с произведениями народного искусства.
Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с
природой.
- формировать умения и навыки простейших приемов рисования хохломской травки.
- воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.
Материалы:
Для учителя: изделия хохломы, показ слайдов, методическая таблица.
Для учащихся: шаблоны, краски.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Проверка правильности расположения принадлежностей на столе.
2.Тема урока:
- Какие народные промыслы вы знаете?
- Сегодня познакомимся поближе с творчеством народных мастеров хохломской росписи.
Слайды: № 1 - Простые по форме
И радуют взор,
№ 2 - Богат и наряден
Чудесный узор,
№ 3 - По золоту фона
Затейливой змейкой,
№ 4 - Орнамент здесь вьётся
Попробуй, сумей-ка.
№ 5 - А где-то Кудрины по чистому полю
Мерцают, как звезды
В небесном раздолье.
№ 6 - Ещё характерен для всей Хохломы
№7 - Чудесный рисунок волшебной травы.
3.Выставка деревянных изделий. Хохлома.
- Вы видите изделия, расписанные ярким нарядным узором. Такие узоры называются Хохломская роспись. Это русское народное искусство.
- Какое настроение возникает при рассматривании хохломских изделий?
- Радостное, веселое.- Этого и хотели добиться художники.
Выступают дети (2 чтеца):
Хохломская роспись – Что за чародеи
Алых ягод россыпь, Хохлому одели
Отголоски лета В этот несказанный
В зелени травы. Праздничный наряд?
4.Историческая справка.
Слайд № 8
Эти чародеи живут в селе Хохлома.
Сюда свозились на продажу, выточенные на токарном станке деревянные изделия удобные для хранения в них муки, соли, крупы, Изготовляли деревянную посуду, а затем украшали ее росписью крестьянские мастера из деревень, расположенных вблизи Хохломы. Среди переселенцев было немало иконописцев и мастеров рукописной миниатюры. Они принесли в Заволжье тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма, рисунки богатого растительного орнамента. Не смотря на золотой отлив, золото никогда не применялось в росписях Хохломской посуды. Эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов.
Объяснение нового материала
А сейчас посмотрим, как из простого дерева появляется красивое изделие.
Слайд №9
- В чем же состоял секрет получения золотой посуды на дереве? На первом этапе из липы или березы вырезается ножом так называемое «бельё» (заготовка).
Слайд №10
- готовые изделия просушивают, покрывают жидким слоем глины. Белоснежные до этого изделия становятся похожими на глиняные. Заготовку смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
Слайд № 11- Следующий этап – форму покрывают порошком алюминия она становится гладкой блестящей и похожа на металлическую.
Слайд № 12
-а теперь приступают к росписи. Используют масляные краски, чаще красную и черную. Расписываются кисточками, сделанными из хвоста белки. После росписи изделия покрывают лаком и подвергают закалке в электропечах. Под влиянием высокой температуры пленка лака желтеет, а просвечивающий слой алюминиевого порошка отливает золотым блеском. Вынутые из печи «золотые» изделия удивительно красивы и по выражению хохломских мастеров, не боятся «ни жару, ни стужу».
5. Роспись заготовки.
У вас на партах есть заготовки (держу в руках), альбомные листы, подписанные и с рамкой и ваши альбомы. Сейчас вы попробуете превратиться в мастеров Хохломской росписи. Возьмите заготовки, обведите их на альбомный лист. Затем тонируем заготовки желтым цветом. (дети работают).
Отложите в сторону - пусть просохнут. Теперь откройте альбомы
- Каким цветом будем расписывать?
- Какие 3 цвета используются в хохломской росписи? (беру в руки предмет)
(Красный, желтый, черный).
- каким орнаментом расписывают посуду.
-травка
- Да, конечно травяной орнамент.
Показать на плакат.
Вот здесь вы видите все элементы. Мы с вами возьмем только травяной. Для правильного выполнения травного мазка следует поставить кисть почти вертикально и вести ее к себе, немного вращая в ту сторону, куда должна изгибаться травка. Выполняя роспись, мастер иногда опирается на мизинец, легко притрагиваясь к поверхности изделия.
Педагогический рисунок на доске (см. приложение). Художники весь узор выполняют кистью, держат ее свободно, всеми пальцами, поворачивая её.
Травка – это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше, кустиком. Иногда на веточке изображены листочки и ягодки. А теперь отработаем этот элемент в альбоме.
Попробуйте нарисовать травку, ягодку….
Напоминаю о порядке на парте.
Заготовка просохла. Рисуем травку кистью, чередуя, произвольно красный и черный цвет.
-Те, кто закончил можно внести элементы творчества:
-нарисовать дополнительно к травке листочки, ягодки;
-раскрасить ободочки вверху и внизу изделия;
-можно на свободном месте нарисовать (сразу кистью) еще какой-нибудь
элемент росписи.
6.Индивидуальная работа (учитель помогает отдельным учащимся.)
7.Организация выставки. Итог урока.
Работы учащихся оцениваются.
По мере того как учащиеся заканчивают работу, оформляется выставка. Когда работы почти все выставлены, в класс входит гость (Петрушка). Петрушка удивляется тому, что видит. Говорит о том, зачем все это надо.
Учитель: Петрушка! Ведь очень интересно сделать все самому. Тем более ребята сегодня – мастера Хохломской росписи.
Петрушка: Да, я тоже так смогу! У меня даже любимые цвета есть: оранжевый, фиолетовый.
Учитель: Ребята, Петрушка сможет этими цветами выполнить хохломскую роспись?
Учащиеся: Что ты Петрушка! Хохлома использует только красный, желтый, черный. И рисунок особенный. Травка и ягодки.
Обобщение:
Учитель: Ты лучше посмотри, какие рисунки у нас на выставке! Что тебе особенно понравилось и почему?
Анализ работ:
Оценка Петрушки:
Аккуратность.
Яркие цвета.
Очень красивые листья, цветы.
Ягодки.
Завитки
Учитель: Всем мастерам, исполнявшим работу, спасибо. А ты, Петрушка, приходи к нам на урок и увидишь и узнаешь много интересного.
Список использованной информации
1. С.К.Жегалова. русская народная живопись. Москва. «Просвещение» 1984г.
2. М.А.Порохневская. Изобразительное искусство. 5 класс. Волгоград 2003г. 3. Изобразительное искусство 5-7классы. «Учитель» Волгоград. 2009г
http://knifeclub.com.ua/forum/viewtopic.php?f=2&t=12020&start=325 Хохлома http://books.tr200.ru/v.php?p=8379&t=12&id=374862 Декоративная роспись по дереву (Шедевры народного искусства России
http://bus.dp.ua/u3.html Экскурсия в музей Петриковской росписи
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коренюгина Ольга Геннадьевна
→ андол 17.02.2012 0 5031 1320 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.