Конспект урока + презентация + видеозапись урока по теме "Композиция как универсальный принцип в искусстве" для 6 класса








Конспект

урока изобразительного искусства

Тема: « Композиция как универсальный принцип в искусстве»

6 класс











Учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия № 87»

Яковлева Марина Николаевна





г. Саратов - 2009 г.



Тема урока: "Композиция как универсальный принцип в искусстве»".


Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока: Обогащать знания о композиции. Научить использовать знания, полученные на уроке в самостоятельной работе. Научить рисовать предметы по представлению. Развивать умение составлять из предметов натюрморт. Закрепить умение выразительно размещать предметы на листе. Способствовать дальнейшему развитию графических навыков.


Оборудование для учащихся:

бумага, гуашь, пастель, кисти, баночка для воды, палитра, клеенка.

Оборудование для учителя:

зрительный ряд:

презентация, таблицы, карточки

натурный материал:

драпировка, посуда, сухие цветы, муляжи фруктов и овощей


План урока: 1.Организационный момент

2 Сообщение целей и задач урока

3.Сообщение нового материала с использованием презентации. 15 мин.

4.Самостоятельная работа. 20 мин.

5 Обсуждение творческих работ учащихся. 5 мин.


Ход урока:

  • Учитель: Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. Композиция встречается во всех областях жизни человека. В музыке, в одежде, в архитектуре, в еде, в дизайне( дети сами пытаются назвать области).
    В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения.
    Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.

  • Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п.)

  • Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения.

  • Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем иллюзию движения.

  • В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины.

  • Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

  • Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

  • В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.


На карточках показываю варианты возможных ошибок в композиции, чтобы они не попали в работы учеников.




Практическая работа:

ученики по очереди подходят к доске и составляют из выбранных ими предметов свою композицию, тут же получают оценку своих товарищей и имеют возможность что то изменить. Затем ребята переносят свои варианты композиции в альбом. Выбор материала произвольный.

В конце урока рассматриваем работы, находим те, в которых наиболее интересно использованы особенности и характеристики предметов, наиболее точно схвачены композиционные нюансы.





Литература: Н.М.Сокольникова – Основы композиции, Обнинск,1996.

Слайд 1
Композиция как универсальный принцип в искусстве Подготовила Яковлева М.Н. учитель ИЗО МОУ «Гимназия № 87» г. Саратов
Слайд 2
Цели и задачи: 1. Формирование умения использовать приемы, средства композиции; развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов. 2. Расширение знаний о композиции. Использование знаний, полученных на уроке, в самостоятельной работе. Развитие умения составления натюрморта из предметов. Закрепление умения выразительного размещения предметов на листе. Дальнейшее развитие графических навыков.
Слайд 3
Композиция ( от лат. compositio ) означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. А. И. Лактионов «Письмо с фронта»
Слайд 4
К. Коровин «Зимой»
Слайд 5
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. ) Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»
Слайд 6
Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой» Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. )
Слайд 7
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»
Слайд 8
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»
Слайд 9
Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения. Валентин Серов «Похищение Европы»
Слайд 10
Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения. Валентин Серов «Похищение Европы»
Слайд 11
Клод Моне «Заан в Заандаме» Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем иллюзию движения
Слайд 12
В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины Гюстав Кайботт «Дождливый день в Батиньольском квартале»
Слайд 13
В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционны й центр не обязательно должен быть в центре картины Гюстав Кайботт «Дождливый день в Батиньольском квартале»
Слайд 14
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
Слайд 15
Ф. Ходлер Озеро Тан Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены
Слайд 16
Ф. Ходлер Озеро Тан Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены
Слайд 17
Э.Дега «Прима – балерина» В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.
Слайд 18
Задание:  Используя предметы, имеющиеся в наличии (керамика, фарфоровая посуда, деревянная посуда, муляжи фруктов и овощей), составьте композицию, в которой просматривается геометрическая форма (треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. )  Сделайте набросок.
Слайд 19
Используемая литература:  Н. М. Сокольникова. Основы композиции – Обнинск, 1996.

Полный текст материала Конспект урока + презентация + видеозапись урока по теме "Композиция как универсальный принцип в искусстве" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яковлева Марина Николаевна  Maler-Mari
03.12.2009 3 18131 5209

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК