Урок "Музыка эпохи барокко. Антони Вивальди."


«Музыка барокко» (комментарии к уроку)


Цели: дать представление о музыке эпохи барокко; ознакомить учащихся с особенностями развития музыкальной культуры барокко; приобщить учащихся к сокровищнице западно-европейской музыки через творчество великих композиторов: А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, И.С.Баха.


Ход урока


  1. Актуализировать знания учащихся по предыдущим темам. Фронтальная беседа по вопросам.

  2. План изучения нового материала:

2.1.Образ эпохи барокко.

2.2.Основные инструменты и жанры.

2.3.Композиторы эпохи барокко.

3. Жизнь и творчество Антонио Вивальди. Слушание произведений из цикла «Времена года».


Музыка барокко. (Слайд 1). Запись в тетрадь темы урока и хронологические рамки эпохи.


Слайд 2.

Слово 'барокко' пришло из португальского языка и означает жемчужина неправильной формы, с итальянского языка это слово переводиться как странный, причудливый. Какими бы не были корни этого слова, именно эпоха барокко считается началом распространения западно-европейской цивилизации.

Слайд 3

Эпоха барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна быть неестественно бледной, в вычурной прическе, в тугом корсете и в огромной юбке, а мужчина в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен духами.

Слайд 4

Комментарии слайда. Частично запись в тетрадь.

Слайд 5

Комментарии слайда. Запись в тетрадь.

Слайд 6

Комментарии слайда. Запись в тетрадь.

Слайд 7

Комментарии слайда.

____________________________________________

В эпоху барокко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Возрождения, позволило процветать нерелигиозной музыке.


Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.

Слайд 8

_______________________________________________


Наиболее яркими композиторами эпохи барокко в музыке стали:

Комментарии Слайд 9


Жизнь и творчество Антонио Вивальди.

Комментарии слайдов. Рассказ о жизни и творчестве композитора, его сложной, полной неожиданностей судьбе.

Слушание: Лето.Август. Гроза.

Просмотр фрагмента фильма «Vivaldi» слушание фрагмента Зима. Декабрь. Просмотр фильма необходим для поддержания образа эпохи, создания атмосферы и настроения времени. Фрагмент призван заинтересовать учащихся и побудить их к просмотру фильма целиком.


P.S. Рекомендую педагогам посмотреть фильм. «Vivaldi», 2009 г. Очень красивый, яркий фильм о жизни и творчестве композитора.

Слайд 1
МУЗЫКА БАРОККО Автор: Синкина И.А., Учитель музыки, истории ГОУ ЦО №1862, г. Москвы 
Слайд 2
МУЗЫКА БАРОККО XVII – I п. XVIII века (1600-1750 гг.)
Слайд 3
Слово 'барокко' пришло из португальского языка и означает жемчужина неправильной формы, с итальянского языка это слово переводиться как странный, причудливый.
Слайд 4
Эпоха барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть неестественно бледной, в вычурной прическе, в тугом корсете и в огромной юбке, а мужчина в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен духами.
Слайд 5
Основные черты музыки барокко    Контрастность, напряженность, динамичность образов, тяготение к величавой пышности. Совмещение действительности и вымысла (опера, оратория, культовая музыка). Музыка обретает полную независимость от слова, в связи с чем возникают крупные циклические формы (например, сольная и ансамблевая сонаты), а также жанры concerto grossi и сюиты, причем в последних гармонично сочетаются театральные увертюры, бытовые танцы, арии, импровизации.
Слайд 6
Одним из самых жанров инструментальной музыки становится концерт.  Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения, и вероятно это слово имело значение 'контрастировать' или 'бороться', но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки.  Двумя из самых великих композиторов концертов того времени были Корелли и Вивальди, их творчесво пришлось на конец эпохи Барокко, и они установили и упрочили концерт как способ продемонстрировать всё мастерство солиста.
Слайд 7
 В начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавалери и Монтеверди были написаны первые оперы, сразу получившие признание и вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии.
Слайд 8
Музыкальные инструменты Ведущими инструментами эпохи барокко становятся: скрипка, клавесин, орган.
Слайд 9
Камерные оркестры (от итальянского слова «камера» комната)    Струнные камерные оркестры – скрипки, альты, виолончели. Камерные оркестры струнных инструментов и клавесин. Камерные оркестры струнных инструментов, клавесин и флейта.
Слайд 10
Композиторы эпохи барокко Италия Клаудио Монтеверди Джованни Альбинони Антонио Вивальди  Англия Генри Пёрселл  Георг Фридрих Гендель (Германия - Англия)  Франция Дж. Баттиста Люлли Жан Филипп Рамо  Германия Иоганн Себастьян Бах 
Слайд 11
Источники:    http://www.olofmp3.ru/index.php/Muz yka-Barokko.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_ барокко http://www.load.cd/ru/composers/epo chs/baroque.html
Слайд 1
Композиторы эпохи барокко Антонио Вивальди Автор: Синкина И.А., Учитель музыки, истории ГОУ ЦО № 1862, г. Москвы 
Слайд 2
Антоо нио Луо чо Вивао льди «Рыжий священник»
Слайд 3
Антонио Вивальди венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер   Родился 4 марта 1678 года в Венеции (Италия) Умер 28 июля 1741 года в Вене (Австрия)
Слайд 4
Родился в бедной семье. Первым учителем игры на скрипке стал его отец, который служил скрипачом в церкви св. Марка в Венеции. Первое приписываемое Вивальди сочинение датируется 1691 годом. С раннего детства Антонио готовил себя к принятию духовного сана. Вероятно, на решение Антонио избрать карьеру священника повлияла многолетняя деятельность его отца в соборе Св. Марка.
Слайд 5
  Еще до завершения своего духовного образования Вивальди приобрел репутацию выдающегося скрипачавиртуоза. В сентябре 1703 года, вскоре после принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий «Оспедале делла Пиета». Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его «консерватория» стала заметно выделяться среди других в Венеции.
Слайд 6
 Антонио Вивальди сочинял музыку для многочисленных светских и духовных концертов консерватории. Одновременно писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и других европейских странах. Среди поклонников его таланта были как простые люди так и представители королевских династий и знати.
Слайд 7
Вивальди за свою жизнь познал величайшую славу. Однако постоянные нападки на него со стороны церкви наносили вред его слабому здоровью. «Отец Вивальди» последние годы жизни провел в Австрии в городе Вена. Всеми забытый и покинутый он умер в 1741 году. Похоронен он был на бедняцком кладбище, которое впоследствии было срыто. От «рыжего священника» не осталось никаких следов, кроме его музыки.
Слайд 8
Основные произведения Антонио Вивальди     оперы (более 40), в основном на античные сюжеты; оратории, кантаты, серенады, многочисленные церковные произведения; инструментальные концерты (465), в т.ч. для одного инструмента (331, в т. ч. 228 для скрипки) и др.; Одно из самых известных произведений — цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года» — ранний образец программной симфонической музыки.
Слайд 9
Особенности творчества Антонио Вивальди        Создал жанр сольного инструментального концерта. Способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность оркестрового письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством. Концерты Антонио Вивальди послужили образцами концертного жанра для многих европейских композиторов, в т. ч. Иоганна Себастьяна Баха (переложил около 20 скрипичных концертов Вивальди для клавесина и органа). Существен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие). Инструментальный концерт Вивальди явился этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди.
Слайд 10
Цикл «Времена года»  «Времена года» – это невероятный по красоте и содержательности цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях(три месяца каждого времени года) и каждый концерт изображает одно время года.
Слайд 11
«Времена года» (Четыре времени года)  Во «Временах года» А. Вивальди не просто имитировал природу, а вложил в произведение своё лирическое восприятие окружающего мира. В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет (возможно, написанный самим композитором), содержание которого определяет характер музыкального развития.
Слайд 12
Источники:    http://www.olofmp3.ru/index.php/Muz yka-Barokko.html http://musicmp3.spb.ru/album/vremen a_goda_vladislav_gluz_violin.html http://ru.wikipedia.org/wiki/Вивальди

Полный текст материала Урок "Музыка эпохи барокко. Антони Вивальди." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синкина Ирина Александровна  Фуад-Паша
11.12.2010 5 27849 5974

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК