Презентация + урок "Музыка в баснях"


Нигматзянова Энзилэ Фазылзяновна

МОУ «Заинская средняя

общеобразовательная школа №6»

Заинского муниципального района

Республики Татарстан,

учитель музыки


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ

5 КЛАСС


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Г.ЗАИНСК 2009


 

Тема урока: "Музыка в баснях"

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала

Цель

           На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня».

           Познакомить с творчеством А.П. Бородина.

           Закрепить понятие «квартет».

           Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

                   познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем - И.А.Крыловым;

                   развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

                   воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;

                   учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Методы:

           организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

*объяснительно-иллюстративный

*частично-поисковый

           стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

*ситуация занимательности

*сравнение, анализ, обобщение

*приём сопоставления со смежными видами искусств

           по источнику информации и характеру деятельности:

*словесные

*наглядные

*практические

           по назначению и дидактическим задачам

*приобретение знаний

*формирование умений и навыков

*применение знаний

*повторение

Приёмы:

                   слушание

                   исполнение

                   сюжетно-ролевая игра

Оборудование:

                   компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, курай, музыкальный центр

Программное обеспечение:

                   компьютерная презентация.

Материалы к уроку:
Зрительный ряд: (оформление доски)

                   Эпиграфы:

* Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

* Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, просто мука.

И.А.Крылов

                   Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина.

                   Музыкальные инструменты

                   Карточки

                   Мультимедийная презентация в Power Point

Литературный ряд:

                   И.А.Крылов, басня «Квартет»

Музыкальный ряд:

                   А.П.Бородин «Второй квартет», 3 часть «Ноктюрн»

                   «Туган тел» татарская народная песня

                   «Марш Черномора» М.И.Глинка

                   «Вокализ» С.В.Рахманинов

                   «Волшебный смычок» норвежская народная песня

                   «Снежинка» Е.Крылатов

Структура урока:

1.      Организационный момент 1 мин

2.      Музыкальное приветствие 2 мин

3.      Беседа по теме 5 мин

4.      Слушание басни И.А.Крылова «Квартет» 4 мин

5.      Слушание «Квартета» А.П.Бородина 3 мин

6.      Динамическая пауза 2 мин

7.      Викторина 5 мин

8.      Исполнение песни «Волшебный смычок» 5 мин

9.      Диагностика обученности: тестирование 3 мин

10. Слушание «Снежинка» 3 мин

11.  Итог урока 2 мин

12.  Домашнее задание 1 мин

13.  Музыкальное прощание 1 мин

 

 

Ход урока:

I. Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, мы продолжаем тему четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы». (Слайд №1) На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

Ученики: Басня

Учитель: Кто написал эти басни?

Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни - Ива́н Андре́евич Крыло́в.

(Показ портрета И.А.Крылова)

Учитель: Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу.

(Слайд №2)

Архивариус: Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.

Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях». (запись на доске)

Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение.(Слайд №3)

 

Дуэт + квинтет - трио = ? /квартет/

 

Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.

Учитель: Что такое квартет? (Слайд № 4)

Архивариус: Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.

Соло буду петь один,

А дуэт с товарищем.

Трио с Сашей будем петь,

Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.

Учитель: Приведите примеры квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.

Учитель читает фрагмент басни.

Проказница Мартышка, Осел, Козёл

Да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет…

Анализ фрагмента.

Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.

/показ инструментов/ (Слайд№ 5 )

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?

Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.

Учитель: Кто участвует в басне?

Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”.

Анализ басни.

Учитель: Какую роль играет музыка?

Учитель: С какой целью она здесь использована.

Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.

Учитель: Какая музыка по характеру?

Учитель: Может у такой музыки быть композитор?

Учитель: В чем мораль сей басни?

Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю прослушать фрагмент
музыкального произведения.

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Учитель: При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.

Слушание “Квартет” А.П.Бородин

Анализ музыкального произведения.

 

Ответы детей.

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно

Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет (Слайд №6)

Учитель: Кто исполнял эту музыку?

Ученики: Инструментальный ансамбль

Архивариус: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет.

Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет.

Учитель: Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”

Архивариус: Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

Учитель: Кто же написал эту красивую музыку? Узнаем, сделав следующее задание, но сначала мы немного отдохнём.

Динамическая пауза

Учитель: Теперь я думаю, вы зарядились энергией и готовы выполнить задание

Викторина

На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку.
На обратной стороне слоги /бо/, /ро/, /дин/.

1. Татарская народная песня «Туган тел»

2. С.Рахманинов «Вокализ»

3. М. Глинка «Марш Черномора»
Учитель:
Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик.

(Показ портрета А.П.Бородина)

Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Учитель: Глядя на портрет, что вы можете сказать о композиторе как о человеке?

Ученики: Добрый - жизнерадостный – влюбленный - мужественный....

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.

В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … (Слайд №7 )

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: «Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню. (Слайд №8)

Исполнение песни «Волшебный смычок»

Повторение мелодии.

Исполнение по ролям.

 

Учитель: Ребята, у вас на столах есть тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас внимательно прочитать и выбрать верный ответ.

Диагностика обученности: тестирование. (Слайд №9)

Учитель: Квартеты у нас на уроке звучали инструментальные и вокальные, пример ещё одного вокального квартета сейчас и послушаем.

В исполнении вокального квартета звучит песня

«Снежинка» (Слайд №10)

 

Учитель: Спасибо нашим гостям. Они приблизили нас к наверное любимому празднику всех – Новому году. И внесли радостное и праздничное настроение.

Итог урока:

Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе?

Ученики: Музыка обогащает литературу.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку. (Слайд №11)

Домашнее задание: Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет»

Музыкальное прощание.

Слайд 1
Нигматзянова Энзилэ Фазылзяновна Н МОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №6» Заинского муниципального района Республики Татарстан, учитель музыки 1
Слайд 2
Н 2
Слайд 3
Н 3
Слайд 4
Н 4
Слайд 5
Струнно-смычковая группа: Скрипка и альт Виолончель Н 5
Слайд 6
• В исполнении музыки участвуют четыре струнных инструмента: 2 скрипки, альт и виолончель . Н 6
Слайд 7
Александр  Порфирьевич  Бородин Н 7
Слайд 8
• Скрипка - струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Н 8
Слайд 9
ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК НОРВЕЖСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ 3. -Нет! Скрипку свою Не продам никому Нужна эта скрипка Ни мне одному Под звуки её веселится народ Танцует, играет, Смеётся, поёт. 1.Пришёл к нам в село Музыкант-старичок В руках музыканта Волшебный смычок Ударил по струнам Сбежался народ Танцует, играет, Смеётся, поёт. 2. Шёл мимо богач Услыхал скрипача И вспыхнула зависть В душе богача «Продай свою скрипку, Ты беден и стар Я дам за неё тебе Хлеба амбар» Н 9
Слайд 10
"Песня о снежинке". из к/ф. «Чародеи» сл.Л.Дербенева, муз. Е.Крылатова Когда приходит год молодой, а старый уходит в даль, Снежинку хрупкую спрячь в ладонь желание загадай. Смотри с надеждой в ночную синь, некрепко ладонь сжимай, И все о чем желаешь проси загадывай и желай. припев: И Новый год, что вот-вот настанет, Исполнит вмиг мечту твою, Если снежинка не растает В твоей ладони не растает Пока часы двенадцать бьют, Пока часы двенадцать бьют. Когда в дом входит год молодой, а старый уходит прочь, Дано свершиться мечте любой, такая уж эта ночь, Затихнет все и замерзнет вокруг в преддверии новых дней, И обернется снежинка вдруг Жар-птицей в руке твоей. припев: И Новый год, что вот-вот настанет, Исполнит вмиг мечту твою, Если снежинка не растает В твоей ладони не растает Пока часы двенадцать бьют, Пока часы двенадцать бьют. Н 10
Слайд 11
Спасибо за работу! Н 11

Полный текст материала Презентация + урок "Музыка в баснях" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нигматзянова Энзилэ Фазылзяновна  nmai1972
23.12.2009 1 13674 3918

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК