Конспект урока музыки "Красочность музыкальной гармонии"
Урок музыки
Тема «Гармония. Красочность музыкальной гармонии»
урока : формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции учащихся Цель в процессе музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.
2. Развивать у учащихся умения высказывать свою точку зрения, отстаивать суждения, взаимодействовать с музыкальным искусством, через него с другими людьми и с собой
3. Воспитывать широту музыкального вкуса, интерес к лучшим образцам музыкальной культуры.
Тип урока: обобщающий.
Методы:
по назначению – применения знаний, творческой деятельности;
по типу познавательной деятельности – частично-поисковый, ИКТ.
Оборудование:
ПК, мультимедиа,
Музыкальный материал:
И.С. Бах Прелюдия до мажор;
Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»;
К. Сен-Санс « Лебедь»;
Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских»
Художественный материал:
М.А. Врубель «Царевна – лебедь»;
Литература:
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М,: Дрофа, 2007.
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-4, 5-8 классы. – М,: Дрофа. 2008.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук…
… Вот почему – то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, что плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль и скрипка, и гобой.
М Ивенсен
Приветствие класса. Организация класса на работу. Эпиграф урока.
О чем мы будем говорить на уроке?
II. Актуализация знаний учащихся.
Активизация познавательной деятельности.
Учитель.
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду задавать вопросы, а ответы вы заносите в кроссворд.
1. На каком инструменте играл Садко? (гусли)
2. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (скрипка)
3. Сам пустой,
голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать
помогает... (барабан)
4. Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.(марш)
5. Инструменты в руки взяли,
Дружно громко заиграли,
Нам играть не надоест,
Что создали мы? ... (оркестр)
6. Я – ваша подруга, я ваша – попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно же… (песня)
7. Тронешь пальцем – звук родится
И звенит, как будто птица.
Есть педали: от одной
Звук становится глухой,
От другой звучит он длинно.
Что же это? (пианино)
8. У него рубашка вскладку
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет и поет –
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян,
Голосистый мой… (баян)
Какое слово получилось? (гармония)
Что такое гармония? Это слово в переводе с греческого языка означает созвучие, стройность, соразмерность.
Музыка имеет свои музыкальные краски – это музыкальные тембры инструментов, музыкальные звуки.
Сейчас вы услышите музыку и вашей задачей будет подобрать слова оттенки (прилагательные) которые характеризуют музыку и назвать музыкальные инструменты, которые вы услышите . Готовы? СЛУШАНИЕ (шествие чуд морских)
А как можно описать эту музыку? (загадочная, плавная, волшебная..)
Какие инструменты использовал композитор для создания этой музыкальной картины?
Уч. Красочные тембры инструментов создали загадочный образ. Композитор выбирает такие аккорды, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности, сказочной красоты.
Какую картину нарисовала вам музыка? Что мы можем представить?
(сказку)
И называется эта музыкальная картинка «Шествие чуд морских» из оперы «Садко».
Какая тема нашего урока? О чем мы будем говорить? (о гармонии) А гармония в чем? (в музыке) Как я вам уже говорила, тембры инструментов создают красочные образы. Значит музыкальная гармония какая становится? (красочная)
Сообщение темы (КРАСОЧНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ) записать на доске
Музыкальная гармония прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, научилась быть многоликой, изменчивой, текучей. Она может изображать самые различные выражения-портреты и пейзажи, цвета. Гармония вдохнуть жизнь даже в неодушевленные предметы - деревья и облака, моря и озера, живые цветы и опавшие листья. Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочно фантастические сюжеты.
Художники используют краски для передачи образа, настроения. А какие художественные краски можно использовать, чтобы нарисовать эту музыку? Перед вами карточки, выберите тот цвет или те цвета которые, по вашему мнению, подходят к этой музыке.
Повторное слушание. Шествие чуд морских. Показ цветных карточек.
А сейчас мы послушаем еще одно произведение. Определите композитора.
Звучит произведение И.С.Баха Прелюдия до мажор
Назовите автора прослушанного произведения. (фото)
Можно ли назвать Прелюдию гармоничным произведением?
Как проявляет себя гармония в этой прелюдии? Какая музыка, давайте ее охарактеризуем! (мелодичная, светлая, плавная, нежная)
Гармонирует ли с данной музыкой заставка слайда. Аргументируйте! (Рассуждения обучающихся о гармонии. Ребята характеризуют музыкальное произведение: мелодичное, светлое, жизнерадостное. Мелодия напоминает переливы, движение. Описывают графику слайда: красочная, яркая, светлая, спокойная и т.д.)
Физкультминутка.
Упражнение на дыхание «Игра на свирели». Глубокий вдох через нос и медленный выдох, имитирующий игру на свирели. (2-3 раза, стоя)
Плыл кораблик по волнам - изображение руками поочередно волну:
Нынче - здесь, а завтра – там – поворот головой вместе с рукой влево и вправо;
Бегал, бегал и устал – притопывание ногами;
Видит маленький причал,
Вот тебе ладошка – отдохни немножко
Вот тебе другая - поочередно выставляют ладошки
Хочешь - поиграем - хлопки в ладоши.
Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами
( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь. Можно «рисовать» разные картины, используя звуковые краски. Музыкальная гармония проникла во все области искусства.
Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на сказочные темы. Великое произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Превратилось в величайшее музыкальное творение Н.Римского – Корсакова. Где музыка ярко и красочно «раскрывает» характеры героев, хотя она и не умеет разговаривать. (чтение отрывка на фоне слайда и звучания музыки Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля»)
«Чуду царь Салтан дивится –
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей;
Он над ней жужжит, кружится –
Прямо на нос ей садится,
Нос ужалил богатырь;
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди! А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море
улетел.»
Какая музыка прозвучала? Кого она нам напоминает?
Яркая, стремительная, виртуозная, легкая, порхающая и угрожающая мелодия дает возможность почувствовать и понять, что происходит на душе у князя.
Учитель. Одним из чудес сказки является Царевна – Лебедь. Какой Вы, ребята, представляете музыку, соответствующую образу Царевны? ( Плавная, нежная, спокойная, чистая, минорная.).
Давайте послушаем как французский композитор К. Сен – Санса представил себе этот образ. Расскажите, какие чувства вызвала у Вас произведение. (Музыка спокойная, плавная, красивая, нежная, минорная.)
Гармонирует ли данное произведение с образом Царевны – Лебедь? (Точно выражает красоту и грациозность этой красивейшей птицы и образа краса-девицы)
Мы с вами поговорили о гармонии в музыке, а с какими видами искусства может она гармонировать? (с поэзией, изобраз. искусством, жизнью) Гармония музыки сливается с гармонией поэзии и изобразительного искусства и тогда рождается настоящее чудо.
IV. Итог урока.
Давайте сделаем вывод. Сегодня на уроке мы говорили о чем? (о гармонии).
Перед вами слова, подберите подходящие слова, которые раскрывают смысл слова «гармония» - (красота, мелодичность, рифма, соразмерность, благополучие, красочность).
Учитель. А в чем выражается гармония в живописи, литературе? (Красочность и сочетание красок, яркость картины, рифма в стихах).
Вспомним еще раз какое значение имеет «гармония» в музыке? Составим предложение из разбросанных слов.
Подводя итог урока, давайте закончим предложения.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Дополнительное задание:
Творческое задание «Перевод музыки на язык красок». (П.И.Чайковский «Танец феи Драже»)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новожилова Яна Евгеньевна
→ yana_novozhilova 29.04.2018 0 3930 83 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.