УММ по ИЗО "Жанр портрета"; 6 класс


«УММ для урока».

«Жанр портрета. Игра-викторина».

Автор Боголапова Наталья Викторовна учитель изобразительного искусства образовательное учреждение МБОУ лицей № 33 г. Иваново.

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе.

Тема урока: «Жанр портрета».

Цель урока: создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умений классифицировать виды портретного жанра;

обобщение и систематизация знаний и умений в определении и передачи пропорций построения головы человека,

Задачи урока:

Образовательные:

формировать умения:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели и задачи;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

  • находить и исправлять допущенные ошибки в передаче пропорций построения головы человека.

Воспитательные:

  • формировать эстетические чувства прекрасного на основе знакомства с портретным жанром;

  • воспитывать личностные качества (активности, наблюдательности, самостоятельности), обеспечивающие успешность творческой деятельности.

Развивающие:

  • развивать умения обобщать и синтезировать знания, переносить их в новые ситуации;

  • тренировать память, развивать способности концентрировать внимание;
    развивать ассоциативное мышление и воображение.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков в области портретного жанра.

Форма урока: урок-игра.

План урока:

  1. Организационный момент (взаимное приветствие, проверка готовности к уроку) – 3 мин.;

  2. Актуализация знаний (определение темы и цели урока) – 7 мин.;

  3. Применение умений и навыков для определения пропорций построения головы человека и классификации портретного жанра в ходе игры-викторины – 25мин.; на этом этапе проводится физкультминутка – 3 мин.;

  4. Оценка результатов урока – 7 мин.



слайда в презентации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап № 1. Организационный момент


Проверка готовности к уроку.

Подготовка к уроку, демонстрация готовности.

Этап № 2. Актуализация знаний. Цель для учителя: актуализировать ранее полученные знания и навыки в области портретного жанра.

Цель ля учащихся: определение темы и формулировка цели урока


Прикрепляет к доске репродукции различных видов портретного жанра. Задаёт вопросы: «Что объединяет репродукции?»; «Сможете ли вы сформулировать тему урока?»

Отвечают на вопросы: «Репродукции объединяет жанр портрета»; «Тема урока – «Жанр портрета».

Слайд № 1

Титульный слайд с гиперссылками, щелчком по которым осуществляется переход к указанным разделам.

Знакомит с разделами презентации. Сообщает о том, что урок будет проходить в форме игры-викторины. «Чтобы правильно ответить на вопросы викторины, нужно обладать определёнными знаниями в области портретного жанра. Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?»

Определяют цель урока: «Вспомнить материал предыдущих уроков и применить его в ходе игры-викторины».


«Игра предполагает соревновательную форму. Для этого класс должен разделиться на команды и выбрать жюри».

Делятся на команды, выбирают жюри.

Этап № 3. Применение умений и навыков для определения пропорций построения головы человека и классификации портретного жанра в ходе игры-викторины

Цель для учителя: создание игровой ситуации для проверки знаний, полученных на предыдущих уроках.

Для учащихся: демонстрация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Слайд № 2.

Определения видам портретного жанра. Правильные ответы появляются на слайде по щелчку.

Команде № 1 даёт задание: «Определить к каким видам портретного жанра относятся формулировки на слайде»

Дают определения формулировкам. Жюри оценивает работу команды.

Слайд №3

Соединение изображения с названием вида портрета происходит по щелчку.

Задание команде

2: соединить изображение портрета с названием его вида.


Выполняют задание. Жюри оценивает работу команды.

Слайд № 4

Ошибки в рисунках выделяются фигурами и пропадают со слайда по щелчку мыши.


Задание команде

3: найти ошибки, которые допустил художник в передаче пропорций построения головы человека.

Команда находит ошибки в рисунках № 2 (ухо нарисовано низко) и № 3 (несоразмерна верхняя часть головы). Жюри оценивает работу команды.

Слайд № 5

Ошибки в рисунках выделяются скобками и пропадают со слайда по щелчку мыши.

Команда № 1 должна найти ошибки в рисунках на передачу пропорций построения головы человека.

Команда находит ошибки в рисунках № 1 (несоразмерно маленькая нижняя треть лица) и 3 (несоразмерно большая нижняя треть лица). Жюри оценивает работу команды.

Слайд № 6

Правильный ответ выделяется вращением рисунка на слайде.

Задание команде

2: найти на слайде изображение парадного портрета и пояснить свой ответ

Команда находит изображение парадного портрета и поясняет ответ: «фигура нарисована в парадной одежде, с регалиями власти». Жюри оценивает работу команды.

Слайд № 7

Правильный ответ выделяется стрелкой по щелчку мыши.

Задание команде № 3: найти на слайде изображение семейного портрета и пояснить свой ответ.

Команда находит изображение семейного портрета и поясняет ответ: «на картине В, Боровиковского мы видим девушек-сестёр, занимающихся музыкой и пением». Жюри оценивает работу команды.

Слайд № 8

Правильный ответ выделяется стрелками по щелчку мыши.

На слайде расположена гиперссылка, возвращающая на титульный слайд.

Правильный ответ засчитается той команде, которая первой определит и сформулирует правильный ответ. На слайде нужно найти изображение камерного портрета.

Команда, первая определившая и сформулировавшая правильный ответ: «на слайде оба изображения являются камерными, так как на обоих портретах В. Тропинина люди изображены в домашнем платье на нейтральном фоне», получает дополнительный балл.


А сейчас настало время проверить свои знания пропорций и построения головы человека в игре «верно-неверно». Командам будет зачитано по два высказывания, которые нужно определить как верные или неверные и пояснить свой ответ. Вопросы команде № 1:

1.- Верно ли, что глаза находятся на средней линии лица?

2.- Верно ли, что голова делится на четыре равные по высоте части?

Вопросы команде

2:

1.- Верно ли, что ухо находится напротив глаза и по высоте равно ширине глаза?

2.- Верно ли, что ширина глаза равна расстоянию между глаз?

Вопросы команде

3:

1.- Верно ли, что ширину рта можно определить, проведя вертикальные линии от слезников до уголков губ?

2.- Верно ли, что ракурс, это мужской портрет?

Ответы команды №1:

1.– Верно.

2.- Неверно: голова делится на три равные части: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до начала роста волос. Четвёртая часть от начала роста волос до верхней точки составляет половину одной третьей части.

Ответы команды № 2:

1.- Неверно: ухо находится напротив носа и по высоте равно длине носа.

2.– Верно.

Ответы команды № 3:

1.- Неверно. Ширину рта можно определить , проведя вертикальные линии от зрачков да уголков губ.

2.- Неверно. Ракурс – это поворот головы.


Предлагает отдохнуть и провести физкультминутку. Зачитывает стихотворение, показывает движения.

«Видит художник, смотрящий на нас

Сбоку – наш профиль, прямо – анфас (повороты головы).

Анфас – всё понятно: два уха, два глаза,

Можно увидеть все прелести разом.

Голову вверх мы поднимем сейчас,

Изменится ракурс портрета у нас.

Виден большим подбородок и рот,

Рисуется сложно такой поворот (наклоны головы назад).

Но вот подбородок к груди мы прижмём,

И ракурс портрета опять изменён.

Лицо в сокращенье, художник, учти,

Нам подбородок не виден почти (наклоны головы вперёд).

Весело мы головою вращаем,

А, значит, свой ракурс всё время меняем,

Но поворот как бы ни был сложен,

Нарисовать его мы с тобой сможем (круговые движения головы).


Выполняют движения физкультминутки.

Слайды с №9 по №11.

На слайдах вопрос о жанре портрета в стихотворной форме. Смена слайдов по щелчку.

Продолжим работу в командах и попробуем ответить на вопросы викторины. Зачитывается вопрос для первой команды.

Команда даёт правильный ответ: «Портрет».

Слайды с № 12 по № 14.

На слайдах вопрос о парадном портрете. Смена слайдов по щелчку.

Вопрос для команды № 2

Команда даёт правильный ответ: «Парадный портрет».

Слайд № 15.

На слайде вопрос о семейном портрете. Переход к следующему слайду по щелчку.

Вопрос для команды № 3.

Команда даёт правильный ответ: «Семейный портрет».

Слайд № 16

На слайде вопрос об автопортрете. Переход к следующему слайду по щелчку.

Балл за правильный ответ получит та команда, которая первой даст правильный ответ.

Балл получает команда, первой давшая правильный ответ: «Автопортрет»

Слайд № 17.

На слайде вопрос о камерном портрете. Переход к следующему слайду по щелчку. На слайде гиперссылка, возвращающая на титульный слайд.

Балл за правильный ответ последнего вопроса викторины также получит та команда, которая первой даст правильный ответ.

Балл получает команда, первой давшая правильный ответ и пояснившая его: «Камерный портрет. Герой изображён в домашнем платье на нейтральном фоне».

Материал слайдов с № 19 по № 22 может быть использован учителем на предыдущих уроках или на этом уроке, если у учащихся возникнут проблемы с правильным определением видов портретного жанра.



Слайд № 23

Указание источников интернет-ресурсов для рисунков и репродукций.



Этап № 4. Оценка результатов урока. Цель для учителя: формировать самооценку учащихся результативности своей работы.

Для учащихся: дать самооценку знаниям умениям и навыкам в области портретного жанра.


«Подведём итоги игры-викторины и предоставим слово членам жюри, которые по критериям: «активность», «правильность ответов» и «слаженность команд», отметят работу всех команд и выделят лучшую».

Учащиеся, выбранные в жюри, подводят итоги и выделяют лучшую команду. Все команды награждаются закладками и календариками с известными изображениями портретов русских художников.


И последний вопрос сегодняшнего урока:

«Достигнута ли нами поставленная цель в начале урока?»


Учащиеся отвечают, что материал предыдущих уроков усвоен хорошо, доказательством чему являются правильные и быстрые ответы команд в ходе игры-викторины.


Задание на дом: по выбору: 1. - найти репродукции различных видов портретного жанра , приклеить их в альбом и подписать. 2.- стать проводником новых знаний о жанре портрета в кругу своей семьи. Получить письменный отзыв от родителей о проведённой работе.


Записывают в рабочих тетрадях задание на дом.



Литература:

http://fantasy-fan.info/p_cvet_2.html

http://risovanie.com.ua/kak-risovat-portrety.html



Слайд 1
Жанр портрета пор портретатр портретаета Проверь свои знания  ИЗОвикторина  Словарик юного художника  Электронное приложение к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Автор приложения: учитель изобразительного искусства МБОУ лицей № 33 г. Иваново Боголапова Наталья Викторовна 1 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 2
Каким видам портретного жанра соответствуют следующие формулировки: 1. Изображение человека в праздничном костюме на фоне архитектурных величественных зданий или интерьеров торжественных залов (парадный портрет) 2. Изображение человека в домашнем платье на нейтральном фоне (камерный портрет) 3. Изображение группы людей-родственников 4. Портрет-образ литературного героя (иллюстративный портрет) 5. Изображение художником самого себя 2 (семейный портрет) (автопортрет) Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 3
Соедини изображение с названием вида портретного жанра 1. 2. Семейный 3 3. Камерный 4. Парадный Боголапова Наталья Викторовна Иллюстративный
Слайд 4
Какую и в каком из этих портретов художник допустил ошибку? 1. 4 2. Боголапова Наталья Викторовна 3.
Слайд 5
Какая и в каком рисунке допущена ошибка? 1. 5 2. Боголапова Наталья Викторовна 3.
Слайд 6
Какой из этих портретов парадный? Ф. Рокотов. Д. Левицкий. Портрет графа А. Орлова Н. Крамской. Портрет поэта Н. Некрасова. 6 Боголапова Наталья Викторовна Портрет Д. Дидро
Слайд 7
В. Боровиковский. А. Венецианов. Портрет сестёр Гагариных. Девушка с телёнком. В. Тропинин. Автопортрет Есть ли среди представленных портретов семейный портрет? Поясни свой ответ. 7 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 8
В. Тропинин. В. Тропинин. Портрет сына Кружевница Какой из представленных портретов камерный? Поясни свой ответ. В начало. 8 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 9
Сказка, портрет, натюрморт и «марина»В жанрах искусство живёт на картинах. Чтоб человеком культурным считаться, Должен ты в жанрах легко разбираться. 9 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 10
Вот пред тобою образ мадонны, Он также прекрасен, как лик на иконе. В нём вечного света любви красота, И нежной, наивной души чистота. Рафаэль Санти Мадонна Конестабиле 10 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 11
Художник лишь краской и кисточкой тонкой Сумел жизнь вдохнуть в вечный образ мадонны, Оставив его как прекрасный завет, Чтоб знали мы жанр на картине портрет. Рафаэль Санти Мадонна Грандука 11 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 12
Видов у жанра портрета не мало. Искусство портрета власть прославляло, И не заметив в картине иронии, Богач любовался собою довольный. Борис Кустодиев Купец 12 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 13
Дмитрий Левицкий Портрет Екатерины II Дмитрий Левицкий Портрет А. Д. Ланского Дмитрий Левицкий Портрет А. Ф. Кокоринова На этих портретах всё поражает – Богатством атласа одежды сверкают. Здесь в стиле барокко сложны интерьеры, Здесь вкуса высокого всюду примеры. 13 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 14
И место картины в торжественном зале. Его, не заметив, пройдёшь ты едва ли. Себя в ней герой ощущает громадным, Ну а портрет назовём мы парадным. П. Рубенс Портрет герцога Лермы 14 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 15
Счастливые лица на этом портрете. Здесь вместе влюблённые, чтобы отметить Рожденье семьи в году юбилейном, И этот портрет назовём мы семейным. П. Рубенс. Портрет с женой Изабеллой Брант. 15 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 16
Здесь автор сумел сквозь время шагнуть И пристально в наши глаза заглянуть. И хочется «здравствуйте» тихо сказать, И руку ему благодарно пожать За то, что искусство своё этот гений Сумел передать для других поколений. На автора глядя, сумей дать ответ: Жанр картины автопортрет. Рафаэль Санти. Автопортрет. 16 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 17
На этой картине пред нами сейчас В домашнем халате герой без прикрас. Портрет этот не для торжественных мест, Где залов больших ослепительный блеск. Он место уютное в доме найдёт, Там, где хозяин портрета живёт, Где он отдыхает от дел утомлённый, Склонившись над белым листом вдохновлённый. Какой вид портрета сейчас перед вами: Парадный иль камерный? Думайте сами! Камерный. В. Тропинин. Портрет А. Пушкина В начало 17 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 18
Словарик юного художника Портрет - жанр изобразительного искусства, изображающий человека или группу людей. В портрете художнику важно передать не только внешнее сходство, но и характер человека, и время в котором он живёт, и своё отношение к нему. 18 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 19
Парадный портрет -изображение человека в праздничной одежде на фоне роскошного интерьера. Парадные портреты предназначены для больших залов, поэтому размеры их тоже большие. Цель парадного портрета – продемонстрировать положение человека в обществе. В этом жанре прославился русский художник 18 века Дмитрий Левицкий. Он писал портреты императрицы Екатерины Великой а также парадные портреты многочисленных её приближённых. 19 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 20
Семейный портрет – изображение группы людей, объединённых родственными узами. Излюбленный жанр голландских художников 17 века. Его прославили такие непревзойдённые мастера как Рембрант, Рубенс, Ван Дейк. Среди русских мастеров 18 века в жанре семейного портрета много работал Владимир Боровиковский. 20 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 21
Автопортрет - изображение художником самого себя – автора. Благодаря автопортрету мы можем иметь представление о внешности прославленных художников, живших много сотен лет тому назад. Но так бывает далеко не всегда. Например многочисленные автопортреты художника О.Кипренского – разные. А всё потому, что изображая себя, художник стремился передать не внешнее сходство, а свой внутренний мир, своё настроение в данный момент. 21 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 22
Камерный или кабинетный портрет - изображение человека в домашнем платье на нейтральном фоне. Как правило небольшой по размеру и предназначался для небольших рабочих кабинетов или спален. В камерном портрете лучше раскрыт духовный мир человека, его увлечения, привычки. Человек предстаёт таким, каким его знают только родные и близкие люди. В жанре камерного портрета преуспел русский художник В. Тропинин. Его биография очень интересна: бывший крепостной за свой талант получил свободу. Если ты не поленишься и найдёшь материал об этом художнике в библиотеке или сети Интернет, ты получишь настоящее удовольствие, да к тому же будешь лучше разбираться в живописи. В начало 22 Боголапова Наталья Викторовна
Слайд 23
Источник рисунка № 1 (слайд2): http://fantasy-fan.info/p_cvet_2.html Источник рисунков № 1 (слайд 5), № 2 (слайд 6): http://risovanie.com.ua/kak-risovat-portrety.html : 23 Боголапова Наталья Викторовна

Полный текст материала УММ по ИЗО "Жанр портрета"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боголапова Наталья Викторовна  натали9210
31.05.2012 0 7638 1689

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК