Взаимопроникновение музыкальных культур.7 класс
Тема урока: «Взаимопроникновение музыкальных культур».
Цель урока: развивать интерес к бразильской музыке.
Задачи:
знакомство с творчеством композитора, особенностями стиля, музыкальным материалом;
развитие умения слушать, отвечать на вопросы, воспринимать музыку;
воспитывать коммуникативные умения, через умение отвечать на вопросы и задавать вопросы.
План:
1. Организационный момент. Приветствие класса.
Настроить на рабочий лад.
2. Актуализация прежних знаний(фронтальный письменный опрос)
Задание№1: цифровой диктант.
Основной идеей импрессионизма является впечатление.(1)
На основе музыки «Болеро» были созданы мультфильмы.(1)
Самые знаменитые произведения Клода Дебюсси « Лунный свет», «Болеро», «Девушка с волосами цвета льна».(0)
Популярными музыкальными жанрами импрессионизма стали программные миниатюры и сюитные циклы.(1)
Клод Дебюсси и Морис Равель – композиторы-импрессионисты. (1)
Импрессионизм зародился во Франции в 70-х годах 18 столетия. (0)
Морис Равель является автором знаменитого «Болеро». (1)
Клод Дебюсси выступал как дирижер в Москве. (1)
Балет «Болеро» представляет собой вариации испанского танца.(0)
Клод Дебюсси и Морис Равель были знаменитыми пианистами и дирижерами своего времени.(1)
Задание№2. Записать название и авторов прослушанных произведений.
«Лунный свет» Клод Дебюсси.
«Девушка с волосами цвета льна» Клод Дебюсси.
« Болеро» Морис Равель.
3. Активизация новых знаний.
Определение задач урока:
Познакомиться с творчеством композитора.
Послушать музыкальные произведения.
Эйтор Вилла-Лобос (1887-1959)
Эйтор
Вилла-Лобос — бразильский композитор,
гитарист. «Он останется одной из великих
фигур современной ему музыки и величайшей
гордостью страны, которая его породила”,
- так высказался Пабло Казальса о
бразильском композиторе Эйторе
Вилла-Лобосе (1887—1959). Его мнение разделяли
многие выдающиеся музыканты XX века;
среди которых были Шарль Мюнш и Леопольд
Стоковский.
Основоположник
бразильской национальной музыки, автор
“Шоро” и “Бразильских бахиан”, симфоний
и опер, камерных сочинений и балетов,
фольклорист и дирижер, инициатор
учреждения и первый президент Бразильской
музыкальной академии, — всем этим далеко
не исчерпывается значение Вилла-Лобоса
в мировой культуре. Основа его творческой
деятельности — блестящее знание очень
сложного по составу бразильского
фольклора (где слились элементы индейской,
африканской, испано-португальской и
других европейских музыкальных культур)
и осознанный выбор национального
направления. Вилла-Лобос в лучших своих
произведениях дал обобщенный и поэтичный
образ Бразилии, не впадая в экзотику и
избежав элементарного национализма.
Вместе с тем творчество его — колоритное,
оригинальное — обладает огромной силой
художественного воздействия.
“Пробой
пера” семнадцатилетнего Эйтора была
пьеса для гитары, В 1908 году для гитары
же написана “Бразильская сюита”, в
1920 — “Шоро № I", в 1939—Прелюдии, в
1951—Концерт, посвященный А. Сеговии,
другие пьесы.
Два
цикла — “5 прелюдий” и “12 этюдов” —
для гитары соло представляют собой
замечательный вклад Вилла-Лобоса в
мировую гитарную литературу. Вероятно,
потому, что для Бразилии гитара —
традиционно народный инструмент,
Вилла-Лобос избегает в них откровенно
национальной окраски. Напротив, здесь
ощущается “универсалистская” ориентация,
что отразилось даже в названиях,
достаточно абстрактных для Вилла-Лобоса
последовательно программного к
омпозитора.
И если в “Прелюдиях” бразильское начало
уже представлено в обобщенно-романтическом
стиле, то “Этюды”, значение которых
выходит далеко за чисто академические
рамки и которые являются произведениями
трансцендентной технической сложности,
еще больше подчеркивают статус гитары
как общенационального концертного
инструмента.
Слушание «Этюда»E-moll.
Задание. Что вас заинтересовало в этом произведении? А как бы вы назвали это произведение?
Опрос учащихся.
- Несмотря на то, что произведение очень техничное, но ярко показаны моменты страсти, взволнованности, любви.
-Много ярких красок в минорном этюде, которые передает звучание гитары.
Учитель. Вилла Лобос очень любил творчество Баха, в чьих творениях слышал универсальное музыкальное начало — то же самое, что звучало и в народных песнях его любимой родины. Соединить в творчестве классику и бразильский фольклор — такой была его мечта, и он воплотил ее в «Бразильских бахианах». Их девять, и у каждой свой характер, в каждой слышны народные напевы Бразилии — то лирические, то шуточные…Я предлагаю вам послушать одну из них, но в разных исполнениях.
Слушание «Бахиана№5» в исполнении Ольги Басистюк.
Задание: определить характер музыки.
Опрос учащихся:
- Музыка очень интересная по своему содержанию, пластичная, божественная.
Слушание «Бахиана №5» в исполнении гитары и флейты.
Задание - сравнить эти два исполнения.
Опрос учащихся.
- Характер произведения не поменялся, не смотря на то, что поменялось исполнение – первый раз мы слушали в вокальном исполнении, а второй раз - в инструментальном исполнении.
-Вокальное исполнение придает божественный характер произведению.
Учитель. Мы с вами познакомились с творчеством замечательного композитора. Мне очень интересно ваше мнение о содержании урока.
3. Рефлексия. Закончи предложение:
Меня больше всего заинтересовало…
На следующем уроке я хотел(а) бы рассказать…
Мне больше всего запомнилось…
4. Подведение итогов.
Дом. задание.
Как вы думаете, почему произведение называется бахиана?
Составить синквейн по творчеству Вилла Лобоса.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаповалова Елена Владимировна
→ Леночка9162 16.01.2014 0 3533 610 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.