Статья "Развитие творческих способностей на уроках музыки"
На современном этапе в образовании стало важным творческое развитие детей для их самореализации. Важная задача эстетического воспитания в школе –это развитие в обучающихся творческого начала.
Урок музыки – это, во многом, урок творчества. Творчество – деятельность, вследствие которой, появляется что-то новое. Что такое творческие способности? Это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то оригинальное и уникальное.
Уроки музыки могут способствовать развитию продуктивной творческой деятельности у детей, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмического интонирования.
Также перед учителем музыки стоят важные задачи :
формировать эмоционально - ценностное отношение обучающихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, которые раскрывают духовные ценности человечества;
развивать музыкально-образное мышление учащихся, опираясь на природу музыки, на примерах музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;
формировать опыт музыкально-творческой деятельности учеников, как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя;
формировать у детей потребности в музыкально - досуговой деятельности, которая обогащает личность.
Одним из принципов уроков музыки должно стать «творческое действие», которое основывается на таких основных звеньях:
музыка
мысли
чувства
творчество
действия
В процессе такого построения формируется «проживание» себя в музыке и в искусстве, в общем. Погружение в художественный образ, его осмысление связано с умением пропускать «через себя», с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.
Что же происходит в процессе эмоционально – образного музыкального восприятия?
Привить обучающимся любовь к музыке путём различных видов музыкальной деятельности, научить не только слушать, а слышать и воспринимать музыкальное произведение, проносить через сердце, душу и не бояться высказывать своё мнение и ощущение, и, конечно, прислушиваться к мнению других – вот к чему стремится на уроках учитель музыки.
Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте его формированию способствуют движения, помогающие ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом развивается образная речь детей, активизируется воображение.
Зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время такое восприятие раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не отвлекаясь.
При слушании музыкия достаточно часто применяю следующий приём: не сообщаю предварительно название музыкального произведения, для того, чтобы дети определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей своё название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено. Таким образом, развивается творческое воображение. Такую форму работы можно применять во всех классах. В начальной школе – в устной форме, а знакомясь с произведениями музыкальной классики в среднем звене, можно просить ребят изложить свои впечатления и размышления от прослушанной музыки и в письменной форме.
Использование игровой технологии является неотъемлемой частью методики преподавания музыки в начальных классах. Игра – это наиболее доступный вид деятельности ребенка младшего школьного возраста.
В практике я используются следующие игровые приёмы: игры на развитие слухового внимания, динамического слуха, импровизацию, игры на развитие чувства ритма.
Следующий вид деятельности на уроках – это игры-путешествия, которые совершаются учащимися в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран или творчества композиторов.Отличительная черта этих игр – активность воображения. Так, например, в 1 классе была интересная тема – цикл пьес К.Сен-Санса «Карнавал животных». И весь урок дети «передвигались» по аудитории на «музыкальном поезде» от одной музыкальной станции к другой, слушая фрагменты и выполняя тематические задания.
Следующий вид игровой деятельности – это интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.
Основанные на соревновании, они показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, побуждают их познавательную активность. Примеры таких игр: «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Музыкальный брейн-ринг», «В мире музыкальных инструментов». Подобные игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Обучающиеся также приобретают опыт работы в группах.
Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность обучающихся. Наиболее популярные –
«Я - композитор», «Я- дирижёр». Это игры на знание средств музыкальной выразительности.
Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных детямшумовых музыкальных инструментах.Так, данная форма работы тесно связана со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением и импровизацией. Такие несложные музыкальные инструменты, как ложки, трещётки, колокольчики и бубны, маракасы и тамбурин нравятся обучающимся в любом возрасте. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает радость у учеников, желание каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность используется для общего музыкального и творческого развития.
Одним из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и задача учителя также заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению в начальных классах используют игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. А в среднем звене- это пение по фрагментам, пение по «цепочке», как бы передавая «эстафету» другому,а также вокальная импровизация.
Большим потенциалом для развития творческих способностей обладают методы и приёмы технологии развития критического мышления. На уроках музыки, уже в средних классахможно использоватьтакие приёмы, как «Верите ли вы? Почему?», «Синквейн» или «Бином фантазии».
При
проведении уроков, обычно на стадии
рефлексии можно предложить выполнение
таких заданий, ведь они:
обогащают
словарный запас;
подготавливают
к краткому пересказу;
учат
формулировать идею (ключевую
фразу);
позволяют
почувствовать себя хоть на мгновение
творцом;
получается
у всех.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся, помогает метод проектов. Он ценен тем, что в ходе его выполнения, ребята учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт исследовательской деятельности, учатся доносить своё мнение, активно включаются в работу и чувствуют личную ответственность за реализацию проекта. В этом учебном году такую работу я проводила с обучающимися 8 класса.
Примерно
два раза в четверть в начале урока для
детей всех классов я провожу музыкальную
викторину.
Она заключается в прослушиваниипроизведений,
звучащих
на предыдущих уроках (4-5
фрагментов).
Задача
обучающихся –
вспомнить и определить
название, и в идеале – автора.
Один из приёмов, используемых на уроках музыки– это рисование. Нравится данная форма работы ученикам 1-6 классов, в 7-8 классах уже меньше желающих рисовать. Можно предложить показать свои чувства на бумаге сразу во время звучания музыкального произведения. Это очень помогает глубже погрузиться в музыку.
Для
лучшего усвоения разности характеров
в музыке рисование также отлично
подходить. Так, например, в 3 классе при
прохождении балета П.Чайковского «Спящая
красавица» после прослушивания
музыкальных характеристик феи Сирени
и феи Карабос, я предложила обучающимся
шаблон «волшебниц» - два абсолютно
одинаковых контура. Ребятам предлагалось
дорисовать
эти фигуры,
превратив
одну в «добрую»,
а
другую в «злую»
волшебницу,
повторно
прослушивая вышеназванные отрывки.
Также рисование часто используется, как форма домашнего задания для закрепления пройденного на уроке материала.
У каждого
ученика есть какие-то способности и
таланты.
Дети
от природы любознательны.
Проявления
творчества характерны для ребенка с
самого
раннего возраста,
так
как творчество –
это норма
детского развития.
Творческий
процесс тренирует и развивает память,
мышление,
активность,
наблюдательность,
целеустремленность,
логику,
интуицию.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Прудникова Юлия Петровна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.