Конспект урока по изобразительному искусству «Убранство русской избы»; 5 класс
Конспект урока по ИЗО на тему «Убранство русской избы». 5 класс.
Выполнила:
Бариева Елена Александровна
учитель ИЗО
МАОУ «Гимназия»
г. Старая Русса структурное подразделение «Школьное отделение №4»
Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.
Цель: научиться расписывать наличники для русской избы.
Реализованная цель: рисунок.
Цель урока я проверяю с помощью работы, которые выполнили ученики.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Оборудование:
для учителя – таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов;
для учащихся – альбомы, карандаши, краски, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.
Ход урока:
-
Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
-
Беседа по теме урока.
Учитель:
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла –
Все природа отдала.
Оглядись и ты вокруг,
Что увидишь, милый друг? (учитель читает стихотворение)
Учитель:
- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети:
- О русском доме, избе.
Учитель:
- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Давайте откроем учебник на с.18 и рассмотрим, какой же была русская изба.
Учитель:
- Русский крестьянин строил свой дом прочным, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
- А какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:
Учитель:
- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Учитель:
- Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Дети:
-НАЛИЧНИКИ
Учитель:
- Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?
Дети:
- ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
- Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети:
- ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель:
- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?
Дети:
- КОНЕК КРЫШИ
Учитель:
Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.
- Посмотрите, какой нарядный дом. А все ли в доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома? (учитель вывешивает на доску ватман с изображением избы)
Дети:
- Окно не украшено наличником.
Учитель:
- Правильно, на окне нет наличника.
- Давайте рассмотрим, какими же узорами раньше украшали наличники для дома. У вас в учебниках на с.24-27 есть узоры растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.), обратите внимание на их расположение и изображение.
-
Самостоятельная работа детей
Вам предстоит удивительная работа. Приступая к выполнению задания, продумайте форму наличника, подчеркните массивный верх. Смело вводите в свою композицию образы животных, птиц, но старайтесь их выполнить обобщенно и пластически выразительно. Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.
-
Подведение итогов.
Учитель:
Вы сегодня выступили в роли народных мастеров, расписывая наличники для дома. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая работа.
Завершающая часть урока включает в себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления.
Учитель:
- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями русского народа при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту и уют традиционного русского дома.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бариева Елена Александровна
→ Публикатор 13.08.2019 0 6728 463 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы