Мастер-класс для педагогов по изобразительному искусству "Нетрадиционные техники рисования по мокрой бумаге"
Мастер-класс для педагогов по изобразительному искусству
Нетрадиционные техники рисования по мокрой бумаге
«Листопад»
Цели:
1.
Расширить знания педагогов в вопросах
применения нетрадиционных техник в
изобразительной деятельности детей.
2.
Способствовать повышению профессионального
мастерства педагогов через использование
нетрадиционных техник рисования, как
на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Задачи:
1.
Донести до педагогов новизну и
необходимость использования методов
нетрадиционных изобразительных техник
в развитии образного мышления, чувственного
восприятия, творчества детей.
2.
Предложить педагогам познакомиться
(или закрепить навыки работы) с техникой
рисования акварелью по мокрой смятой
бумаге.
3. Способствовать развитию
профессионально-творческой активности,
раскрытию внутреннего потенциала
каждого педагога.
4. Способствовать
содействию благоприятного психологического
климата общения членов педагогического
коллектива.
5. Мотивировать
участников мастер-класса на работу
именно в нетрадиционных техниках
рисования.
Оборудование:
(визуальный ряд) рисунки, выполненные с использованием разных техник рисования.
альбомные
листы, акварельные краски, набор кистей,
салфетки, двойная баночка с водой для
каждого участника мастер – класса.
Ход мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования. Рисование – это искусство, рисование – это творчество. И с этим не поспоришь. А рисование нетрадиционными способами – это просто волшебство! Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает не только детей, но и взрослых. Сегодня педагоги проявляют истинную изобретательность в выборе и придумывании различных оригинальных способов творчества. И это очень радует. Здесь главные критерии – новизна, увлекательность, удовольствие от процесса рисования. А еще, что, немало важно, неожиданный и просто завораживающий результат. Почти всегда позитивный! ( педагогам предлагается рассмотреть работы детей и высказать свое мнение).
Я
думаю, не стоит заострять внимание на
том, чем же привлекательны нетрадиционные
техники рисования? И так всем понятно,
что с их помощью мы можем преобразить
привычные предметы, придав этим обычным
предметам необычный вид, оригинальное
изображение. Несомненно, один и тот же
предмет, изображенный в разной технике,
будет выглядеть абсолютно иначе (предлагается
рассмотреть визуальный ряд и провести
краткий анализ восприятия).
1. Предлагаю
Вам, для примера, рассмотреть уникальнейшее
природное явление осенний листопад
(образец № 1). Добавим немного цвета,
тепла и позитива нашему и без того
прекрасному настроению. Обратите,
пожалуйста, внимание! Перед нами обычное
изображение падающих осенних листьев,
выполненное акварельными красками
кистью на альбомном листе. Разные по
форме и величине, яркие, насыщенные и
разнообразные по цветовой гамме листья
как бы, образуют сказочный неповторимый
ковер. На что здесь хочется обратить
Ваше внимание, так это на ровный красивый
фон, который легко и быстро создается
путем нанесения на чистый белый лист
бумаги цветовых пятен нужного цвета и
их растягивание влажной салфеткой.
Это
довольно быстрый и легкий способ
тонирования бумаги.
2. А здесь
(образец № 2) прежде чем начать рисовать,
я слегка смочила лист бумаги влажной
губкой и мои листочки стали более
легкими, парящими, изображение приобрело
ощутимую, нежность.
3. Вот еще одно
изображение этого же явления, но
совершенно в другом качестве (образец
№ 3).
Как
Вы думаете, что нам помогло добиться
такого необычного эффекта? Благодаря
чему нам удалось преобразить обычное
изображение, придав ему необычный вид?
Действительно, вы правы! Мы применили
для рисунка смятую, или как говорят
коллеги состаренную бумагу. Согласитесь,
что работа, выполненная на таком листе,
смотрится совсем иначе, чем на гладком
фоне. Рисование на мятой бумаге – это
своеобразный легкий способ придать
своему рисунку фактурность, объем,
уникальную светотень. Изображение
словно оживает. Нестрогие линии,
хаотичность изгибов – все это придает
рисунку интересный необычный вид и
несомненно привлекает наше внимание.
Давайте
сегодня попробуем соединить эти две
интересные и необычные техники, рисование
по мокрой и смятой бумаге, для создания
незабываемого рисунка, объединив в
работе неповторимые эффекты этих двух
техник.
Практическая часть
И
так, сначала подготовим наш лист. Возьмем
плоскую (малярную) кисть, окунем ее в
воду, слегка отожмем о край стакана и
«закрасим» лист водой. Лист у нас
большой, возможно нужно будет два раза
намочить кисть. Возможно, губкой мы
быстрее смочили б лист, но, когда не
хочется мочить руки, широкая кисть
очень удобна.
Не дожидаясь пока вода высохнет, зрительно разделим лист на две части и нанесем цветовые пятна большой мягкой кистью: синего цвета сверху – это будет небо, зеленого цвета снизу - это земля. Соотношение этих частей произвольно, зависит от того, как Вы «смотрите» рисунок. У кого – то соотношение небо - земля равное, кто – то больше видит голубое небо, кто - то землю. А кто – то вообще смотрит сверху и видит лишь травку вокруг.
Соединяем длинные стороны листа и начинаем постепенно комкать и мять его, сжимая лист в небольшой комочек. Расправляем лист и, пока он еще сырой, начинаем рисовать. Хочу обратить внимание, что если наносить краску, когда на мокрой бумаге присутствует блеск, цвета будут распространяться на большей площади Вашей картины, создавая неопределенные формы. Когда Вам нужно сделать мягкий, но не слишком рассеянный мазок кисти, как в нашем случае, поверхность не должна быть глянцевой, но все еще сырой и прохладной на ощупь. Если же Вам кажется, что во время «состаривания» бумаги Ваш лист стал очень сухим, то его можно еще раз слегка смочить кистью. –
Теперь
берем мягкую кисточку для рисования
осенних листочков. Здесь хочу обратить
Ваше внимание на то, что рисуют по -
мокрому мягкими прикосновениями
кисточки. При касании кисточки с краской
к мокрому листу, краска может растекаться
на 1-2 см в диаметре вокруг кисточки, в
зависимости от степени влажности листа.
У нас с Вами есть сдерживающий фактор
в виде изгибов, но в любом случае, советую
сначала нарисовать листок меньше
предполагаемого, а при необходимости
подрисовать его. Если краска не
растекается, значит, лист бумаги (фон)
недостаточно смочили. Если же краска
растекается очень сильно, лишнюю воду
можно убрать с помощью сухой кисти,
губки или салфетки.
Листья более
крупные удобнее рисовать мазком, мелкие
- кончиком кисточки.
Хочется
заметить, что при рисовании на мятой
бумаге на кисточку нужно брать много
воды и много краски. Их излишки будут
стекать в складки. После высыхания эти
места станут ярче и красивее. Ну вот,
наш рисунок готов. Можно полюбоваться
своей работой.
Подведение
итога:
Особенностью данных работ является то, что более эффектно они выглядят, если на них смотреть с некоторого расстояния. Вообще, данная техника способствует развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия, зрительного восприятия, внимания и усидчивости, аккуратности. С помощью рисования по мокрой мятой бумаге мы так же развиваем чувство фактурности и объёмности, творческие способности, уверенность в своих силах. Поэтому, я считаю, целесообразным использовать данный вид рисования и во время НОД, и в свободной художественной деятельности детей. Что можно изобразить, используя данную технику? Очень много. Особенно необычны пейзажи, растения, цветы. Можно использовать этот способ рисования для изготовления поздравительных открыток, оформления тематических выставок, стендов и т.д.
Рефлексия:
А
сейчас я хотела бы попросить Вас выразить
свое отношение к нашей с Вами работе в
рамках данного мастер – класса. Я
предлагаю Вам украсить свой рисунок
одним из листочков, лежащих у Вас на
салфетках. Листочки трех цветов: зеленого,
желтого, красного.
Зеленого:
все удалось, было интересно! Вы видите
возможность использования данной
техники рисования в своей практической
деятельности;
Желтого:
все удалось! Было интересно, но данная
техника для Вас не новая;
Красного:
было скучно, материал не интересный!
(Варианты ответов коллегам)
Зеленый цвет.
Я очень рада. Что мой мастер – класс Вам понравился. Выше я озвучила несколько вариантов применения данной техники на практике, но может во время выполнения данной работы у Вас возник какой – то свой образ или идея по использованию такого вида работ?
Желтый цвет.
Вы уже знакомы с данной техникой рисования. Скажите, пожалуйста, какие сюжеты Вы использовали в работе? Что рисовали с детьми? Как восприняли это дети?
Красный цвет.
Мне очень жаль, что я не смогла удивить и заинтересовать Вас данной техникой рисования, но это говорит о том, что вы, мои коллеги шагаете в ногу со временем, интересуетесь и работаете с нетрадиционными техниками рисования. Я рада, очень рада!
В заключение хотелось бы напомнить, что мы с вами сегодня мы рисовали по мокрой мятой бумаге, и я надеюсь, что Вы будете продолжать применять это в своей практике. Я желаю Вам как можно чаще использовать нетрадиционные техники рисования в своей работе. На ваших глазах будет происходить чудо, вы увидите своих детей с совершенно другой стороны. Вам доставит огромное удовольствие наблюдать за тем, как дети раскрываются в процессе творчества, как они радуются своим неожиданным успехам, как учатся создавать прекрасное и неповторимое своими руками.
Творческих Вам планов и успехов, интересных и необычных задумок, успешной реализации творческих проектов!
Спасибо
за внимание. До новых встреч!
Мастер – класс подготовила и провела учитель начальных классов и изобразительного искусства Виноградова Галина, МОУ «Зингейская школа».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Виноградова Галина Александровна
→ Публикатор 17.04.2019 1 11322 162 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.