МБОУ Харганатская
средняя общеобразовательная школа
Учитель: Будаева
Эржена Амоголоновна
МХК
Тема: «Особенности ренессансного
представления о времени и средства его
воплощения в живописи» (11 класс)
Форма уроку: урок-диалог
Цель: понимание особенностей
ренессансного представления о времени.
Задачи:1.Формирование у учащихся
представления о своеобразии выразительных
средств воплощения категории времени
в искусстве ренессанса.
2. понимание особенностей воплощения
категории времени в классическом
ренессансном стиле.
3. Развитие у учащихся способностей к
анализу.
Схема урока:
1.Вводная часть(принцип единства действия)
2. тест на определение.
3.подведние итогов
4.Вопрос для обсуждения
5.подведение итогов обсуждения
6.Тест на определение
7. Вывод
8.Задания на закрепление.
Ход урока.
В искусстве Ренессанса в известной мере
возвращаются к античному единству
действия. «Живопись, - говорил Леонардо,-
должна в одно мгновенье вложить в
восприятие зрителя все свое содержание.
Чтобы иметь возможность единовременно
охватить все поле зрения, художники
Ренессанса изобрели целый ряд приемов.
Не знакомых средневековому искусству».
Тест на определение. Определить,
какой прием был введен итальянским
художниками в живопись.
(Слайды 2,3,4,5) 1. Рафаэль «Мадонна
Конестабиле». 2. Ван Эйк «Портрет четы
Арнольфини».
4. А. Мантенья «Мертвый Христос».
Учитель: (после обсуждения). В качестве
одного из самых мощных средств концентрации
впечатления в эпоху Ренессанса стали
использовать прямую перспективу, а
отсюда следует: 1) единство масштаба,
чуждое готике; 2) созвучие пропорций; 3)
завоевание глубины пространства(слайд
6)
Однако в течении почти всего XV
века, а в некоторых случаях ещё позднее
средневековый рассказ продолжает
существовать рядом с центрально
перспективой.
(слайд7) Андреа дель Кастаньо «Давид».
Задание: какие особенности воплощения
образа Давида дают основание говорить
о том, что здесь использован средневековый
способ изображения, т.е. последовательность
действия?
Учитель: (после обсуждения) Здесь
совмещены два последовательных момента
действия: 1) в руке Давида ещё раскачивается
праща с камнем. 2) у ног Давида уже лежит
отрубленная голова, пораженного праще
Голиафа.
Принцип единства места и действия
ренессанс осваивает окончательно в
эпоху Высокого Возрождения. Это значит,
что на картине воплощалось только одно
событие, происходящее в одном пространстве.
(слайд 8) репродукция фрески Леонардо
да Винчи «Тайная вечеря»
Задание: определить, почему фреску
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи можно
считать классическим образцом произведения
в котором соединяется единство места
и единство действия (желательный варианты
ответов):
воплощено только одно событие;
событие происходит в одном пространстве.
Учитель: Леонардо да Винчи на фреске
«Тайная вечеря» сумел решить сложнейшую
задачу: показать 12 эмоциональных обликов
на слова Иисуса: «Один из вам предаст
меня». Он суммирует отдельные изолированные
действия апостолов, их индивидуальные
движения, вызванные единой причиной -
словами Христа, и как бы останавливает
время.
Вывод: для художников Высокого
Ренессанса движение есть не что иное,
как смена неподвижных положений. На их
картинах изображены не столько сами
движения, сколько выхваченные из потока
времени остановки, перерывы между
движениями.
Задание 1. Проанализировать фреску
из цикла Беноццо Гоццоли «Жизнь блаженного
Августина».(слайды 9,10.11,12) Определить,
какое представление о времени
(средневековое или ренессансное) здесь
воплощено.
Правильный ответ: здесь мы видим сочетание
средневекового и ренессансного метода
воплощения представления о времени.
Левая часть фрески: отец и мать Августина
привели его в школу.
Правая часть фрески: Августин изображен
на спине старшего школьника и учитель
обрабатывает розгами.
в центре фрески: Августин, уже подросший,
стоит погруженный в размышления с
тетрадкой и пером в руках, а его товарищ
через плечо заглядывает в тетрадь.
В глубине под аркадами, изображена
шумная жизнь в школе.
Таким образом, мы видим:
четыре разновременных события изображены
на одной плоскости в одном изобразительном
пространстве;
четыре события образуют временную
последовательность, - следовательно,
в этом произведении налицо средневековый
способ восприятия времени и его
воплощения в живописи.
Но Гоццоли использует прямую перспективу
(в глубине изображена шумная школьная
жизнь), потому можно сказать, что здесь
в наличии ренессансное представление
о времени и способ его воплощения.
Вывод: Гоццоли сочетает средневековый
и ренессансный способ воплощения
представления о времени.
Задание 2: (для самостоятельного анализа).
Рафаэль «Мадонна со щегленком»:
проанализировать и определить, какое
представление о времени (средневековое
и ренессансное) здесь воплощено(слайд
13)
Можно подвести итог: человек Ренессанса
мыслил движения как переход из одного
неподвижного состояния в другое.
Домашнее задание:
работа с репродукциями. Описание одного
из произведений, рассмотренных в ходе
урока (по выбору), с учётом знаний,
полученных на уроке.
общие сведения о философии Николая
Кузанского.
Вопросы к теме (слайд 14)
Какую задачу ставил перед живописью
Леонардо?
Какие художественные приемы были
изобретены художниками Ренессанса?
Какую задачу ставил перед собой Леонардо
во фреске «Тайная вечеря»?
Сравнить представления о времени в
живописи и философии Ренессанса.