Интегрированный урок литература + ИЗО "Изображение деревни в одноименном стихотворении А.С.Пушкина и в живописи А.Г. Венецианова"; 9 класс
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(ЛИТЕРАТУРА - ИЗО) 9 КЛАСС
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕРЕВНИ
В ОДНОИМЁННОМ СТИХОТВОРЕНИИ А.С. ПУШКИНА И В ЖИВОПИСИ А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА
Танавская Людмила Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Смоленская область
Дорогобужский район
МБОУ Верхнеднепровская СОШ№3
2012 год
Тема урока: Изображение деревни в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня» и в живописи А.Г. Венецианова.
Цель: проследить, какой видели деревню Пушкин и Венецианов, будучи современниками и свидетелями одних и тех же общественных и политических событий.
Оборудование:
стихотворение А.С. Пушкина «Деревня»;
репродукции с картин А.Г. Венецианова
«На жатве. Лето»
«Спящий пастушок»
«Крестьянка с васильками»
«Крестьянские дети в поле»
Вс. Рождественский «Читая Пушкина», Л., Детская литература, 1962г.
Г.К. Леонтьева «Венецианов», Л., Художник РСФСР, 1980г.
Оформление классной доски.
А.С. Пушкин (1799 – 1837)
А.Г. Венецианов (1780 – 1847)
Эти лица, это небо, эти вещи –
всё это русское, всё не вымышленное,
всё взято из самой природы.
П. Свиньин.
План урока.
1. Чтение и анализ стихотворения Пушкина «Деревня» (1819г.).
2. Художественные особенности живописи А.Г. Венецианова.
3. «В крестьянском быту следует искать русскому художнику национальные элементы своего творчества». (Н.Романов).
Ход урока.
Чтение и анализ стихотворения ведётся по плану:
1. История создания стихотворения «Деревня» (сообщение подготовленного учащегося).
2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? Назовите границу частей.
3. Каков принцип лежит в основе композиции стихотворения?
4. Какой представляется деревня поэту в первой части стихотворения? Согласны ли вы с мнением поэта?
5. Можно ли было закончить стихотворение этой частью? Зачем понадобилась вторая часть?
6. Как изменился тон авторской речи?
7. Как относится поэт к себе? Каким вы видите его в начале и в конце стихотворения?
8. Основная мысль стихотворения, идея.
9. Какими средствами поэтической речи поэт добивается осуществления своего замысла?
(анализ стихотворения «Деревня» можно найти в книге «Читая Пушкина» Вс. Рождественского, Л., Детская литература, 1962г.)
Переходом к живописи А.Г. Венецианова служат слова критика Н. Романова: «Изображать с такой любовью народные типы, смягчая их простую грубость оттенком мягкости, живописного изящества мог только тот, кто, признавая в крепостном человека, чувствовал, что именно в крестьянском быту следует искать русскому художнику национальных элементов его творчества».
Учитель ИЗО:
- А.Г. Венецианов был первым в России художником, который создал, целую галерею крестьянских образов. Он воспел их красоту, силу, достоинство, нерушимую связь крестьянина с родной землёй. Венецианов был единственным художником, который воочию показал русскому обществу тех, за кого 14 декабря 1825 года были готовы отдать жизни лучшие люди России. (материал по биографии и и творчеству А.Г. Венецианова можно найти в альбоме, посвящённом 200-летию со дня рождения художника: Г.К. Леонтьева «Венецианов», Л., Художник РСФСР, 1980г.)
Проводится анализ репродукций с картин:
«На пашне. Весна»
«На жатве. Лето»
«Спящий пастушок»
«Крестьянка с васильками»
«Крестьянские дети в поле»
Учащиеся приходят к выводу, что большинство картин А.Г. Венецианова иллюстрируют первую часть стихотворения «Деревня», т.к. «везде следы довольства и тепла». Каждодневная жизнь течёт в полотнах художника спокойно, умиротворённо, плавно.
- Чем это можно объяснить? (учитель помогает ребятам прийти к выводу, что Венецианов – приверженец романтизма, а Пушкин уже шёл к реализму. Поэтому творчество двух художников слова и кисти носят различный характер).
В живописи Венецианова нет проявления гнева в отличие от Пушкина. Духовно Венецианов был близок декабристам, но надежды возлагал на реформы правителей. Мировоззрение поэта и художника формировалось по-разному, отсюда и различное его отражение в их творчестве.
- Есть ли общее на картинах художника и в стихотворении Пушкина «Деревня»?
- Да, общее есть. Истоки их творчества в русской мысли, русской жизни и русском искусстве. И поэзия, и живопись питаются народной жизнью. Именно эту мысль мы с вами и проследили, сравнивая отношение А.С. Пушкина и А.Г. Венецианова к деревне и крестьянам. Мы гордимся талантами русской земли, которых своими корнями вскормила эта земля. И среди них А.С. Пушкин и А.Г. Венецианов, современники и свидетели событий 1812 и 1825 гг., сумевшие показать крестьянина как творца, создателя всех благ.
- Возвращаемся к эпиграфу, записанному на доске, и им заканчиваем урок.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Танавская Людмила Анатольевна
→ Дорогобужаночка 25.02.2012 0 5468 766 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.