Эссе "Поэт в России больше, чем поэт..."
«Поэт в России больше, чем поэт…»
Пора, мы уходим: еще молодые,
со списком еще не приснившихся снов,
с последним, чуть зримым сияньем России
на фосфорных рифмах последних стихов.
Владимир Набоков
Поэт… Какое короткое и ёмкое слово. Это голос России, её оголенный нерв, взывающая совесть, открытая ранимая и окрыленная душа...
Во все времена поэты творили в сложное время: на их долю выпадали катастрофы и социальные потрясения, революции и войны. Поэтам, призванным свободно говорить, подчас приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.
Ни одна мировая литература ХХ века не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры. Поистине «темен жребий русского поэта» (М.Волошин).
В России «суждено поэтами рождаться». Эта аксиома соединяет пласты русской литературы от Древней Руси до сегодняшнего времени.
Что же определяет единство и целостность многосоставной русской литературы? Поэты всегда осознавали себя и в России, и вне России частью Родины, жили сложным чувством любви к ней.
«Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто. А ведь говорили, что я только ненавижу», - признавался Иван Алексеевич Бунин, объясняя скрытый смысл своих «Окаянных дней», пронизанных печалью и болью. Своя «икона», свой заветный образ Родины был у Валерия Яковлевича Брюсова и Константина Дмитриевича Бальмонта, у Иннокентия Фёдоровича Анненского и Александра Александровича Блока, у Марины Ивановны Цветаевой и Анны Андреевны Ахматовой.
Особое место в русской литературе занимает эпоха «серебряного века». Поэтам этого периода пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения, признание критики и читателей и полное забвение. Для них творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружающей советской действительности. Но даже в самые яростные и лихие годы для них источником вдохновения стала Родина, Россия.
ХХ век – «век мой, зверь мой» — это новое состояние души, новый взгляд на творчество, которое приравнивалось к священнодействию, это сотворение новой религии и постижение мира, это интуитивный путь своеобразных импровизаций, это умение слушать «музыку времени».
Поэт – эмигрант Николай Оцуп, некогда учившийся в Царскосельском лицее, где служил крупнейший поэт – символист Иннокентий Анненский и где учился Николай Гумилев, не только поставил эпоху А.Блока, Н.Гумилева, А.Ахматовой рядом с классическим «золотым веком» Пушкина, Толстого, Достоевского, но и увидел особый «героизм «серебряного века»».
После 1917 года цвет русской поэзии эмигрировал (И.Бунин, К.Бальмонт, И. Северянин, Саша Черный) … В больших центрах - поселениях русских – Париже, Берлине, Харбине – сформировались целые мини-городки «Россия в миниатюре», в которых были полностью воссозданы все черты дореволюционного русского общества. Здесь печатались русские газеты, работали университеты и школы, писала свои труды интеллигенция, покинувшая родину. Анна Ахматова идеологически обосновала свое присутствие на родине: «Не с теми я, кто бросил землю...», и с тех пор эти строки гордо цитируются теми, кто не захотел или, чаще, не смог эмигрировать.
На родине осталось 97 поэтов. Из них 11 погибли (в основном в годы Гражданской войны), кто-то покончил с собой, кого-то «загубила» власть (Есенин, Маяковский, Цветаева), трое сошли с ума. Репрессировано было 22 поэта (23% от всех оставшихся в России), причем только трое из них были освобождены (включая А.А.Ахматову), а остальные были расстреляны или скончались в заключении.
Судьбу поэтов серебряного века можно проследить, обратившись к имени Н.Гумилева, жизнь которого трагически оборвалась в августе 1921 года. “Преступление” Гумилева заключалось в том, что он “не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался”. Никаких других материалов, которые изобличали бы Гумилева в антисоветском заговоре, нет. Мотивы поведения поэта зафиксированы в протоколе допроса: пытался его вовлечь в антисоветскую организацию его друг, с которым он учился и был на фронте. Предрассудки дворянской офицерской чести, как заявил Н.Гумилев, не позволили ему пойти “с доносом”.
Творчество Н.Гумилева — это приближение к идеалу Поэта: годы ученичества и строгой дисциплины, постепенное расширение и в то же время конкретизация мира его образов. Поэт сосредоточен на глубинных душевных движениях, связанных с острым переживанием современности и с чувством трагической тревоги.
Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное литературное наследие, оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Н.Гумилевым — одним из лучших русских поэтов начала ХХ века.
Поэт в России – образ века своего
И будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всему, что было до него.
(Е.Евтушенко)
Еще одной яркой вспышкой серебряного века стало имя Владимира Набокова хотя такого русского поэта как Набоков никогда не существовало. Был русский писатель В.В. Сирин. Набоковым он стал только, когда начал писать на английском языке. При этом следует сказать, что о Владимире Сирине как о русском писателе говорят тоже условно, так как большую часть своей жизни он провел в эмиграции (с 20 лет). Но несмотря на это (судя по прозе английской и русской, а также по его стихам, написанным на этих языках), тема России остается одной из главных для поэта. Россия является одной из самых интересных в его творчестве. Поэтический мир Набокова оставался в русле классической русской поэзии – лирики Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока, то есть поэзии романтической и неоромантической.
Есть два Набоковых – один, внутренний, впитывает все идеи и художественные образы других авторов, второй – внешний, который отрицает какое бы то ни было влияние и само знакомство с другими произведениями. Таков «прием» сокрытия, лежащий глубоко в личности и психологии автора. В стихотворении «Поэты» эти два мира тесно переплетаются, создавая свой неповторимый художественный мир Набокова, но в то же время за строчками поэта читатель угадывает знакомые образы и мотивы и поэзии Б.Пастернака («Из комнаты в сени свеча переходит/ и гаснет… плывёт отпечаток в глазах…), и одиночество М.Ю.Лермонтова (Сейчас переходим с порога мирского/ в ту область… как хочешь её назови:/ пустыня ли, смерть, отрешенье от слова, -/ а может быть проще: молчанье любви…), и тоску Н.А.Некрасова (Молчанье далёкой дороги тележной,/ где в пене цветов колея не видна,/ молчанье отчизны (любви безнадежной),/ молчанье зарницы, молчанье зерна.).
Особый ритм стихотворению придают многоточия, которые указывают на размышления автора и на внутренний диалог с самим собой. Перекрестная рифма катренов выбрана поэтом не случайно: это своеобразная символика перекрещения миров: прошлого и настоящего. Антитеза «приснившихся снов» и «зримым сияньем России», усиливает трагизм оторванности от привычного и родного. Невозможность возврата «томит» и «ранит», но обретенная «свобода» не дает совести успокоиться, потому что «боимся обидеть своею свободою добрых людей…». 5 строфа стихотворения - октава - имеет особый строй: в ней поэт акцентирует внимание на том, что было потеряно, поэтому строфа представляет собой перечисление сохраненных в памяти образов, связанных с детством, как отражение «прелести мира».
Синтаксический строй стихотворения позволяет читателям следовать за мыслью автора, плавно «перетекая» из «беззвездной ночи» до «текучих изумрудов в тумане», плывя по волнам «фосфорных рифм». Впечатление тягучести времени и мыслей подчеркивает трехсложный размер стихотворения - амфибрахий. Использование эпитетов «высокого неба», «в сумерках летних», олицетворения «окна, поймавшего луч», «внимательных туч», метафоры «укоризны вечерней зари» передают ярко и образно авторское мироощущение и раскрывают внутренний психологизм произведения.
Поэты серебряного века в своих исканиях обращались к индивидуальному миру человека, идее его духовного преображения, пытаясь прорваться сквозь быт к бытию, постичь сущностную цель человеческой жизни. В русской старине они видят идеал духовно здорового бытия, обобщение лучших черт национального характера, сочетая эпичность с лирикой, монументальность с утончённостью.
В России всегда было особое отношение к поэтам, так как считалось, что через их творчество доносится глас Божий. Великие русские поэты «глаголом жгли сердца людей". По выражению Белинского, «среди сочинителей, писавших, гладкие и легкие стихи, выделялся голос тех, чей стих звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных".
А мы ведь, поди, вдохновение знали,
Нам жить бы, казалось, и книгам расти,
Но музы безродные нас доконали, -
И ныне пора нам из мира уйти.
(В. Набоков)
Страница |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна
→ маргаритка3898 13.01.2019 0 10752 441 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы