Конспект урока истории "Отмена крепостного права", 8 класс
МОУ Круглинская СОШ
имени Героя Советского Союза И.А. Хромова
Открытый урок
по истории в 8 классе на тему:
«...Крепостное право на крестьян
отменяется навсегда»
Подготовил учитель истории
Енькова Е.В.
«...Крепостное право на крестьян
отменяется навсегда» (Александр II)
(урок на тему «Крестьянская реформа 1861 г.»; 8 класс)
Тип урока: урок-презентация.
Цели: познакомить учащихся с личностью Александра II; сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права; путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты; способствовать развитию информационной культуры учащихся; содействовать воспитанию уважения к истории России.
Оборудование: компьютер и проектор
Пояснения
Урок строится по схеме презентации; новый материал представлен в виде слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, которые поэтапно выводятся на экран и позволяют оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов;
слайд 1 презентации является опорным планом урока.
Крестьянская реформа 1861 г.
Личность императора Александра II.
Предпосылки отмены крепостного права.
Причины отмены крепостного права.
Подготовка крестьянской реформы
Основные положения крестьянской реформы
Значение отмены крепостного права.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка д/з
-Ответы на вопросы домашнего задания п.19.
-3 уч-ся работают самостоятельно с тестами
Тестовое задание 11.В 1842 г. был обнародован указ, в соответствии с которым
а) помещик мог по своему усмотрению освободить крестьянина за выкуп
б) помещик мог освободить крестьянина взамен за обязательство выполнять работы в имении
в) помещик
мог ограничить барщину тремя
днями
2.Александр
II
начал правление
а) в 1855 г.
б) в 1856 г.
в) в 1859 г.
3. Автор выражения: «Севастополь ударил по застоявшимся умам»
а) В.О. Ключевский
б) Т.Н. Грановский
в) В.П.Семенов
4.Отметьте причины отмены крепостного права
а) массовые протесты крестьян против тяжелых повинностей
б) желание помещиков увеличить прибыльность своих имений за счет введения свободного крестьянского труда
в) интенсивное развитие натурального хозяйства
- Остальные уч-ся в это время разгадывают кроссворд (слайд на доске)
Кроссворд 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
||||
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
б |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: 2. Внук Павла I, в начале своего правления предпринявший ряд либеральных начинаний. 4. Историк, один из Идеологов либерализма в России, сторонник умеренных преобразований при сохранении самодержавного строя и помещичьего землевладения. 5. Помилование преступников. 7. Министр финансов в 1823-1844 гг., добившийся бездефицитного бюджета в империи, преподававший наследнику престола «Краше обозрение русских финансов». 8. Автор нашумевшего в России произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», показавший ужасы крепостничества. 9. Воспитатель Александра П.
По вертикали: 1. Работы крестьянина в поместье помещика. 3. Тетя Александра II, сторонница либеральных реформ в России. 4. Журнал, издаваемый А.И. Герценом за границей. 6. Законодательные правила (1847- 1848), определявшие размеры наделов и повинности помещичьих крестьян юго-западных губерний.
Ответы. По горизонтали: 2. Александр. 4. Кавелин. 5. Амнистия.7. Канкрин. 8. Радищев. 9. Мердер. По вертикали: 1. Барщина. 3. Елена. 4. Колокол. 6. Инвентари.
III. Вступительное слово учителя
Знакомство учеников с темой урока, его целями и задачами.
IV.Основная часть урока
18 февраля 1855 г. в самый разгар Крымской войны, при весьма загадочных обстоятельствах умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот», - говорил, умирая, сыну Александру Николай I.
(Рассматривается слайд 2 с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.)
- Так
какие же проблемы оставил Александру
II
его отец?
(Проигранная
Крымская война и достойный выход из
нее
России; отмена крепостного права;
необходимость проведения
реформ в Российском государстве.)
Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 г. и получил блестящее образование. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество; М.М. Сперанский преподавал ему право, а Е. Ф. Канкрин -экономику.
(Рассматривается слайд 3 с изображением преподавателей Александра II - В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.)
Во время путешествия за границу Александр II познакомился со своей женой, а побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.
(Рассматривается слайд 4 с изображением Александра II.)
Как, по вашему мнению, воспитание Александра II повлияло на его характер? -Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? {Примерный ответ. Александр II воспитывался своими наставниками в духе либеральных идей, но не надо забывать, что жил он в николаевской стране. Новый император был милосердным (просил отца освободить декабристов), но в то же время как человек военный обладал жесткостью характера, понимая, что на него возложена миссия реформатора.)
Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос.
(Ученики вместе с учителем записывают в хронологическом порядке предпосылки отмены крепостного права {слайд 5).)
Предпосылки отмены крепостного права:
XVIII в. -А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
1797 г. -указ Павла I о трехдневной барщине
1803 г. –указ Александра I о вольных хлебопашцах
1816-1819 гг.- закон Александра I о полной отмене крепостного права в трех прибалтйских губерниях: Эстляндии, Курляндии, Лифляндии
1842 г.- закон Николая I об обязанных крестьянах
1847 г.- Николай I даровал крепостным право освобождения за выкуп в случае продажи имения их владельца
Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную сторону.
- Каким было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права. Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?
(Примерный ответ. Отношение было двойственное, но все понимали, что проблема требует решения. Из писателей можно вспомнить И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова. Все члены тайных организаций включали в свои программы статьи об отмене крепостного права - декабристы, славянофилы и западники, петрашевцы.)
(Рассматривается слайд 6 «Отношение к крепостному праву в российской печати».
Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д. Кавелин «Записки об освобождении крестьян»; статьи в альманахе «Полярная звезда» (А.И. Герцен) и в газете «Колокол» (А.И. Герцен, Н.П. Огарев).)
-Итак,
ребята, какой вывод мы можем с вами
сделать? (Примерный
ответ. В
середине XIX
в. в России сложились все предпосылки
для отмены крепостного права. Тем не
менее, принять решение о его отмене
Александр II
был вынужден
под
воздействием не столько внутренних,
сколько внешних
обстоятельств.)
Ученики заполняют таблицу «Причины отмены крепостного права». После заполнения работа проверяется по заранее подготовленному слайду 7.
Причины крепостного права
Поражение в Крымской войне |
Военно-техническое отставание России от европейских государств |
Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой |
Массовое крестьянское движение |
|
Изменение атмосферы в российском обществе |
30 марта 1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: «... лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».
(Рассматриваются слайды 8—9.)
Подготовка к отмене крепостного права
03.01.1857 г.- образование Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Октябрь 1857 г.- В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей |
20.11.1857 г.- Александр II издает рескрипт об учреждении губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. Февраль 1858 г.- Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Март 1859 г.- учреждена редакционная комиссия. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян. |
- Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян?
-Какую роль в этих реформах он отводил себе? {Примерный ответ. Александр II знал настроения большинства помещиков по этому вопросу, поэтому хотел от них реальных предложений. Царь в какой-то степени проявлял либеральность по отношению к подданным.
Варианты освобождения крестьян
Освобождение крестьян без земли |
Освобождение крестьян с землей за выкуп |
Освобождение крестьян с землей без выкупа |
Дворяне в губернских комитетах |
Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение помещичьего землевладения |
Революционно настроенная часть общества |
-Как вы думаете, какой вариант и почему избрал АлександрII?
(Рассматривается слайд 11 «Завершение работы над проектом крестьянской реформы»?)
19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В документе было записано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».
(Ученики начинают работу с основными положениями манифеста. Рассматриваются слайды 12-13.)
Основные положения манифеста
Пункт 2 –порядок личного освобождения
Крестьяне:
Лично свободные;
Наделены общегражданскими и имущественными правами.
Но! сохранялись:
Сословное деление;
Крестьянская подать;
Рекрутские наборы;
Зависимость от барщины.
Пункт 6 – порядок наделения землей
Сохранялось помещичье землевладение.
Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
Размер выкупной нормы составлял от 3до 12 десятин.
За землю лично свободные крестьяне должны были платить барщину и оброк до полного ее выкупа.
-Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?
В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших «полной воли» и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе чувствуется разочарование в реформах из-за их непоследовательности.
-Как вы понимаете эти строки Н.А. Некрасова?
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом - по барину,
Другим - по мужику.
-Как автор оценивает отмену крепостного права?
Как вы оцениваете эти события?
Каково же значение отмены крепостного права?
(Рассматривается слайд 14.)
Значение отмены крепостного права
Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений.
Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.
В результате реформы было освобождено 20 млн крестьян.
V. Самостоятельная работа
Работа в рабочей тетради с.5-9 № 1, 3, 4.
VI. Итог урока
Каковы прогрессивные черты реформы?
Какие крепостные черты она сохранила?
VII. Домашнее задание
Учебник, § 20, рабочая тетрадь с. 7-9 № 6
Творческое задание: написать письмо от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.
Литература
Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России. XIX век». М., 2001.
Данилов А.А,, Косулина Л.Г. История государства и народов России. XIX век: Учебник. М., 2002.
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.
http://www.myjulia.ru/post/354993/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Енькова Елена Викторовна
→ дочка6716 17.11.2011 1 7034 1426 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.