Конспект урока "Подготовка отмены крепостного права" (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры)для 8 класс


Кальянова Татьяна Николаевна

учитель истории и обществознания
МОУ "Борисовская ООШ"



ТЕМА УРОКА: Подготовка отмены крепостного права (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры).

Цель занятия: сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере раз­личных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные уме­ния - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом. Изучение предварительной подготов­ки реформы поможет учащимся глубже понять саму реформу, понять, что на исход исторических событий, помимо объек­тивных экономических факторов, влияет расстановка полити­ческих сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.

Опережающее задание: Класс разбивается на группы - трем группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая груп­па - правительство - должна выбрать приемлемый проект (ученики еще не изучали материалы реформы 1861 г.) и обосновать свои решения. Группа экспертов дает анализ усло­вий, при котором возможно принятие каждого из трех проек­тов и оценивает правильность изложения позиций и правительственный выбор.

Список дополнительной литературы:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. М.,2011г..

Винокурова М.М., Чепелкин М.А. Эпоха реформ 60-х годов. Пакет-комплект документального материала. М., 1993.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России.М., 1968.

Захарова Е.Н. История России Х1Х-начала XX века. М.,2010г.

Захарова Е.Н. Россия во второй половине Х1Х-начале XXвека. 4.2. М., 1998.

Зырянов П. Н. История России. XIX век. М., 2010.

Кириллов В., Кулагина Г. Россия во второй половине XIX века. М., 1996.

Короткова М.В. Рабочая тетрадь по истории России XIXвека. М., 2010.

Ляшенко Л.М. История России XIX века. М., 1998.

Сидоров О.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. 2010.

Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. М., 1989.


Вводная часть урока. Учитель начинает урок с разбо­ра эпиграфа, который можно взять из книги Н.Я. Эйдельмана: «Положение освободившихся крестьян, их будущие земе­льные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились в конце концов.».


Задача урока состоит в том, чтобы выяснить, какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1961г., и потом сравнить с тем, что получилось


Учитель кратко рассказывает о подготовке реформы. На доске рисуется схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформы, очень коротко рассказывает о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и итогах деятельности. (См. схему №1.)


Учащиеся должны обсудить следующие вопросы:

- задачи и функции учреждения,

- кто стоял во главе учреждения,

- документы и итоги его деятельности.

Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязатель­но собиралась статистика по земельным вопросам, производи­лись расчеты, изучался опыт решения вопроса в Пруссии, Ав­стрии и Франции. «Вам предстоит та же самая работа», — обращается педагог к ребятам.

В процессе подготовки реформы был опубликован Вы­сочайший рескрипт об учреждении из

числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проект крестьянской реформы. В 1855-57 годах было подано правительству 60 записок с проектами отмены крепостного права.




Схема 1. Подготовка крестьянской реформы

Редакционная комиссия, февраль 1859-октябрь1960, Я.И. Ростовцев, В.Н. Панин

Секретный комитет по крестьянскому вопросу, январь 1957 – январь 1958. К.Н. Романов






Император Александр II











Губернские дворянские комитеты


Главные комитеты по крестьянскому вопросу, январь 1958 – февраль 1861









Государственный Совет, октябрь 1960 – февраль 1861








Далее ребятам предлагаются пакеты документов из книги М. Винокуровой, М. Чепелкина. Эпоха реформ 60-х годов в России, М., 1993:

К.Д. Кавелин «Записка об освобождении крестьян в России»,

Ю.Ф. Самарин «Записка о крепостном состоянии и о пере­ходе из него к гражданской свободе»,

Речь Александра II перед московскими, губернскими и уез­дными предводителями дворянства (1856 год),

Речь Александра II в Государственном Совете (январь 1861г.),

А.М. Унковский «Проект освобождения крестьян»,

М.П. Позен «Проект освобождения крестьян»,

Н.Г. Чернышевский «Устройство быта помещичьих кре­стьян».

Для разработки школьниками самих проектов им может быть предложена схема с возможными решениями.

Схема 2. Варианты решения земельного вопроса

Уничтожение крепостного права

Сохранение общины

Расширение помещичьих земель

Сохранение крепостного права

Уничтожение общимны

Сохранение помещичьих земель

Укрепление крепостного права

Укрепление общины

уничтожение помещичьих земель

Учащимся предлагается карточка для заполнения:

Уничтожить крепостное право.

Сохранить крестьянскую общину


Укрепить помещичье землевладение

Основная часть урока. В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены кре­постного права в различных губерниях страны. С этой целью детям предлагаются познавательные задания:

Задание 1. Перед вами письма двух помещиков, напи­санных накануне отмены крепостного права. Они датируют­ся 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобожде­нии крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречи­вое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?

«Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более полу­чим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь,
что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей прав­де, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю,
хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при по­явлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».

«Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения кре­постного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится... Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам поме­щиков смертный приговор».

Задание 2. Используя таблицу «Барщина и оброк в поме­щичьих имениях в 1858 году», объясните, в каких районах России было выгоднее освобождать крестьян от крепостной зависимости. Предположите, каким образом произойдет освобождение.


Губернии

% оброч. кр-н

% барщ. кр-н

Губернии

% оброч. кр-н

% барщ. кр-н

Костромская

87,5

12,5

Тверская

41

59

Ярославская

87,4

12,6

Рязанская

38

62

Вологодская

84

16

Орловская

28

72

Олонецкая

72

28

Смоленская

27

73

Владимирская

70

30

Тульская

25

75

Московская

68

32

Пензенская

25

75

Нижегородская

68

32

Курская

24,5

74,5

Калужская

55

45

Псковская

23

77

Новгородская

45,6

54,4

Тамбовская

22

78

Воронежская

45

55


В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.

Помещики нечерноземныхгуберний:

- освободить крестьян с землей;

- взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли;

- правительство должно гарантировать выкупную опера­цию.

Помещики черноземных губерний:

- освободить крестьян без земли;

- похоронить реформу.

Ребята зачитывают свои «проекты»:

1 группа. Либеральный проект, выражающий мнение поме­щиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя тверского дворянства А.М. Унковского, правоведов К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.

Основные положения «Записок» А.М. Унковского и К.Д. Кавелина:

  • освобождение крестьян с землей и имуществом без «пере­ходного» состояния;

  • вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;

  • плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;

  • слияние двух сословий - помещиков и крестьян в один земледельческий класс;

  • отмена крепостного права - первая реформа, далее будут другие.

Необходимо заметить, что записку К.Д. Кавелина импера­тор одобрил, но крепостники были против.

2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков-крепостников из черноземных губерний; Уче­ники могут выступить в ролях предводителя дворянства Полтавской губернии М.П. Позена, генерал-губернаторов Виленской, Гродненской и других губерний - В, Назимова, М. Муравьева и др.

Основные положения:

  • оставление основной части земли в руках помещиков;

  • крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
    освободить крестьян без земли;

  • предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;

  • предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами: дать власть над чиновниками и вли­ять на управление в государстве.

Промежуточную позицию между этими двумя лагерями за­нимал самарский губернатор Ю.Ф. Самарин, который полагал, что необходимо:

  • освободить крестьян постепенно, в течение 10-12 лет;

  • в течение этого срока крестьянам нужно будет обрабаты­вать землю за барщину.

3 группа. Радикальный проект реформы. Учащиеся могут выступить в роли А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, Н.Г. Черны­шевского или Н.А. Добролюбова и др.

Основные положения:

  • освобождение крестьян с землей;

  • построение нового общества через общину и коллектив­ные формы труда;

  • за землю помещикам полагается выплата ничтожной сум­мы от государства.

4 группа. Правительственный лагерь. Ребята могут высту­пить в роли «мотора» реформы Н.А. Милютина, или председа­теля редакционных комиссий Я.И Ростовцева, или в ролях .И. Панина, Ю.Ф. Самарина, В.А. Черкасского и др.

Основные положения:

  • отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;

  • особое крестьянское управление в деревне;

  • освобождение крестьян с землей.

Задание: Какие положения кавелинской записки получили отражение в государственном проекте отмены крепостного права?

Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными поло­жениями земельной реформы - Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Экс­перты заранее знают материал и оценивают работу групп. Глав­ное в дискуссии - обоснование каждого проекта.

Для большей убедительности в понимании реформы уча­щимся можно предложить математические расчеты.

Задание: Определите размер выкупного платежа кре­стьянина Московской губернии за 2 десятины земли, если известно:

1. Стоимость одной десятины - 62 руб. 50 коп. (настоящая цена - 38 руб.)

2. Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государст­вом. Какую сумму должен был заплатить крестьянин и ка­кова настоящая цена этой земли?

Ответ: настоящая цена 2 десятин земли - 76 рублей, об­щая стоимость этой земли тогда - 125 рублей. Крестьянин дол­жен был сразу заплатить 25 рублей (немыслимая цена для

него!), и в последующие годы должен был платить по 6 рублей ежегодно. Таким образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли, а последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.

Заключительная часть урока. Она посвящена подведению итогов реформы 1861 г. и результатам работы групп. В частно­сти, можно разобрать различные оценки реформы:

1.Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

Другим - по мужику.

(Некрасов Н.А. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)

Учащимся предлагается подумать, почему «цепь» ударила по барину и объяснить это.

2. «Часто и мы много пишем о больших недостатках кре­стьянского освобождения... Однако, реформа могла быть и много хуже... и это очень важно для российской истории». (Н. Я. Эйдельман.) — Что это значит: «реформа могла быть хуже?»

Ребятам необходимо пояснить, что имелась в виду такая ре­форма, какой она была объявлена в 1857 г., когда за помещи­ком сохранялось куда больше земли и власти. «Чем хуже, тем лучше», — так полагали демократы и ждали бунта в ответ на реформу.

Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект оказался на данном уроке более убедительным?

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Как по­шло бы развитие России, если бы победил проект моей груп­пы в 1861 г.?»



Полный текст материала Конспект урока "Подготовка отмены крепостного права" (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры)для 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кальянова Татьяна Николаевна  ТатьянаКальянова
12.12.2011 0 5088 792

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК