Слайд 1
Музыкальные инструменты
чукчей
Экзаменационная работа по культуре
Чукотки
учащейся У класса Билибинской детской школы
искусств
Курмановой Натальи
с. Кепервеем – 2011 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Кепервеем»
Урок музыки
«Личные песни» народов крайнего севера»
(начальная школа)
Н.И.Филиппова
учитель музыки
2012 г.
Тема: «Личные» песни народов Крайнего Севера»
Цель: познакомить учащихся с традициями индивидуального песне творчества.
Задачи: 1. Знать жанры песенного творчества народов Крайнего севера;
2.Развитие творческой личности;
3.Воспитание эстетических и патриотических чувств;
4.Развитие музыкальных способностей;
5.Воспитание любви к народной музыке.
Музыкальный, дидактический материал: бубен, аудиоматериал, рисунки, презентация, "музыкальные инструменты чукчей".
Ход урока
Начать
урок со звучания народной песни и со
звучания бубна.
Учитель:Ребята!
мы с вами изучали народную музыку
украинского, белорусского, кавказского
народов. Мы
с вами разобрались, что музыкальный
язык народов зависит
от климата, природы, рельефа и от
литературного языка. А сегодня мы с вами
попробуем разобраться в песенных жанрах
народов Севера и познакомимся с ударным
инструментом - бубном.
В начале урока вы слышали звучание музыкального ударного инструмента.
Вопросы: Как называется этот инструмент на чукотском языке? Слышали ли вы этот инструмент раньше и где?
Учитель: У коренных народов Севера, живущих в тундре и на побережье главным инструментом является бубен (ярар). Он и символ музыки, и символ Солнца. Земли. У народов Севера есть «три священные вещи: олень, огниво и бубен» Олень и огниво - несёт в себе жизнь. Бубен - внутренний мир человека.
Все свои чувства человек передаёт через звучание бубна. Бубны бывают различных размеров: мужской бубен большой и с ручкой, женский меньше по размеру и без ручки.
Игра «Белый шаман»
Цель: развивать ритмическую память.
Ход игры:
Дети стоят в кругу ( можно за партами), учитель выстукивает на бубне по очереди каждому ученику разные ритмические рисунки, которые нужно точно повторить, кто не справляется с заданием, выходит из игры. Победитель становится белым шаманом (предложить ребятам быть шаманом).
Учитель: Ребята! Я не случайно начала объяснять тему урока с
инструмента бубна. Ведь бубен сопровождает все песни и танцы народов Севера. Без этого инструмента трудно представить музыкальное творчество коренных народов Севера. Здесь на Чукотке распространена традиция индивидуального песнетворчества. Песенных жанров много - это «личные» песни, их ещё называют песни - обереги, наигрыши, песни - танцы (с элементами пантомимы) шаманские песни - заклинания, песни - дарения, гостевые песни ( когда хозяин сочиняет песню гостю).Рассмотрим один из жанров песенного творчества «личные» песни - обереги.
Каждый человек должен иметь детскую, взрослую и предсмертную песню. В детской личной песне родители желают, ребёнку вырасти и стать хорошим оленеводом, охотником, рыбаком - если это мальчик. Девочке желают стать искусной мастерицей, работящей хозяйкой.
Взрослая личная песня сочиняется взрослым человеком и с годами обновляется. Предсмертная личная песня, когда человек подводит итог всей
жизни. А сейчас я вас познакомлю с человеком, который знает много песен, любит их петь, и является хранителем народного песенного творчества Крайнего Севера. Это Омкыргин Павел Иванович. Он работал оленеводом в Айонской тундре. Послушайте песни в исполнении Павла Ивановича.
Песни:
А мы ребята вместо физкультминутки будем исполнять под пение чукотские танцевальные движения.
Учитель: В чукотском фольклоре если кто - то поёт чужую личную песню, то для автора это считается почётом: «он запел мою песню - значит, он меня уважает». А в эвенкийском фольклоре на такое обижаются: «он запел мою песню - он меня дразнит». Тексты песен разнообразные. В личных песнях люди пели о жизни, о том, что окружает человека, о своих чувствах. А сейчас мы поработаем над чукотской песней «ТАТАКАЙ» Распевание на припеве песни.
Работа над музыкальным и литературным текстом, (дать ученикам подыграть на бубне).
Итог урока: Ребята сегодня мы познакомились с жанрами песенного творчества народов Крайнего Севера. Мы узнали, что у этих народов есть личные песни - обереги, которые сопровождают и охраняют человека всё жизнь.
Домашнее задание:
1.Сочинить свою личную песню.
2. Оформить свою песню в виде открытки или книжечки.
Пояснительная записка.
Урок предназначен для начальных классов,с использованием национально-регионального компонента. Цель урока - продолжать учить детей высказываться о характере музыки и выразительных средствах песни, слышать и изменять темповые изменения в песне.
Закреплять с детьми умение петь легко, свободно, соблюдая ритм, отчетливо произносить слова, правильно интонировать мелодию.
Задача - продолжить знакомство с музыкальной культурой народов Севера, стимулировать к образному выполнению танцевальных движений, воспитывать у детей уважение к культуре народов Севера.
Автор: Филиппова Надежда Ивановна
→ Довгопол 03.04.2012 1 8929 690 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.