Разработка "Творчество Сергея и Татьяны Никитиных на уроках музыки в 1 - 8 кл."
«Думающая песня для думающих людей»
Б.Окуджава
Материал составила и подготовила учитель музыки МОУ «Лицей №18»
Сколова О.Н.
О.Н. Сколова
учитель музыки
МОУ «Лицей №18» г.Новочебоксарск
ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ И ТАТЬЯНЫ НИКИТИНЫХ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.
И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души.
Ю.Визбор
Авторская песня – это целый пласт в российской культуре. Авторскую, или бардовскую, песню можно любить или не любить, принимать или не принимать, но чаще всего ее нехитрые слова и мелодии задевают слушателя, бередят душу. Актуальность выбора песен в том, что они помогают музыкально-образовательные задачи увязать с более широкими воспитательными. Особенно когда сами темы – о современности музыки, о легкой и серьезной музыке – предполагают столкновение мнений, споры, ведь речь идет не просто о вкусах – в конечном счете, о жизненной позиции подростков.
Как важно целенаправленно воздействовать через авторскую песню на духовный мир учащихся, на их нравственность. Туристские песни, как правило, подкупают искренностью, они хорошо объединяют у костра. Ведь важно, чтобы были песни, которые не просто где-то кого-то объединяли, но и лично каждого касались. Объединять можно ведь не только на борьбу, нужно, чтобы люди чаще чувствовали локоть друга. Исполнителю и композитору Сергею Никитину свойственен авторский подход к поэтической песне. Поэтому важен выбор стихотворения, нахождения смысловых акцентов, своей интонации еще в процессе чтения. Затем он добивается отразить все это в сочиняемой мелодии, ее ритмике, гармонии…
Чтобы понять интонацию стихотворения и мелодии, уловить связь между этими жанрами можно воспользоваться прослушиванием песен в исполнении Никитиных. Важен тот факт, что Никитины хорошие музыканты, пропагандисты лучшей поэзии у которых есть вкус, истинная образованность, они действительно могут оперировать всеми чудесами поэзии и музыки. Выразительность при исполнении песен, которую мы требуем передать, когда работаем над песней с ребятами, очень хорошо слышна, и мы можем поучиться этому у Никитиных. В пeснях Тaтьяны и Сергея Никитиныx мнoго добра, внимания к чeлoвеку, к душe.
Песни в их исполнении можно взять при изучении тем: «Музыка и современность», «О чем говорит музыка?», «Музыкальный образ», «В чем сила песен С. Никитина?», «Интонации автора», «Музыка и кино», «Мы слушаем композитора и исполнителя» и т.д.
Представленный мною материал, использовался при подготовке учеников к разучиванию или прослушиванию той лили иной песни в исполнении Никитиных. Так как их песни вводят детей через пение в атмосферу мысли, подспудно воспитывают в них отношение к песням бессмысленным, немузыкальным, потому что глубокий по мысли текст – неотъемлемое свойство настоящей песни. Они в их исполнении открывают широкий простор для ее просветительской деятельности, для реализации идей нравственного воспитания через искусство, заставляют продумывать оптимальные методические решения урока, на котором в неразрывном единстве сплетаются художественные идеи и образы всех искусств, составляющих понятие культуры общества.
Фрагменты бесед с учащимися
о песнях, предлагаемых для разучивания или слушания.
8класс Тема: « Пою Окуджаву»
Период 30-х годов знаменателен и возрождением песни, которую долгое время никак не могли назвать. Ее называли студенческой, туристской, менестрельской, молодежной, гитарной, самодеятельной и наконец в последние годы – авторской. Подобные песни существовали всегда, в нашей стране авторская песня была известна до революции (А.Вертинский). Затем в 20-40-х гг. подобные произведения возникали от случая к случаю, подлинным явлением общественной жизни становятся только с конца 50-х годов, когда к ним обратилась молодежная студенческая среда. Такая песня потому и называется самодеятельной или авторской. Что создается она профессиональными авторами; все ее компоненты (напев, текст, исполнение) принадлежат одному человеку. Почти все авторы – выходцы из студенческой среды: Б.Окуджава, А.Галич, Ю.Визбор, М.Анчаров, А.Городницкий, Н.Матвеева, В.Егоров и т.д.
Рождение авторской песни (в современном понимании) можно отнести к 1947 году, когда Булат Окуджава (в результате спора со своим другом, утверждавшим, что песенному жанру уготована легкомысленная текстовка) написал песню «Неистов и упрям»
Неистов и упрям, Вот так прожить дотла,
Гори огонь, гори, А там пускай ведут
На смену декабрям За все мои дела
Приходят январи. На самый страшный суд.
Нам все дано сполна - Пусть оправданья нет,
И радость, и успех, Но даже век спустя-
Одна на всех луна, Семь бед - один ответ,
Судьба одна на всех Один ответ- пустяк.
С этого времени песни Окуджавы вошли в духовную жизнь страны. Его песни были необычны не только, по словам, не только по мелодии, но, прежде всего по тону, по интонации. Это была интонация беседы, дружеского обращения. В отличие от песен, звучавших тогда по радио, они были адресованы не столько всем вместе, сколько каждому в отдельности. Особо не принятые в стихосложении «лишние слова» («извините», «знаете», «пожалуйста», «мой дорогой») создавали атмосферу искреннего человеческого внимания. Оказалось, что обыденное может превратиться в сказочное, что к женщине подобает обращаться «Ваше величество», что «доброта», «милосердие», «любовь»- не просто слова. Как справедливо заметил в 1967 году композитор В.Гаврилин, «от профессионалов ускользнул целый мир человеческих чувств, целая сложившаяся в обществе психология». Вот это-то и пытается уловить вслед за Окуджавой авторская песня.
Пример для слушания: «Давайте восклицать, «Грузинская песня» на ст. Б. Окуджавы
- Для чего человек живет на земле?
Чтобы построить дом, посадить дерево, воспитать детей. Чтобы просто собрать в своем доме друзей и послушать пластинку с голосом любимого певца.
«Когда появился Окуджава со своими тихими песнями, власти очень быстро поняли, что он несет с собой дух независимости. Даже то, что у него в стихах появилось слово “Женщина” - “Женщина, Ваше величество…” - это было настолько революционным, что нам сейчас это трудно представить. В то время это звучало настолько вызывающе! Булат Шалвович - человек внутренне независимый от окружающей действительности и системы, он и другим нес этот дух свободы. Я помню, что люди собирались “на магнитофон”, чтобы послушать Окуджаву. И, кроме того, что это было явление культуры - высокое искусство, высокая поэзия, это еще давал людям силы внутренне сопротивляться и выживать, быть свободными»
/Из воспоминаний С.Никитина /.
7 класс «Музыкальный образ»
тема: Духовная музыка.
Русская духовная музыка также дает многочисленные примеры ее воздействия на чувства и мысли людей.
Пусть учащиеся задумаются над вопросом: В каких жизненных ситуациях люди приходят в храм с молитвой, чтобы найти утешение, покой, смирение?
- Что такое молитва? (Это обращение к Богу, к святым мученикам, к Богородице – мольба о помощи, заступничестве, укреплении духовных сил.)
МОЛИТВА – (сл.С.И.Ожегова) обращение к Богу или мыслимой как божественной силе с помощью слова, жеста и поведения.
Булат Шалвович Окуджава в своем творчестве обращается к жанру молитв. В 1963г.появляется серьезная и выразительная песня под названием «Молитва».
Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
…
Господи, мой Боже, зеленоглазый мой!
Пока земля еще вертится, и это ей странно самой,
Пока ей еще хватает времени и огня,
Дай же ты всем понемногу… И не забудь про меня
- О чем просит человек, подойдя к иконе для людей? (мудрому - голову, трусливому - коня, счастливому - денег, рвущемуся к власти навластвоваться всласть, Каину- раскаянье и т.д.)
Слушаем и сравниваем песню «Молитва» в исполнении Б.Окуджавы
С. иТ.Никитиных
Обратили внимание на изменения в прочтении этой песни дуэтом. Вот как сам Б.Окуджава об этом пишет
(в газете «Известия» 26.07.85)
«- Для меня очeнь вaжнo пoявлeниe Никитиныx в мире искусствa. Важно: нa эстрaду вышли интеллигенты У Никитиныx есть вкус, истинная образованность, они действитeльнo могут опeрирoвaть всеми чудесами пoэзии u музыки. .... Не только Никитины, но u вообще автoрскaя пeсня, нa мой взгляд, oчeнь пoвлиялa на эстрaду: тeпeрь мнoгиe испoлнитeли стaраются брать серьезныe пeсни, хотят общаться со зрителeм, нe показывать себя, не демонстрировать, a именнo общaться...»
6класс «Сила музыки»
Тема: «Скажи мне, какие песни ты поешь, и я скажу тебе, кто ты»
Надо помнить, что Окуджава в первую очередь поэт, потому для него важно высвободить ту музыку, которая заключена в стихе. Если композитор нащупывает эту музыку стиха, тогда и получается песня. Когда мы вспоминаем слова. Сразу вспоминается и музыка, для тех, кто ее знает, конечно.
-Какая же особенность мелодии в песне «Надежды маленький оркестрик»?
- Она все время раскручивается вверх.
Да, ведь истинная любовь- это всегда восхождение, восхождение к себе, и обратите внимание: мелодия нигде не прекращается, все длится и длится, как полет!
Исполнение и слушание песни: «Надежды маленький оркестрик»
в исп. С.и Т. Никитиных
Странно, неприглядно выглядит этот оркестрик. Почему такой потертый, помятый вид: «Кларнет разбит, труба помята, фагот как старый посох, стерт, на барабане швы разлезлись…»? Подумайте, почему такой образ.
Он существует всю жизнь. Бывают периоды, когда людям говорят: сила- вот что нужно, а любовь не нужна… Но «кларнетист красив, как черт, флейтист, как юный князь, изящен, и в вечном сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»
Вот так - слышат этот оркестрик все, а играет он не каждому. Тот, кому он играет, имеет силы переносить несчастья. А как сделать, чтобы он играл тебе, - дело только твоей судьбы и никого больше.
5класс Тема: «Не в деньгах наше счастье»
Деньги занимают большое место в нашей повседневной жизни, они вездесущи. Мы видим, что деньги – мощная сила, которая может управлять и руководить человеком. Человек запросто может стать рабом денег.
В жизни для нас важно, чтобы они были нашими рабами и слугами. И хотя деньги правят миром, но замечательно то, что они не могут управлять нашей душой. Душой правят идеи, убеждения, идеалы.
- Как вы думаете, почему я сегодня заговорила с вами о деньгах?
А речь пойдет о книге «Приключение Буратино» и о песнях к ней.
Вспомните, Папа Карло жил бедно, а для того чтобы одеть Буратино и обучить его грамоте, он продал свой сюртук. Буратино помнит об этом и на 5 золотых, которые попали ему в руки, он хочет купить Папе Карло новый сюртук. Если бы не встреча с Котом Базилио и Лисой Алисой, которые посоветовали ему их закопать.
Слушание песни: «Поле чудес» в исп. Никитиных и ее разучивание.
…
Это как в жизни происходит борьба из-за денег, из-за того чтобы больше получить их. При этом люди могут терять честь, совесть, разум, милосердие друзей и даже жизнь. Кот и Лиса похожи на таких людей.
Предлагаю исполнить эту песню выразительно. Мальчики перевоплощаются в образ кота Базилио, а девочки – в Лису Алису (для этого встают по кругу парами мальчики впереди, а девочки за ними). Исполняют по фразе, меняясь местами.
Иной норовит стать богатым, поэтому копит деньги, ночами не спит. Но ведь не все то золото, что сверкает и даже блестит.
- Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (силу, талант, здоровье, любовь).
Предлагаю послушать песню « Тортиллы», которая прожила большую жизнь и теперь может нам подсказать, как подсказала когда-то Буратино.
Слушаем в исполнении Никитиных «Песенку Тортиллы».
…
- Как вы понимаете слова: « Как говорится, зверь бежит - и прямо на ловца»?
-Какой вывод можно сделать из песни «Какое небо голубое», которую мы сейчас послушаем в исполнении С.и Т. Никитиных?
«На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош
и делай с ним, что хошь».
«На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь
и делай с ним, что хошь»
«На хвастуна не нужен нож, ему немножко подпоешь
и делай с ним, что хошь».
2класс «Развитие музыки»
Тема: « Что помогает развитию музыкального образа?»
Истинного любителя собак интересуют все собаки без исключения. Показываю фото с изображением нескольких пород собак и спрашиваю о том, что ребята знают о их породе и характере. Существует даже специальная наука о поведении собак – КИНОЛОГИЯ.
А в поселке на Аляске собаке поставлен памятник.
ТАКСА - Имеют своеобразный характер, хитрые, своенравные, чуткие, привязанные. Без воспитания сами становятся хозяевами в доме. Проверенные охотничьи собаки, должны постоянно двигаться - иначе им грозит ожирение.
БУЛЬДОГ- (анг.)Мужественный, преданный, самостоятельный, охраняет и любит детей.
(фр.)Жизнерадостный, интеллигентный, чуткий, дружелюбный, не особенно любит детей.
А что произошло, с этими собаками, мы узнаем из песни под названием: «Бульдог и таксик»
на ст.Д.Хармса
-Умеют ли животные разговаривать?
Да, но не словами – они подают сигналы тревоги, опасности, сообщают, что нашли добычу. Звери объясняются на языке поз и движений, а также запаха.
-Какие средства музыкальной выразительности использовал С.Никитин в песне,
изображая диалог двух собак?
1 класс Тема: О чем расскажет музыка?
-С чего началось у вас сегодняшнее утро?
С маминой улыбки, с песенки скворца, с шума на улице, будильник, солнечный луч.
А вот как наступило утро у мальчика в деревне.
Слушание песни: «Петух» сл.Д.Сухарева муз.и исп. Никитина
Обращаю внимание на подражание петушиному кукареканию. Дети пробуют изобразить кукарекание петуха.
«Кукареку» - так кричат домашние петухи в России. Почему только в России, разве в других странах кричат по – иному. Крик то звучит также или, похоже, просто в разных языках он передается различным образом. «Французский» петух кричит «ко-ко-рико», «японский» - «кокэ-ко», а «английский» даже «кок-а-дудль-ду»! Криком петух заявляет соседям о территориальных правах. Петухам «низшего ранга» кричать не позволяется – за это следует наказание от главных самцов (в курятниках существует многоступенчатая иерархия)
Как ни странно, человек нашел «применение» петушиному крику. В 1 германском городке проводят соревнования певчих петухов. Петух- призер прокукарекал 92 раза, а «серебряный» медалист 82 раза. Не только из кровопролитных драк могут состоять состязание петухов. Есть поверье: третий утренний петушиный крик разгоняет нечисть. Современному человеку это не очень нужно, зато лет 100 назад оно высоко ценилось и сослужило многим писателям хорошую службу, в том числе и в XX веке (“Вий» - Гоголь и Булгаков – «Мастер и Маргарита»).
На доске выделенные слова, встречающиеся в песне: ЗАСТРЕЛЬЩИК, ЛЕЖЕБОКА.
Застрельщик – инициатор, тот, кто начинает новое дело.
Лежебока – лентяй, бездельник, любящий валяться на постели.
Литература
1. Большой путеводитель по Библии -М.: издательство, 1993.-306с.
2. Энциклопедия для детей. Биология-528с.
3. Ожегов, С. И. словарь русского языка :10.000 слов /под ред.Н.Ю.Шведовой /
- М. : Русский язык, 1990.-561с
4. Истомин, С. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия :
- М.: «Издательство Астрель», - 2002.- С 330-334.
5.Вендрова, Т.Е. Пусть музыка звучит! : книга для учителя:
из опыта работы -М. : Просвещение, 1990. С 47-48,58-59.
6.Багрова, Л. А. Я познаю мир: Детская энциклопедия : растения
- М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 254с
7. Андреев, Ю. А. : Среди нехоженых дорог одна – моя : - М. : Профиздат, 1989. - 329с
8. Окуджава, Б.Ш. : Мелодии и тексты : - М. : «Музыка», 1989. – 4с
9. Окуджава, Б. Ш. : Мы поем стихи : - Газета «Известия» от 26.07.85г
На странице приведен фрагмент.
Автор: сколова ольга николаевна
→ Olga123 10.02.2011 3 3862 797 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.