Бинарный урок "Руслан и Людмила: поэма и опера"; 5 класс


Л ист самооценки



- 1 б. - 2 б. - 3 б.

Критерии самооценки

баллы

- умение строить законченное высказывание


- умение сравнивать музыкальные и художественные произведения


- умение выразительно читать текст


- эмоциональная реакция на музыку во время прослушивания


-умение согласованно работать в парах


12-15б. = «5» Итог:

8-11б. = «4»

4-7б. = «3» Оценка:








































Бинарный урок по музыке и литературе.


Составители:

учитель музыки Леунова Г.Ю.

учитель русского языка и литературы Парфёнова Л.А.

учитель информатики Клопотная А.С.


Тема урока: «Сказка музыке сестра родная».

(«Руслан и Людмила» поэма и опера).

Цели урока:

  • Обучающие:

  1. Раскрыть через художественные образы в поэме и опере общечеловеческую тему добра и зла.

  2. Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делаю произведения более выразительными, красочными, интересными.

  3. Способствовать формированию эстетической культуры учеников.

  4. Формировать умение выразительного чтения художественного текста.

  5. Совершенствовать навыки сопоставления.

  • Развивающие:

  1. Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.

  2. Развивать диалогическую и монологическую речь.

  • Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

  2. Воспитывать эстетический вкус и нравственные качества.

  3. Воспитывать интерес к литературе и музыке.

Ход урока:

Приветствие.

Включить 2 видеофрагмента: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».

Слайд 1(учительский)(скачать или просмотреть видеофрагменты можно по ссылке http://yadi.sk/d/jtuFeA3BHErCP, http://yadi.sk/d/JfjgmJidHErF8 ).

Учитель музыки: Какой из этих фрагментов объединил двух великих современников, живших в XIX веке? Сразу же на Слайде 2 (учительский) появляется 2 портрета: Глинка и Пушкин. Как только дети ответят, сразу под портретами появляются фамилии и годы жизни.

Обращение к детям, посещающим школу искусств: «Кто узнал второй фрагмент?» Если дети не узнают – сказать.

Давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего разговора. (Дети отвечают).

На детской презентации появляется Слайд 1 (детский). На нём записана тема, которую предложили дети: «Руслан и Людмила. Поэма и опера».

Учитель литературы: Мы предлагаем сформулировать тему урока, добавив к вашей, языком близким к великому пушкинскому слову – образному, яркому. «Сказка музыке – сестра родная». А в скобках то, что вам самим удалось определить. Слайд 3 (учительская).Тема урока: «Сказка музыке сестра родная». («Руслан и Людмила» поэма и опера).

На детской презентации Слайд 2 (детский) полное название темы урока.

Учитель литературы: Поэтический разговор о связи сказочной поэмы с оперой поможет нам продолжить эпиграф к уроку, который вы постараетесь выбрать сами. На детском Слайде 3 (детский)3 четверостишия.

  1. Мне веет светлым вдохновеньем

Веселой зеленью долин,

Ключей задумчивым журчаньем

От русских сказок и былин.

  1. Ежедневно, ежечасно,

Каждый миг существованья

Слышу музыки прекрасной

Я знакомое звучанье.

  1. Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся. Блаженство, радость

Любовь, вражду – всё облекаем в них.

На Слайде 3 (учительский) выводится выбранный эпиграф. А прежде ученики должны его выбрать и объяснить его выбор.

Учитель музыки: Нашими помощниками на уроке будут верные друзья учебники, компьютер, ваши знания.

Сегодня вы будете работать в парах. А чтобы работать успешно, согласованно – надо уметь договариваться.

Учитель литературы: Любая работа должна быть оценена. Что же мы будем учитывать при оценке ваших ответов? (Дети отвечают)

- умение строить законченное высказывание

- умение сравнивать музыкальные и художественные произведения

- умение выразительно читать текст

- эмоциональная реакция на музыку во время прослушивания

-умение согласованно работать в парах

Эти критерии оценки лежат у вас на столе, записанные на облачках. А почему на облачках – это загадка, которую вы разгадаете в конце урока.

Учитель музыки: Дорогие друзья, что вы ожидаете от сегодняшнего общения друг с другом и с нами?(Дети отвечают)

У нас так же есть ожидания, и они такие: в конце урока попробуйте сформулировать, в чем сходство и отличие двух разных жанров искусства: оперы и поэмы «Руслан и Людмила», а так же двух авторов: Пушкина и Глинки.

Учитель литературы: В самом начале урока вы смотрели и слушали фрагмент из оперы «Руслан и Людмила», написанной по мотивам сказочной поэмы Пушкина. Вспомните, что стало основой этой очаровательной поэмы? (Дети отвечают).

Учитель добавляет, что это романтические баллады, рыцарские поэмы, которые станут предметом нашего изучения на уроках литературы в последующие годы.

- Сколько лет было Пушкину, когда он написал поэму?(Ответ детей)

На экране Слайд 4(учительский). Несмотря на столь юный возраст, успех был необыкновенным.

Учитель музыки: Прошло 17 лет, и к этой поэме обратился замечательный русский композитор Глинка. Слайд 5(учительский) с В.А. Жуковским

На Слайде 6 (учительский) выводится портрет Глинки за работой над оперой. 27 ноября 1842г. В Мариинском Театре Санкт-Петербурга состоялась премьера сказочной оперы «Руслан и Людмила».

Слайд 7 (учительский): на нём Мариинский Театр и первая афиша оперы. Звучит увертюра к опере (скачать или просмотреть видеофрагмент можно по ссылке http://yadi.sk/d/0g23bwbOHEyH5 ).

- Что за музыка прозвучала сейчас?(Ответ детей).

А что такое увертюра? (Увертюра – это предисловие к опере).

Как вы думаете, что привлекло композитора к пушкинской поэме? (сказочность, мелодичность стихов).

Учитель литературы: Убедимся в этом, прослушав художественное чтение «Лукоморье». (Чтение подготовлено).

Давайте послушаем такое же предисловие к поэме. Ребята, как оно называется в поэзии? (Пролог).

Вы убедились в мелодичности стиха, осталось только положить его на музыку.

Учитель музыки: Что и сделал М.И. Глинка. Один из критиков писал: «Глинка на былинный лад распел поэму Пушкина».

Вы замечательно справились с заданием, осталось только предположить, какие музыкальные интонации, должны соответствовать «Лукоморью»? (Ответы детей).

А в увертюре какие звучат интонации? (мажорная, ликующая, торжественная)

Почему такое несоответствие? (ответы детей)

Сформулировать правильный ответ вам поможет учебник музыки. Прочитайте страницу 97. Как вы думаете, какова главная мысль текста? (Ответы детей).

Учитель музыки: Глинка сократил одни сцены, а другие зазвучали по-иному. А композитор имеет право изменить сюжет, а не заниматься плагиатством. Увертюра была написана после завершения всей оперы и содержит обобщение всех идей автора. В ней нет ни одной мелодии, которая бы затем не использовалась в опере.

Учитель литературы: Вероятно, два великих творца несколько разными путями идут к воплощению одной идеи. Как вы думаете, какая общая идея объединяет эти произведения? (Ответы детей)

Учитель музыки: Глинка умело подчеркнул это своей музыкой. (Слайд с изображением Богатырей русских)

Учитель литературы: С образом какого героя поэмы ассоциируются герои этих полотен? (Ответы детей).

Художник помог нам зрительно представить его. Каким? (Молодым, сильным, красивым)

А каким изображает его Пушкин? Откройте Слайд 4(детский). Подчеркните слова и словосочетания, характеризующие Руслана.

... Владимир солнце пировал ;

Младшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана...

... Садись и выслушай меня

Руслан лишился ты Людмилы

Твой твёрдый дух теряет силы...

... Задумчив едет наш Руслан

И видит: сквозь ночной туман...

... Руслан внимает и глядит

Бестрепетно, с покойным духом...1


Так какой же Руслан в изображении Пушкина? (Ответы зачитываются)

Учитель музыки: Какую музыку должен был бы сочинить Глинка, изображая Руслана, если бы следовал за Пушкинским словом. (Ответы) Внимание на экран. Слайд 8(учительский). Ария Руслана (скачать или просмотреть видеофрагмент можно по ссылке http://yadi.sk/d/0aJ-Atc4HErGP ).

Совпало ли то, что написал Глинка для Руслана с тем, что мы предложили. Помогла ли эта музыка вам ярче представить Руслана?

Какие средства музыкальной выразительности использовал для этого композитор? (Ответы детей)

Учитель литературы: Что двигало Русланом - романтиком, отправляющегося спасать свою жену. (Любовь).

А что еще? (Желание спасти родную землю).

А легко ли было Руслану осуществить задуманное? (Нелегко).

Почему? (Потому что было много недругов).

Учитель музыки: Следующее задание такое: откройте Слайд 6 (детский), прослушайте фрагменты из оперы и выберете те, которые характеризуют самых ярких недругов Руслана. (Слушают в наушниках и называют: Фарлаф, Черномор).

Учитель литературы: (кратко говорит о Фарлафе) Предлагаю поговорить о другом представителе зла, о Черноморе. Откройте страницу 115. Какими эпитетами, метафора, сравнениями характеризует Голова Черномора, когда рассказывает о нем Руслану. Подчеркните эти слова и словосочетания. Каково авторское отношение к нему? (Ответ детей)

Какова его судьба в финале? (Стал шутом)

Почему так долго творил зло? (Были помощники)

Пушкин - философ замечал : «Никогда со смехом ужас несовместен». Мы поэтому Черномора не боимся. Так и в жизни бывает.

Учитель музыки: А у композитора, какой Черномор? Слайд 9 (учительский). Слушаем и смотрим (скачать или просмотреть фрагменты можно по ссылке http://yadi.sk/d/nTzSp5rJHErDt ).

Почему на протяжении всей оперы герой не поёт? (Потому что, это фантастический герой, а поют только реальные. Роль карлика играет артист, а не певец. В его арсенале: жесты, мимика, движения).

Что вы можете сказать об этой музыке? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Мажорный лад, размер 4 четверти, марш, при написании которого использованы короткие длительности звучание колокольчиков).

Учитель литературы: Готовясь к уроку, я тоже слушала этот марш, и предлагала сделать под него физ-минутку. Почему отказались от этого предложения?

Учитель литературы: Как заканчивается поэма у Пушкина? Стр. 121

Учитель музыки: А давайте теперь послушаем, как у Глинки заканчивается опера? Слайд 10 (учительский) Финал. Слушаем(скачать или просмотреть видеофрагмент можно по ссылке http://yadi.sk/d/vVPvIA0OHEunt ).

Как бы вы охарактеризовали эту музыку? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).

Значит, Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Известен такой факт: в рабочих тетрадях Глинки найдены слова, говорящие о том, что в финале оперы медленно появляются светлые облака – символ добра.

Учитель литературы: Какие открытия для себя вы сделали на сегодняшнем уроке? И, чтобы понять, что мы работали не в пустую, тему урока осмыслили, заполните следующие таблицу. Откройте Слайд 6 (детский).


«Руслан и Людмила»

О пера


Поэма


В иды искусства



Идея



Образы



Средства худож.выразительности







А .С.Пушкин


М.И.Глинка


Творцы



Современники



Романтик



Реалист




Рефлексия.

На облачках написаны критерии самооценки, о которых мы договаривались. Ваша задача – заполнить этот лист. С каким настроением вы сегодня уходите с урока?

Откройте Слайд 6(детский). Нажмите на ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

1 Фрагменты из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

6




Полный текст материала Бинарный урок "Руслан и Людмила: поэма и опера"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: коллектив авторов  ASK902
06.03.2014 1 6134 1363

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК