Разработка "Музыка Рождества" + презентация


│. Орг. момент.
Звучат колокола.
Перекличка (учитель – ученик)
- Во Вифлееме - Во Вифлееме
- Весела новина! - Весела новина!
- Пречистая дева! - Пречистая дева!
- Породила сына! - Породила сына!
- Христос родился! - Бог воплотился!
- Ангелы спевают, - Царие витают,
- Поклоны отдают, - Пастыри играют,

Вместе: Чудо, чудо поведают!

││. Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока «Музыка Рождества».
(слайд)
- Ребята, какова цель урока? (познакомиться с музыкой Рождества, узнать рождественскую историю)
(слайд)

1.Беседа
- Когда встречают в России Рождество? ( 7 января)
- А в других странах? (25 декабря)
- Что означает слово «рождество»? (Рождение)
- Кто из вас знает рождественскую историю? ( Давным-давно в старинном городе Назарете (слайд « карта») жила девушка Мария. Она была обручена с плотником Иосифом. Однажды явился Марии ангел и возвестил её о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, потому что он спасёт людей от грехов их)
(показ слайда «Ангел несёт Марии послание от Бога»)
- Почему «Рождество» стало большим событием? (Эта тайна Боговоплощения: Бог стал человеком.)
- Кто родился в этот день? (Иисус, потом его стали называть Христос, что значит Царь, помазанник.)
- Ребята, где происходили события?
Над горной пещерой сверкала звезда,
И спал Вифлеем (показать на карте) в тишине сладких грёз,
Великое счастье свершилось тогда –
Родился Спаситель для мира – Христос!
• Просмотр иконы Рождество Христово.
(слайд)
Икона (от греч. – образ) – в православии и католицизме изображение бога и святых, которому приписывается священное значение.
- Что рассказывает нам икона Рождество Христово? (В пещере, в которой находился скот, родился Иисус Христос.)
- Кого вы видите? (Ангелов, волхвов)
- Когда родился Христос? (Более 2 тысяч лет тому назад.)
- Почему для людей рождение Христа было важно? (Народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события. День рождения Иисуса Христа отмечают во всём мире. В церквях идут празднества.)

2. Знакомство и исполнение Рождественской молитвы
(Тропарь. Глас 4)
- Ребята, кто из вас был в церкви святой Троицы на службе Рождества Христова? (Ответы уч-ся)
(показ церкви)
- Какие песнопения звучали?
Главная молитва праздника – это тропарь Рождества Христова. Мы с вами его разучили.
- Кто нашёл значение этого термина?
* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)
(слайд)

1) Запишите в тетрадь.
2) Исполним тропарь Рождества Христова.

Тропарь. Глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума: /
В нем бо звездам служащии, / звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, \ и Тебе ведети с высоты Востока; //
Господи, слава Тебе.
Физминутка.
Мы сейчас с вами поиграем в рождественскую игру «Собери слово».
(Слово собирается из букв, нарисованных на бумаге, наклеенный на планшет размером 25 на 40см)
Учитель громко называет слово, которое нужно собрать («Рождество», «тропарь»).
По сигналу учителя все игроки одновременно подбегают к планшетам и разбирают их. Затем составляют названное слово, выстраиваясь в линию.

3. Объяснение термина «вертеп», показ его.
Также в этот праздник во всех странах Европы в домах и церквях зажигают свечи, поют песни, молитвы о родившемся в мир Младенце и Его Матери – Деве Марии. Во многих странах принято устраивать вертепы. (показ наглядно)

Так называется изображение пещеры, внутри которой икона и маленький Иисус в яслях. Сверху горит Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя Мира.
(показ слайда, понятие)
* Вертеп – 1) пещера; 2) убежище, притон; 3) распространённый в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания. (С.И. Ожегов)

Когда же Иисус родился, через пустыню пришли поклониться маленькому Христу-Спасителю волхвы с востока и принесли ему дары.
Ясли тихо светят взору.
Озарён Марии лик;
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
(заходят волхвы с дарами под барабанную дробь)
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
( А. Фет)

.(Каждый волхв говорит значение даров)
Каждый из даров имел определённое каноническое значение и служил знаком признания Христа:
золото – символ царской власти;
ладан (ливан) – признание его божественности;
смирна – признание его человеческого начала.
* Ладан – душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).
* Смирна – драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания

4. Объяснение термина «коляда». Исполнение колядки..
Как мы уже с вами говорили, народ поёт и веселиться, то есть колядует.
- Что такое коляда? (Ответ)
(показ слайда)
* Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней (С.И. Ожегов)
-А как называется обрядовая песня? (Ответ)
* Колядка – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.
(С.И. Ожегов)
1) Запишите в тетрадь.
Колядки поют, заходя с поздравлением в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривают подарками, угощениями.
- Ребята, а кто из вас колядовал на Рождество?
- Вы можете спеть такие колядки? (Да)

(Ученик объявляет: колядка «Рождество Христово»)
2) Исполнение.
Рождество Христово
колядка
1. Рождество Христово – Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
«Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»
2. Пастыри в пещеру первыми пришли
И Младенца Бога с Матерью нашли.
Стояли, молились, Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество.
3. Все мы согрешили, Спас, перед тобой,
Все мы люди грешны. Ты один святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье.
Днесь Рождество Христово.
3) Знакомство с европейской колядкой.
Ребята, мы с вами говорили, что рождество празднуют во всех странах мира.
Послушайте европейскую колядку «Риу, риу, риу»

│││. Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
Рассказывая о музыке Рождества, мы познакомились с песнопениями. На уроке звучала духовная музыка, в которой воплощены высокие мысли и чувства.
А как вы усвоили сегодняшний материал, покажут ответы на тест.
1.Объяснение.
В левом столбце записаны термины сегодняшнего урока, а в правом – их значения. Вы должны составить соответствие между термином и его определением, соединив их стрелками. (читаю)
(слайд)

тропарь пещера
вертеп песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого
колядка душистое вещество
ладан старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.
смирна драгоценное масло

Начинаем работу, по звону колокольчика заканчиваем выполнение.
2.Выполнение теста.
(Звенит колокольчик)
3. Проведём взаимопроверку.
(показ слайда)

Пользуясь доской, отметьте галочкой правильные ответы.
4. Взаимопроверка.
У кого получилось 4 правильных ответа – ставим «3» (удовлетворительно), 5 правильных ответов – ставим «4» (хорошо), все правильные ответы – «5» (отлично), с теми, у кого правильных ответов менее 4 – мы с вами поработаем на следующем уроке. Возвращаем ответы авторам. Посмотрите свои работы, кто не согласен с оценкой? (Ответы) Сдайте свои работы.
Урок закончен. В память о сегодняшнем уроке учащиеся дарят гостям ангелочков.
А теперь слово настоятелю Храма Святой Троицы Отцу Василию.


Полный текст материала Разработка "Музыка Рождества" + презентация смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Узерина Светлана Владимировна  svetlanauzerina
03.02.2011 10 24317 5063

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК