Презентация "Русские народные ремёсла"
Слайд 2
Автор :
Купцова Ольга
Анатольевна
ГОУ СОШ № 800
учитель ИЗО
с 1 по 11 класс
Москва 2012 год.
Слайд 3
И.А.Ильин писал: “Судьбы народа скрыты в
его истории. Она таит в себе не только его
прошлое, но и его будущее; она являет собой
его духовное естество, и его силу, и его дар, и
его задание, и его призвание. История народа
есть молчаливый глагол его духа,
таинственная запись его судеб, пророческое
знамение грядущего”. Да, если народ теряет
связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё
будущее. Мы должны всегда помнить об этом,
ведь всё дальше от нас уходят традиции,
духовные и культурные ценности наших
прабабушек и прадедушек, их праздники и
игры, песни, сказки, семейные предания и
обряды… И мы начинаем превращаться в
“Иванов, родства не помнящих”.
Слайд 4
Благодаря внимательному
взору потомков откроется
потаённое, неприметное
досужему взгляду духовное
бытиё России.
Слайд 5
Фотоальбом
Valued eMachines Customer
Слайд 6
Слайд 7
Городецкая роспись
• Городецкая роспись — русский
народный художественный
промысел. Существует с середины
XIX века в районе города Городец.
• Яркая, лаконичная городецкая
роспись(жанровые сцены, фигурки
коней, петухов, цветочные узоры),
выполненная свободным мазком с
белой и черной графической
обводкой
Слайд 8
Особенно часто встречаются
изображение горячего, сильного
коня или петуха в гордой,
воинственной позе. Чаще всего
это парные изображения.
Слайд 9
Декоративность мотивов
подчеркивается декоративностью
цвета и приемов.
Слайд 10
Роспись
Роспись
ведется
кистью, без
предварительн
ого рисунка,
свободным и
сочным
ударом. Он
очень
разнообразен
— от широкого
мазка до
Слайд 11
Характерны городецкие цветочные
росписи, многокрасочные и
выразительные работы
Слайд 12
Два вида
росписи
В
нижегородских
росписях
можно
различить два
типа —
павловские и
городецкие
росписи,
которыми
украшали
сундуки, дуги,
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Городецкий вид
Городецкий стиль
отличается прежде
всего
содержательностью.
В росписях основное
впечатление дают
жанровые сцены.
Все эти
изображения
условны по
характеру, очень
вольны и
Слайд 17
Основные приёмы ГОРОДЕЦКОЙ росписи
Слайд 18
Цветочные мотивы
Слайд 19
Слайд 20
Хохломская роспись
• Хохломаа — старинный русский народный
промысел , родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода.
• Хохлома представляет собой декоративную
роспись деревянной посуды и мебели,
выполненную чёрным и красным (а также,
изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому
фону. На дерево при выполнении росписи
наносится не золотой, а серебристый оловянный
порошок. После этого изделие покрывается
специальным составом и три-четыре раза
обрабатывается в печи, чем достигается медовозолотистый цвет, придающий лёгкой деревянной
посуде эффект массивности.
Слайд 21
Слайд 22
Традиционные элементы Хохломы —
красные сочные ягоды рябины и
земляники, цветы и ветки. Нередко
встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 23
Наивысшего расцвета хохломской
промысел достиг в XVIII веке. В это
время складывается
два типа письма: верховое и фоновое.
Верховая роспись велась пластичными
мазками на пролуженной поверхности
посуды, создавая великолепный
ажурный рисунок. Классическим
примером «верхового» письма может
служить «травка» Для «фоновой»
росписи было характерно применение
чёрного или красного фона, тогда как
сам рисунок оставался золотым.
Слайд 24
.
• «верховог
о» письма
может
служить
«травка»
Слайд 25
Самый любимый
и стародавний
из них "травный
орнамент", или
просто "травка".
Это
удлинённые,
слегка
изогнутые
былинки,
написанные по
три, по пять и
больше кустико
Слайд 26
Для «фоновой» росписи было
характерно применение
чёрного или красного фона,
тогда как сам рисунок
оставался золотым.
Слайд 27
Особенности росписи
Главные цвета,
определяющие
характер и
узнаваемость
хохломской
росписи —
красный и
чёрный
(киноварь и
сажа), но для
оживления узора
допускаются и
другие —
коричневый,
Слайд 28
Настоящая хохлома
Все изделия
расписываются
вручную,
причём
роспись нигде
не
повторяется.
Какой бы
выразительной
ни была
роспись, пока
узор или фон
остаются
Слайд 29
Особенность изготовления
Расписанные
изделия 4-5 раз
покрывают
специальным лаком
(с промежуточной
сушкой после
каждого слоя) и,
наконец, закаливают
в течение 3-4 часов в
печи при
температуре +150…
+160 °C до
образования
масляно-лаковой
Слайд 30
Основные примы хохломской росписи
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Роспись «Гжель»
• Название "Гжель" имеет балтийское происхождение,
вследствие чего наиболее близкие ему
топонимические параллели находятся на западе, в
области балтийской гидронимии. Так, в левобережье
верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она
же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области
близко к рассматриваемому названию река Гжать
(правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка
сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой
названия села Гжель (чередование ж-з в названиях
Верхнего Поднепровья встречается часто). Поскольку
Гжель является старинным центром производства
фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в
прошлом веке появились попытки связать непонятное
название местности с её специализацией
Слайд 34
Гжель—один из традиционных
российских центров производства
керамики. Более широкое значение
названия «Гжель», являющееся
правильным с исторической и
культурной точки зрения
Слайд 35
История
Издавна Гжель
славилась своими
гинами. Широкая
добыча разных
сортов глины
велась здесь с
середины XVII века.
В 1663 году царь
Алексей
Михайлович издал
указ «во гжельской
волости для
аптекарских и
алхимических
Слайд 36
Из истории гжели
До середины
XVIII века
Гжель делала
обычную для
того времени
гончарную
посуду,
изготавливала
кирпич,
гончарные
трубы, изразцы,
а также
Слайд 37
Слайд 38
гжельского
искусства
Вторая
четверть XIX
века — период
наивысших
художественн
ых достижений
гжельского
керамического
искусства во
всех его
отраслях.
Слайд 39
Кроме посуды, делали игрушки в
виде птиц и зверей и декоративные
статуэтки на темы из русского
быта.
Слайд 40
.
Блестящие
белые
лошадки,
всадники,
птички, куклы,
миниатюрная
посуда
расписывались
лиловой,
жёлтой, синей
и коричневой
красками в
своеобразном
народном
Слайд 41
Краски наносились кистью. Мотивами
этой росписи являлись декоративные
цветы, листья, травы.
Слайд 42
Последовательность росписи
Слайд 43
Слайд 44
Жоо́ стовская роо́ спись — народный
промысел художественной росписи
металлических подносов,
существующий в деревне Жостово
Мытищинского района Московской
области.
Слайд 45
История
Промысел расписных
металлических
подносов возник в
середине XVIII в. на
Урале, где были
расположены
металлургические
заводы Демидовых
(Нижний Тагил),
Невьянск, ВерхНейвинск), и только в
первой половине XIX
века подносы стали
изготавливать в
деревнях Московской
Слайд 46
Слайд 47
Роспись
производитс
я обычно
по
.
чёрному
фону
(иногда по
красному,
синему,
зелёному,
серебряному
) причем
мастер
работает
сразу над
несколькими
подносами.
Слайд 48
Основной
мотив
.
росписи
—
цветочны
й букет
простой
композиц
ии, в
котором
чередуют
ся
крупные
садовые и
Слайд 49
По форме
подносы
.
бывают
круглые,
восьмиуго
льные,
комбиниро
ванные,
прямоугол
ьные,
овальные
и др.
Слайд 50
Прокладка цветом
Один из самых
ответственных
этапов послойного
жостовского
письма. Форма
букета обретает
плоть —
уточняются
многие детали,
высветляется и
реализуется
контрастный или
более
гармоничный
строй всей
Слайд 51
1. Начинается с «замалёвки»,
разбеленными красками намечается общий
силуэт изображения, расположение
основных пятен. Замалёванные подносы
сушатся в печах в течение нескольких
часов.
Слайд 52
2. Следующими этапами, «тенежкой» и
«прокладкой», строятся формы цветов
и листьев; сначала наносятся
прозрачные тени, затем плотными
яркими красками «прокладываются»
светлые места росписи.
Слайд 53
3. После этого следует «бликовка»,
то есть нанесение белильных мазков,
уточняющих все объёмы.
Слайд 54
4.
Завершается роспись изящной
графикой «чертёжки» и «привязки».
Упругие линии «чертёжки» легко
обегают по контуру лепестки и листья,
выразительно подчёркивая по контрасту
их сочную живопись. Мелкие веточки, не
случайно называемые «привязкой»,
смягчают переход к фону. Эти
сложившиеся в промысле традиционные
приёмы каждый мастер использует посвоему, творчески обыгрывая
декоративные возможности кистевого
письма (например «бликовка» может
мягко «сплавляться» с «прокладкой», а
Слайд 55
«Чертёжки» и «привязки»
Слайд 56
Э
Т
.
А
П
Ы
Р
О
С
П
И
С
и
Слайд 57
Все этапы
На странице приведен фрагмент.
Автор: Купцова Ольга Анатольевна
→ Ольга00076 06.02.2013 0 18727 4532 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК