Методическое пособие "Народные художественные промыслы Нижегородской области"
Скворцова И.Н.-педагог дополнительного образования,
Почетный работник общего образования
(по материалам экспедиции)
Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие «Народные промыслы Нижегородской области» адресовано педагогам дополнительного образования художественной направленности с целью расширения кругозора обучающихся, их знакомства с предприятиями художественных промыслов, повышения интереса к народному и декоративно-прикладному искусству. Через приобщение детей к народной культуре оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования в различных областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Для формирования художественного мировоззрения ребенка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «… человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем» Ведь в основе художественного своеобразия декоративных изделий, их ясно выраженных стилевых особенностей лежат глубокие корни, уходящие в местную художественную культуру.
Образовательный процесс в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества развивается на основе программы «Наша Земля – наше наследие», определяющей методологию организации деятельности художественной направленности, взаимосвязь программ данной направленности с организационно-технологическими программами: «Развитие одаренности», «Каникулы», «Социум и дети» и «Праздники детства».
Программа «Наша земля – наше наследие» определяет и понятие базового минимума дополнительного художественного образования. Среди прочего, в понятие образовательного минимума включены две составляющие:
- патриотическая ориентация учебно-воспитательного материала образовательных программ и проектов, их историко-культурологическая насыщенность;
- возможность участия детей в учебной проектно-исследовательской деятельности.
Обе эти составляющие являются основополагающими для творческих объединений декоративно-прикладного творчества и отражаются в «теме года» - это ежегодный выбор региона России для изучения представленного в нем народного искусства, художественных промыслов и создание на этой основе своих собственных произведений. Все направления деятельности объединений декоративно-прикладного творчества: художественная вышивка, лоскутное шитье, художественное вязание, сувенир своими руками, объединяются общим алгоритмом работы в течение всего года: мы выбираем тот район России, который становится основным источником краеведческих и культурологических материалов в этом году, проектируем экспедиции в каникулярное время, участвуем в конференции исследовательских работ по программе «Развитие одаренности», выполняем творческую работу по материалам экспедиций.
В 2014-15гг. – «Народное и декоративно-прикладное искусство Нижегородской области». Как правило, предваряет тему выезд в экспедицию (июнь 2014г., Нижегородская область).
Проект экспедиции включает в себя следующие составляющие:
● знакомство с историей края;
● знакомство с историко-архитектурными памятниками;
● сбор материала по народному орнаменту и народному костюму (зарисовки в музеях, фото);
● непосредственное знакомство с промыслами на художественных предприятиях;
● встречи с мастерами и художниками;
● мастер-классы на предприятиях.
Информация, полученная детьми во время экспедиции, является учебным материалом к образовательным программам педагогов. Знакомство детей в процессе экспедиции с основными видами декоративно-прикладного и народного искусства региона – этого огромного мира духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества, позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.
В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку».2
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, их художественного вкуса.
Материал пособия построен по следующей схеме:
●информационная справка о промыслах;
1 Ч. Айтматов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ирина Николаевна Скворцова
→ Публикатор 15.08.2019 0 2549 353 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы