Урок изобразительного искусства в 8 классе "Как на воспитать «Иванов не помнящих родства.Памятники архитектуры – эстафета народной культуры"


Губанова Ольга Владимировна,

учитель изобразительного искусства и черчения

Муниципального бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №26»

города Новокузнецка Кемеровской области



Урок изобразительного искусства в 8 классе


Тема урока: Как на воспитать «Иванов не помнящих родства». Памятники архитектуры –эстафета народной культуры


Цели и задачи урока:


  • Сформировать представление о стилях.

  • Воспитывать любовь и интерес к искусству, архитектуре и истории.

  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и его истории.

  • Сформировать представление об архитектуре города Новокузнецка.

  • Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки самостоятельного поиска и систематизации материала.

  • Развивать творческую и познавательную активность.


Материалы и оборудование:


Репродукции:

  • Древний Египет. Храм.

  • Эпоха Возрождения. Интерьер дворца.

  • Деревянное зодчество. Кижи.

  • Мой город. Кузнецкая крепость. Драматический театр. Ажурные решётки проспекта Металлургов. Планетарий. Площадь Маяковского.

  • Самарканд. Площадь Регистан. Древний город Таллин.

  • Рыцарский замок-собор Нотр Дам в Реймсе.

  • Японский пейзаж.


Репродукции художественных стилей:

  • Романский, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн

  • Собор Парижской богоматери

  • Казанский собор

  • Петровский дворец

  • Ажурная башня Шаболовки

  • Венские стулья


Слайды

  • Музей деревянного зодчества: Кижи (силуэт)

  • Город-музей: Ростов Великий

  • Музей-заповедник «Коломенское» (Москва). Вид царского дворца в Коломенском. Новодевичий монастырь.

  • Уголок старой Москвы. «Погодинская изба»

  • Государственная Третьяковская галерея (Москва)

  • Покров на Нерли на фоне пейзажа.

  • Ярославль. Собор с колокольней.





Ход урока:


  1. Знакомство с историческими памятниками нашей страны.


В Самарканде происходит знакомство со сказочно-прекрасными памятниками узбекской национальной архитектуры (мечеть, медресе, мавзолей, дворец-крепость). Набор слайдов «Самарканд»

Следующее путешествие в Прибалтику, в столицу Эстонии- древний город Таллин на берегу Финского залива.

Задание. Обучающимся предлагаются варианты конструирования жилых построек, башен и ратушей, башен из призм со сложными постройками.

При изучении архитектуры Древней Греции рассматривается строгий и величественный храм прямоугольной формы, окружённый со всех сторон колоннами - основной тип общественного здания в античной архитектуре.

Задание. Обучающиеся конструируют рельефный образ храма с колонами и ступенями.

Знакомство с образом художественной культуры средневековой Западной Европы. В качестве характерных примеров готики рассматриваются рыцарские замки и памятники средневековой архитектуры.

Собор Нотр Дам в Реймсе. Суровые условия жизни, борьба за власть-постройка имеет крепостной, оборонный характер. Отсюда - суровый, мрачный облик замков, высокие сторожевые стены, башни, глубокие рвы вокруг стен.

Знакомство с архитектурой разных народов продолжается в Японии. Несколько столетий назад японские архитекторы построили удивительные сооружения –японские храмы «пагоды», сказочные терема с интересными формами крыш, с причудливо загнутыми вверх углами. Японский дом невозможно представить без миниатюрного сада с карликовыми деревьями в 30 сантиметров высотой, которые выращивают 300 лет многие поколения людей; «сада камней», «сада водопада», сада для любования.

(Слайды:

Японский пейзаж.

Хиросигэ. Вид Фудзи.

Утамара. Большие головы.

Киенага. Прогулка. Икэбана.

Хокусай. Над потоком.


В Древнем Египте треугольник и пирамида это не одно и то же. Геометрические тела объёмны, а фигуры плоски, геометрические тела можно рассмотреть со всех сторон, а плоские-с одной. И лучше всего об этом говорят вещи, которые нас окружают и та среда –дом, город, в котором мы живём, общественные предприятия , заводы. Это частица нашего мира- большая или малая, где бурлит жизнь и где, к сожалению природа всё меньше и меньше находит себе место, вытесняемая мощным напором городского строительства. Дизайн и архитектура создают вторую рукотворную природу, состоящую из вещей, зданий, машин. Поэтому сначала нужно разобраться в простом. Из каких геометрических (объёмных) форм построены здания нашего города. Самые распространённые формы домов: это параллелепипеды и кубы, крыши деревянных строений –трехгранные призмы. Обучающимся предлагается привести примеры.

Здание Драматического театра в нашем городе состоит из крыльца-параллелепипеда, колонны-цилиндра с ордерами, венчает главный корпус-параллелепипед с оконными проёмами и крыша, горизонтально расположенная трёхгранная призма. На театральной площади - фонтан, похожий на закруглённый конус, расположенный в центре большого цилиндра с цилиндрическим отверстием. А также беседка в виде цилиндрических площадок с колоннами, которую венчает крыша. Здание планетария с примыкающей к нему цилиндром с крышей полусферой.

Задание. Продумать и описать:

-современные многоэтажные здания на левом берегу с башенками «Изумрудный город»;

-здание в конце проспекта Металлургов и проспекта Строителей, венчающиеся башней;

-красивый многоквартирный дом на площади им. Маковского с башнями;

-собор в Кузнецком районе

Задание. Продумать, найти и описать здание интересной формы. А также необычную форму здания, собора других стран и городов с фотографией, репродукцией, схемой.


  1. Практические задания. Нарисовать в объёме:

-«Рыцарский замок» (Дом – крепость), эпоха средневековья (Франция, Германия, Италия, романский стиль)

-«Город будущего» Фантазия. Дом из геометрических тел.


Дополнительный материал.

Основные художественные стили:



Романский стиль.

Крестово-купольный храм, 4 опоры – арки полуциркульные. Собор-базилика -2 башни по бокам от входа, увенчанные крышами-конусами.

Замки Италии- нарядные, многоярусные. В Германии и Франции –монументальность, суровость и лаконичность. Главная черта- не роскошь, а основательность.


Готический стиль.(17век)

Храм- стремление души к небу, вдвое выше романского. Ажурное, воздушное: стрельчатые арки, окна, своды, витражи, орган-свет и воздух. Пример, собор Парижской богоматери.


Ренессанс.

Прямоугольные объекты. Главная тема-человек. Пропорции зданий соотнесены с человеком. Собор святого Петра в Риме. Капитолий в Риме.


Барокко (искривлённая жемчужина)

Красота, роскошь, пышность фасадов и декоративных элементов. Зимний дворец. Собор Смольного монастыря.


Рококо (18 век, раковина)

Аристократический стиль. Хрупкость, изысканность, инкрустация, лепнина. Дворцовый стиль.


Классицизм (образцовый)

Упорядочно, разумно, гармонично. Санкт-Петербург. Петродворец. Версаль, парк. Дворец Лувр. Триумфальная арка. Казанский собор. Петровский дворец.


Ампир

Подражание деревенскому декору, упадок ремёсел. Большой театр. Исакиевский собор.


Модерн («летучность»)

Асимметрия, оригинальность, блеск, фантазия, ажурная башня Шаболовки – мостки архитектуры прошлого и настоящего. Венские стулья.


  1. «Спальный район»

В последнее время мы часто говорим с неприязненной интонацией «Спальный район»…. Жильё - бетонная коробка. А для многих ребят в классе эти коробки- малая Родина. И для них эти места будут самими дорогими картинами детства или… не будут. Как пища человеку нужны визуальные впечатления. Городской дизайн – это мостик между архитектурой и человеком.


  1. Практическое задание.

Обучающимся предлагается нарисовать и описать работу по теме «Город и общество»:

  • Прогулка по тихим переулкам.

  • На центральной улице

  • В большом магазине.

  • Строение, которое портит пейзаж, жизнь людей близ расположенного дома (фото).

  • Подъезд, двор дома.

  • Городской парк вечером.

  • Район моего города.


  1. Заключение.


Если я не разглядываю хоть изредка пожелтевшие фотографии родителей, не забочусь о саде, не берегу их вещи, значит я не люблю их…

Если ты не радуешься встрече со старыми улочками и домами, пусть даже плохонькими, значит в тебе не любви к твоему городу.

Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, равнодушен к Родине. Кто он тогда?

Степная трава, перекати-поле, которую гонит осенний ветер, ни давая нигде задержаться, пока она оторванная от земли не попадёт в какую-нибудь грязную лужу…























Литература



  1. Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская энциклопедия”

  2. Гартман К.О. Стили. – М.: Просвещение, 2000.

  3. Гутнев А., Глазычев В. Мир архитектуры. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Иконников А.В. “Тысяча лет русской архитектуры”, Искусство, Москва, 1990 г.

  5. Кильпе Т.А. Основы архитектуры. – М.: Высшая школа, 2002.

  6. Лалидов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурной композиции.- М.: Просвещение, 1938.

  7. Мелодинский Д.А. Архитектурная пропедевтика. - М.: Просвещение, 2000.

  8. Панасенко Ю.Ф., Шамаро А.А. Нартекс: архитектура, зодчество, церковь, храм, нартекс. // Наука и религия. 1992, №1.

  9. Электронные ресурсы:

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов (поиск

произведений искусства по времени, стране, стилю и др.)

http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства

http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям

http://sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись.














6



Полный текст материала Урок изобразительного искусства в 8 классе "Как на воспитать «Иванов не помнящих родства.Памятники архитектуры – эстафета народной культуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Губанова Ольга Владимировна  Gubanova
12.07.2012 0 3665 892

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК