Слайд 1
Культура Тибета
Автор: Будаева Эржена
Амоголоновна,
учитель русского
языка и литературы
МБОУ Харганатская СОШ,
Селенгинского района, республики
Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Харганатская СОШ
Класс-10
Раздел: Мировая художественная культура. 10 класс.
Тема урока «Культура Тибета»
Цель урока: познакомить учащихся с неповторимостью и своеобразием искусства Тибета.
Задачи урока
Познакомить с искусством Тибета;
развитие интеллектуальной, исследовательской культуры учащихся;
воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.
Тип урока: изучения новых знаний
Вид занятий: беседа об искусстве
Средства оснащения урока: компьютер; медиапроектор; презентация «Культура Тибета»;
Ход урока
Учитель:
Сегодня мы окунемся
в мир тибетской культуры.
На доске открывается тема
урока(слайд 1)
Объявляются
цели и задачи занятия.
Культура
любой страны носит какие-либо отличительные
черты. Не исключение и культура Тибета.
Она является неповторимым самобытным
явлением не только в контексте общемировой
культуры, но и в ряду других восточных
культур.
Изучение нового материала (Показ слайдов и их комментирование с последующим обсуждением.
1.Географическое положение(слайд 2)
2. Архитектура
Слайд 4,5,6.
Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.
Слайд 7-8.
Сту́па— буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.
Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.
Слайд 10-11 Тибетская живопись
Тибетская
живопись сформировалась под сильным
влиянием индийской культуры.
Живопись
Тибета обычно следует стереотипным
формам. В центре произведения располагается
большое изображение буддистского
божества, окружённого меньшими
божествами. Позже главными фигурами
стали изображать лам или индийских
духовных учителей, а на заднем плане
сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в
тибетской живописи начинает проявляться
китайское влияние.
Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.
Слайд 12 Литье из бронзы
Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.
Слайд 13-14 Декоративно- прикладное искусство
Тибет
имеет тысячелетнюю историю ковроткачества.
Ковры главным образом использовались
в качестве чехлов для сидений, покрывал
и попон. Как правило, на одном квадратном
дюйме ковра насчитывается сто узелков
из шерстяных ниток, в результате
получается особенно толстый ворс.
Секрет великолепия тибетских ковров
заключается также в спрядённой вручную
овечьей шерсти высокого качества,
окрашенной натуральными красителями
такими, как индиго, грецкий орех, крапп
и ревень.
Другими предметами
прикладного искусства являются
молитвенные колёса кхор-ло (кхор),
ритуальные маски, храмовые рожки,
масляные лампы чомэй. Особое
внимание привлекают серебряные украшения
(серьги, кольца, браслеты),
амулет-гау (амулет-минихрам, который
носится на шее и содержит фигурку
божества или важной духовной личности),
богато украшенные палочки для еды и
наборы ножей.
Слайд 15-16
Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.
Ритуальный
танец цам, исполняемый монахами
и ламами. Каждый момент и жест танца
несут определённое значение и смысл.
Цам — это священный танец в масках,
сопровождаемый игрой на длинных трубах,
барабанах и тарелках. Главный танцор
без маски и в чёрной шляпе — это лама,
который окружён монахами в масках,
представляющими проявления
божеств-хранителей. В основу этого танца
положены различные истории, связанные
с тибетским буддизмом. Часто исполняемым
сюжетом является история царя Лангдармы,
пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.
6. Обобщение и закрепление материала
Итак, мы познакомились с уникальной тибетской культурой. Конечно, нас еще нельзя считать знатоками удивительных и многогранных традиций этой страны, но первый шаг уже сделан.
7. Подведение
итогов.
Завершение
урока.
Учитель: До встречи. Всем большое спасибо за урок.
Автор: Будаева Эржена Амоголоновна
→ bimbaeva 16.02.2013 1 4800 826 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.