Методическое пособие "Народные художественные промыслы Нижегородской области"



 

Скворцова И.Н.-педагог дополнительного образования,

Почетный работник общего образования


 


 

(по материалам экспедиции)

Методическое пособие для педагогов дополнительного образования

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методическое пособие «Народные промыслы Нижегородской области» адресовано педагогам дополнительного образования художественной направленности с целью расширения кругозора обучающихся, их знакомства с предприятиями художественных промыслов, повышения интереса к народному и декоративно-прикладному искусству. Через приобщение детей к народной культуре оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования в различных областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

Для формирования художественного мировоззрения ребенка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «… человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем» Ведь в основе художественного своеобразия декоративных изделий, их ясно выраженных стилевых особенностей лежат глубокие корни, уходящие в местную художественную культуру.

Образовательный процесс в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества развивается на основе программы «Наша Земля – наше наследие», определяющей методологию организации деятельности художественной направленности, взаимосвязь программ данной направленности с организационно-технологическими программами: «Развитие одаренности», «Каникулы», «Социум и дети» и «Праздники детства».

Программа «Наша земля – наше наследие» определяет и понятие базового минимума дополнительного художественного образования. Среди прочего, в понятие образовательного минимума включены две составляющие:

- патриотическая ориентация учебно-воспитательного материала образовательных программ и проектов, их историко-культурологическая насыщенность;

- возможность участия детей в учебной проектно-исследовательской деятельности.

Обе эти составляющие являются основополагающими для творческих объединений декоративно-прикладного творчества и отражаются в «теме года» - это ежегодный выбор региона России для изучения представленного в нем народного искусства, художественных промыслов и создание на этой основе своих собственных произведений. Все направления деятельности объединений декоративно-прикладного творчества: художественная вышивка, лоскутное шитье, художественное вязание, сувенир своими руками, объединяются общим алгоритмом работы в течение всего года: мы выбираем тот район России, который становится основным источником краеведческих и культурологических материалов в этом году, проектируем экспедиции в каникулярное время, участвуем в конференции исследовательских работ по программе «Развитие одаренности», выполняем творческую работу по материалам экспедиций.

В 2014-15гг. – «Народное и декоративно-прикладное искусство Нижегородской области». Как правило, предваряет тему выезд в экспедицию (июнь 2014г., Нижегородская область).

Проект экспедиции включает в себя следующие составляющие:

знакомство с историей края;

знакомство с историко-архитектурными памятниками;

сбор материала по народному орнаменту и народному костюму (зарисовки в музеях, фото);

непосредственное знакомство с промыслами на художественных предприятиях;

встречи с мастерами и художниками;

мастер-классы на предприятиях.

Информация, полученная детьми во время экспедиции, является учебным материалом к образовательным программам педагогов. Знакомство детей в процессе экспедиции с основными видами декоративно-прикладного и народного искусства региона – этого огромного мира духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества, позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.

В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку».2

Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, их художественного вкуса.


 

Материал пособия построен по следующей схеме:

информационная справка о промыслах;

1 Ч. Айтматов.

2 Лихачев Д.С.Прошлое – будущему.-Л., 1985.-с.66


 


 

 

2

 


Полный текст материала Методическое пособие "Народные художественные промыслы Нижегородской области" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ирина Николаевна Скворцова  Публикатор
15.08.2019 0 2584 357

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК